Яна Пукач
Буквоупражнения как способ обучения буквам русского алфавита детей дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Недоразвитие фонематического слуха, сниженная способность к запоминанию, недостаточная сформированность основных мыслительных процессов являются причиной того, что дети с ЗПР с большим трудом знакомятся со звуками родного языка и запоминают обозначающие их буквы. В нашей работе, нам представилась возможность использовать методику профессора А. А. Дмитриева «Алфавит телодвижений», применяя приём - буквоупражнения. С помощью движений-показа букв, ребёнок в игровой форме познаёт буквы алфавита и развивает двигательные способности своего организма. Алфавит телодвижений состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают эту букву или, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображенную букву. В Алфавит телодвижений входят : движения рук, ног, наклоны туловища и головы, полуприседы, приседы и другие упражнения. Движения рук применяются при показе букв Б, Г, Д, О, У и т. д. Они осуществляются как левой, так и правой рукой: отведением рук в стороны, сгибанием их в локтевых суставах. Движения ног используются при показе букв Б, В, Ь, Ъ, Я и др. Некоторые буквы можно изобразить при помощи наклонов туловища: влево – Е, С, вправо – З, Э, вперед – М, П, а буквы Ъ, Й – движениями головы. Приседы и полуприседы используются для изображения букв Д, Ж, Н, Щ.
Публикация «Буквоупражнения как способ обучения буквам русского алфавита детей дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Цель таких упражнений – использование буквоупражнений для обучения грамоте детей дошкольного возраста с ЗПР. Цель достигается во взаимосвязи с решением следующих задач:
1. Освоение разнообразных буквенных обозначений звукоречи.
2. Обучение упражнениям, укрепляющим мышцы спины и живота, формирование хорошей осанки.
3. Развитие двигательных способностей организма.
Буквоупражения - это познавательное напрягающее мышцы и связки физическое упражнение, в котором возникает обозначение телом соответствующего звука или звукосочетания. Разучивая 33 буквы буквоупражнений, дети осваивают все буквы русского алфавита, одновременно они укрепляют свои мышцы, развивают двигательные способности организма и учатся лучше управлять своим телом.
Одной из полюбившихся игр, является инсценировка по стихотворению Б. Заходера с использованием «Алфавита телодвижений».
Приведенная здесь игра - инсценировка, делает занятие еще более занимательным для детей.
В начале игры каждому ребенку даётся буква алфавита. Далее ведущий читает текст стихотворения. Услышав свою букву, ребенок изображает её.
Жили в азбуке у нас
Буквы.
Жили, не тужили,
Потому что все дружили,
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело
Стало
Из-за страшного скандала:
Буква Я
- Фу-ты ну-ты! -
Фыркнул Ф,
От обиды покраснев.
- Ти-и-ше, буквы!
Стыдно, знаки! -
Закричали Гласные. –
Не хватало только драки!
А еще Согласные!
Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться!
Мы же грамотный народ!
Буква Я
Сама поймет:
Разве мыслимое дело
Всюду
Я
Совать вперед?
Ведь никто в таком письме
Не поймет ни бе ни ме! -
Я
Затопало ногами:
- Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума! -
Буквы тут переглянулись,
Все - буквально! – улыбнулись,
И ответил дружный хор:
- Хорошо,
Идем на спор:
Если сможешь
В одиночку
А
За голову схватилось.
Б
Схватилось за живот.
В строку не встала,
Взбунтовалась
Буква Я!
- Я, -
Сказала буква Я, -
Главная-заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла
Я!
Не хочу стоять в ряду.
Быть желаю
На виду! -
Говорят ей:
- Встань на место! -
Отвечает: - Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я - местоимение.
Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.
Написать
Хотя бы строчку, -
- Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь,
А Я!
. Буква Я взялась за дело :
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела, -
Написать она сумела
Только
«. яяяяя!»
Как зальется буква X :
- Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! -
О
От смеха покатилось!
Буква Я
Сперва крепилась,
А потом как заревет:
- Я, ребята, виновата!
Признаю
Вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади
Буквы Ю!
- Что ж, - решил весь алфавит, -
Если хочет - пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы - вместе!
В том, чтоб все -
От А до Я -
Жили, как одна семья!
Список используемой литературы
1. Заходер Б. Буква Я. - М. : Просвещение, 2005. -5с.
2. Майорова А. Алфавит телодвижений/Обруч. - № 3. – 2003. – 52 с.
3. Самохвалова И. Нетрадиционная лечебная физкультура [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sportfiction.ru/articles/azbuka-zdorovya315374/