Стадченко Анна
Буллинг в школе: как зарождается насилие и какие стадии оно проходит
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс травли строится по типу замкнутой системы: начинается с социального буллинга, переходит в вербальный, затем — в физический, и снова становится социальным. Рассказываем, какие признаки характерны для каждого вида буллинга.
Виды буллинга
Социальный буллинг возникает, когда в класс приходит новый ученик. Происходит взрыв ксенофобии: группа отторгает «чужака», и новичок становится изгоем. Он может перешагнуть эту черту и стать «своим», если совершит некий ритуал — например, сыграет в игру, распространённую в классе. Если она пошла не по плану или завершилась отрицательным результатом, возникает вербальный буллинг.
Публикация «Буллинг в школе: как зарождается насилие и какие стадии оно проходит» размещена в разделах
- Буллинг, профилактика буллинга. Насилие и травля в школе
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Он строится на изоляции жертвы из социальной среды при помощи слов — издёвок, насмешек, сарказма. Не надо расценивать это как проявление юмора. В ситуации буллинга это токсичные отношения, которые постепенно приобретают статус нормы.
Если никто не остановил процесс травли, вербальный буллинг перерастает в физический. Начинается всё с легкого взаимодействия — тычков, пинков, дёрганья за одежду. Агрессор не обязательно должен вступать в тактильный контакт с жертвой. Он может рвать её тетради и учебники, пачкать одежду, прятать портфель — всё это примеры физического буллинга.
После этого травля вновь возвращается на социальную стадию: жертва признана чужаком и изгоем, с которым нельзя иметь человеческих отношений. Класс согласен с новым положением дел и готов терпеть эту установку.
Признаки буллинга
Умышленность. Зачинщик травли отдаёт себе отчёт в своих действиях. «Да мы просто смеёмся», — частая отговорка агрессора, которую не стоит воспринимать на веру.
Регулярность. Буллинг — многократно повторяющееся событие.
Тотальное негативное влияние. Буллинг влияет на атмосферу в классе. Он отражается на успеваемости детей и психологическом состоянии преподавателя.
Травля не прекратится сама собой. Необходимы комплексные меры на уровне школы.
Явное неравенство сил. Жертва всегда находится в слабой позиции – физической или ментальной.
Тревожные сигналы в классе
В самом плачевном случае буллинг заканчивается приходом в школу полицейского, который разбирается с необратимыми последствиями травли.
Как правило, от зарождения буллинга до трагедии — суицида или убийства — проходит несколько месяцев. Чтобы не доводить ситуацию до крайней точки, нужно пресечь её при первых признаках.
Сплетни, слухи, равнодушие, незаинтересованность – это то, что готовит почву для будущего буллинга. Что ещё должно насторожить учителя? Нормализация маргинального общения внутри группы. Это ситуация, когда тычки, пинки, агрессивный тон, разговор на повышенных тонах становятся в порядке вещей.
Последствия буллинга
По тяжести последствий для психики школьный буллинг сравним с насилием в семье. У жертвы начинаются психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, обостряются хронические заболевания. Могут появиться депрессивные и тревожные расстройства, невротические проявления.
Если ситуация запущена, травля для жертвы кончается суицидом или скулшутингом, когда ребёнок больше не в силах терпеть насмешки и издевательства и решает отомстить обидчикам с помощью оружия.