Наталья Чистякова
«Семья и школа: лучшие практики партнерства». Семинар-практикум «Удивительный воздушный шар»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум «Удивительный воздушный шар»
Авторы:
Учитель-логопед: Чистякова Наталья Михайловна
Педагог-психолог: Потапова Анастасия Николаевна
Цель:Создание социальной ситуациидляприобретения практических знаний родителями по развитию положительных эмоций и предупреждение трудностей дошкольников перед поступлением в школу.
Задачи:
1. Способствовать созданию единого пространства «Детский сад – семья- школа» и установка эмоционального контакта между участниками мероприятия.
Публикация «„Семья и школа: лучшие практики партнерства“, Семинар-практикум „Удивительный воздушный шар“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
2. Создать условия для знакомства родителей с играми, развивающих внимание, память, мышление, речь дошкольников.
3. Создать условия для осознания важности объективного оценивания своего ребёнка.
Оборудование: Бейджы 12 штук, цветные карандаши, 3 пронумерованных воздушных шара чёрного цвета, клей, корзина, шкатулка, познавательные игры «Дерево-считалочка»; «Тараторка на пригорке»; «Зри в корень»; «Игра»; «Погремушка», мультимедиа, фото первоклассника, корзина, 8 листов формата А3, набор деталей для аппликации, Су-Джок массажёр, аудиозапись «Звуки природы»,4 шара, гуашь, расшифровка к цветам, мягкие сердечки 12 штук.
Организационный этап:
(семинар-практикум проходит в музыкальном зале, звучит музыка, родители проходят в зал, располагаются за столики по три человека)
Учитель-логопед: Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы с вами вспомним, как это быть детьми. Но вначале на бейджах просим вас написать имя,как бы хотели, чтобы обращались на протяжении всего семинара-практикума, а рядом с ним изобразите рисунок, с которым вы ассоциируете себя или своё настроение (родители и педагоги пишут и изображают рисунок на бейдже). А теперь поприветствуем друг друга (родители и педагоги называют своё имя и ассоциацию с ним или с собой).
Мотивационно-ориентировочный этап
(на экране появляется фото первоклассников с грустными лицами)
Психолог: Как вы думаете, какие эмоции переживают дети на фото? (ответы родителей). А с чем связано, по вашему мнению, главное переживание ребёнка? (ответы родителей).
Учитель-логопед: Да, на самом деле эти фотографии вызывают грустные эмоции. Перед Вами волшебная шкатулка, давайте сейчас каждый напишет пожелание будущему первокласснику. Вспомните себя первоклассником, что Вы испытывали в этот момент своей жизни (родители пишут пожелания первоклассникам). К этой шкатулке мы ещё вернемся, не забывайте она волшебная!
Психолог:Давайте сегодня проведем так этот вечер, чтобы понять, что нужно делать, чтобы дети не испытывали негативные эмоции в этот праздничный день!
Практический этап :
Учитель-логопед: Перед нами шары, какого они цвета? (ответы родителей - чёрные). Но они не пустые, чтобы узнать, что внутринужно лопнуть их. Вам интересно, что же там? (ответы родителей).
(родители лопают шар№ 1)
Психолог:
Упражнение «Страх»- скажите, что такое страх? А какой страх стоит перед первоклассником? Перед школой? Чтобы победить его, нужно представить и встретиться с ним. А чтобы это произошло, надо нарисовать свой страх (родители в подгруппах выполняют задание, далее представители от подгрупп описывают страх изображенный на листе, с помощью чего удалось им его передать).
Большое спасибо за ответы. Итак, перед вами визуализированный страх, как мы можем его побороть? (ответы родителей – порвать лист, смять, закрасить)
- Всё верно, чтобы нам избавиться от страха, мы можем выбрать один из способов (родители выбирают и уничтожают страх). Ну вот, вы теперь знаете, как можно помочь первокласснику побороть эмоцию страха перед школой!
(Родители лопают шар № 2)
Учитель-логопед:Упражнение «Умная игра»
Скажите, а у вас дома много игр? А Вы знаете для чего нужна каждая игра? (ответы родителей) Давайте разберемся, перед вами находятся игры. Вы выбираете одну из них и подумайте какую роль выполняет данная игра в развитии ребёнка (родители берут игру и обсуждают в подгруппах)
-(Игра «Правила дорожного движения» - способствует развитию у играющих внимания, памяти, мышления. Позволяет воспитывать в детях культуру пешехода, навыки общения, приучить к выполнению установленных правил;
-Игра «Тараторки на пригорке»- Игра способствует развитию речи, автоматизации звука «Р», развитие познавательных процессов: мышления, внимания;
- Игра «Зри в корень» - умение находить корень слова, подбирать родственные слова, игра помогает познакомиться со словообразованием и составом слова;
- Игра «Лото» - способствует развитию восприятия формы и цвета предметов;
- Игра «Дерево-считалочка» - игра направлена на развитие навыка счёта, памяти, логического мышления;
- «Погремушка» - направлена на развитие слухового и зрительного восприятия;
- «Деревянный лабиринт- бусинки»- направлена на развитие мелкой моторики, восприятия формы и цвета.)
Учитель-логопед:Скажите, а по каким критериям вы выбираете игрушку? (Возрастной критерий, для девочек или мальчиков, направленность игры и т. д) Да, на самом деле эти критерии имеют место быть, но самым главным критерием является уровень индивидуального развития. Вы отлично, справились! Переходим к следующему шару.
(родители лопаютшар № 3)
Учитель-логопед:Упражнение «Мозаика»
(каждая минигруппа получает одинаковый набор деталей, клей и лист формата А3 из которых необходимо выполнить аппликацию на тему «Школа»)
Мы Вам предлагаем включить фантазию и выполнить аппликацию из предоставленного материала. Но прежде чем мы начнём, давайте проведём гимнастику и подготовим наши пальчики с помощью Су-Джок массажера. (родители выполняют действия). Аппликация на тему «Школа», итак начнём выполнять (родители выполняют задания).
(по окончанию выполнения работ, каждая минигруппа представляет аппликацию)
Психолог:Мы просмотрели все работы, а теперь вернёмся к началу данного задания. Скажите, какие детали вы получили? (ответы родителей - одинаковые). Да, но работы получились у всех разные. Как это можно объяснить? (ответы родителей)Верно, у каждого из нас существует своё мнение, представление о том или ином событии, мы индивидуальны. А как вы думаете, с какой трудностью в школе сталкивается ребёнок? (ответы родителей). Очень часто дети подвергаются сравнению со стороны взрослых и своих сверстников, что зачастую травмирует психику первоклассника. Чтобы этого избежать, нужно начать с себя и исключить из разговоров такие высказывания, как: «Почему Петя умеет быстро читать, а ты нет?»; «Вот Ваня готов идти в школу, а ты ничего не знаешь!».
Рефлексивно-оценочный этап
(звучит музыка) Психолог:Вы замечательно справились с поставленным упражнениями, но обратите внимание (на мольберте расположен лис с изображенной корзиной) у нас есть корзина. В ней живут трудности, предубеждения. Давайте попробуем отпустить их, но помните от цвета шаров зависит скорость полёта этой корзины. Просим вас подойти и оставить свой шар. (родители подходят, берут в руки воздушный шарик, опускают его в наиболее понравившийся для них цвет краски, и оставляют отпечаток над корзиной). Здорово! А сейчас мы представим, как легко взлетает корзина и поднимается высоко-высоко.
Учитель-логопед: Но мы совсем забыли про шкатулку, в которой оставили свои пожелания на этот вечер. Вы помните, она волшебная и наши пожелания превратились в сердца. Мы дарим вам их, ведь наши сердца, доброта помогают найти пути решения даже в самых сложных ситуациях.