Марина Обжерина
Бумагопластика для развития творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Творческие способности дошкольника - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делала научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
Публикация «Бумагопластика для развития творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно- технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека гибкости мышления, быстрой ориентации, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством, результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения и, следовательно, есть огромная необходимость в настоящее время уделить большое внимание развитию творческих способностей дошкольников.
Развитие ребёнка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности,самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения дошкольника являются результатом построенного обучения. Ребёнок учится ставить и достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Мир ребёнка- сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Всё это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребёнка, успешности его обучения в целом.
Особое значение для развития этих основ имеют специфически детские виды деятельности – игра, рисование, лепка…и, конечно же, конструирование. Под детским конструированием принято понимать создание ребёнком конструкций, моделей, поделок из различных материалов (в том числе и из разных видов бумаги).
Отечественные педагоги, занимающиеся изучением проблемы развития художественного творчества и способностей детей, такие как Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова,А. Н. Малышева, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияют на развитие способностей к творчеству.
Работу по развитию творческих способностей своих воспитанников начала со знакомства со свойствами бумаги, как художественным материалом (лёгкая, тонкая, цветная, красивая, сминается, рвётся, разрезается, приклеивается). Из кусочков рваной и мятой бумаги у нас получались выразительные образы (цыплята на лугу, пушистые тучки и т. д.) Приклеивали вырезанные готовые формы, создавая при этом выразительные образы.
Для создания различных по фактуре и цветовому решению изображений мы использовали разнообразные виды бумаги. Техника работы с ней может быть различной: обрывная и вырезная, объёмная аппликация, мозаика, поделки в стиле оригами, создание различных форм с использованием техники бумагопластики.
Первые шаги в работе с бумагой настолько просты, что не требуют от ребёнка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя возможности бумаг : рвёт, мнёт, сгибает, режет, образует спирали, пластичные формы.
Система работы с этим материалом построена по принципу от простого к сложному. Работа с бумагой позволяет индивидуализировать сложность изготовления: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить более простой вариант. При этом развивающий и обучающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предотвратить перегрузку ребёнка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству.
Для достижения положительных результатов в развитии творчества ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители- самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают о том, как они их делают. Стоит отметить, что дети занимающиеся бумагопластикой, стали более усидчивыми и аккуратными.
Большая роль в овладении бумагопластикой отводится коллективным работам. За короткий промежуток времени на занятии старший дошкольник может сделать одну или две фигуры (дерево, бабочку, цветок, он выразил себя технически, но морально не всегда удовлетворён. Когда дошкольники создают коллективно одну большую картину (“Берёзовый лес”, “ Новогодняя сказка” ,” Цветочная поляна”, конечный результат получается быстрее и ребёнок воспринимает работу целостно, как свою собственную. Детям нравится большие работы, они удовлетворёны морально, появляется желание сделать ещё что-нибудь замечательное. Постепенно к ним приходит опыт, и они с лёгкостью выполняет большую, сложную работу самостоятельно.
Полученные мной результаты убедительно доказывают, что дети старшего дошкольного возраста способны творить из бумаги чудо. Их картины оригинальны по форме, насыщены по колориту, правильно выстроены композиционно.
.