Лариса Барсукова
Буктрейлер как инновационная форма работы по привлечению родителей в образовательный процесс
▼ Скачать
Буктрейлер, как инновационная форма работы
по привлечению родителей в образовательный процесс.
Что такое буктрейлер? Из самого названия ассоциативно возникает два образа : книга и что-то
Публикация «Буктрейлер как инновационная форма работы по привлечению родителей в образовательный процесс» размещена в разделах
связанное с рекламой фильма. Да, действительно, буктрейлер связан и с книгой, и с рекламой, но не
фильма… Конечно, книги! Буктрейлер – это короткий рекламный ролик, посвященный конкретной
книге. «Но зачем он нам?» – могут спросить некоторые педагоги. Действительно, зачем что-то
рекламировать, если проблема в том, что мы не знаем, как научить ребенка любить книгу, стремиться
читать в свободное время? Давайте разбираться вместе! Буктрейлер не является компьютерной
экранизацией в традиционном понимании – у него другая задача: рассказать о книге, заинтересовать
читателя, привлечь внимание к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к
кинофильмам. С помощью буктрейлера дети рассказывают о своей любимой книжке так, чтобы ее
захотели прочитать другие. А для этого надо самим прочитать на досуге книги, сформировать к ним
собственное отношение, выбрать ту, которая больше всего понравилась и сделать буктрейлер так,
чтобы заинтересовать других потенциальных читателей. Для практикующих педагогов-дошкольников
такая форма работы может рассматриваться как интересный опыт взаимодействия с дошкольниками и
родителями в процессе создания творческого продукта, что является не только средством приобщения
ребенка к чтению и средством развития личности ребенка, но и является средством саморазвития
педагога.
В зависимости от способа визуального воплощения текста буктрейлеры могут быть :
- Игровые (минифильм по книге);
- Неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами);
-Анимационные (мультфильм по книге). Если рассматривать данные виды буктрейлеров в рамках
работы с дошкольниками, то наиболее актуальным для создания является - «игровой» буктрейлер. Для
реализации творческого замысла «игрового» буктрейлера можно эффективно использовать
возможности различных видов игр – театрализованных, сюжетно-дидактических, музыкальных, в
которых дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности. Неигровой
буктрейлер – это набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками,
фотографиями и т. п. Неигровой вид при должном старании доступен любому начинающему автору,
главное – подобрать подходящие рисунки, иллюстрации, музыку и цитаты. По содержанию
буктрейлеры могут быть повествовательные, атмосферные и концептуальные.
Буктрейлеры, ориентированные на презентацию сюжета, называют повествовательными. Их задача –
через музыку, рисунки и иллюстрации, познакомить читателя с основами сюжета, сохраняя элементы
недосказанности и таинственности. Чтобы после просмотра ролика потенциальный читатель захотел
узнать, с чего история начинается и чем заканчивается.
Атмосферный буктрейлер кроме сюжета можно рекламировать атмосферу произведения – такие
буктрейлеры и называют атмосферными.
Концептуальные буктрейлеры основаны на рекламе необычной идеи произведения, на мировоззрении
автора и на интересных мыслях, которые он хочет донести до читателя, на смысловом содержании
книги.
Этапы создания буктрейлера. Первый этап: выбор книги. Мотивацией в выборе книги для создания
буктрейлера может быть :
- новая интересная книга, принесенная ребенком из дома;
- выбор книги из прочитанных в группе за определенный период;
- представление детьми новой прочитанной в группе книги;
- создание буктрейлеров приуроченных к датам и событиям.
Второй этап. Работа с книгой. Чтение, рассматривание иллюстраций, беседа по содержанию
(выявление основного смысла произведения, осмысливание поступков героев, их мыслей и чувств,
осознание своего собственного эмоционального отношения к событиям и героям). Нужно очень
тщательно и не один раз перечитать книгу, выбрать «самое-самое» с точки зрения ребенка – по сути,
создать эмоциональносмысловой конспект текста книги. В процессе обсуждения рождается сценарий
будущего буктрейлера. Третий этап – создание сценария буктрейлера. На данном этапе необходимо
определить вид буктрейлера. Продумать сюжет (сюжет – это основа видео ролика). Важно внести
интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы непременно читателю захотелось узнать, что же
будет дальше. А узнать, что будет дальше, можно, если прочтешь книгу. В сценарии должно быть от 5
до 9 смысловых блоков, иначе ролик потеряет легкость восприятия. Четвертый этап – поиск способов
визуального выражения запланированных блоков. Дети рисуют иллюстрации, делают поделки (макет,
герои произведения, декорации и т. п., записывают интервью, разыгрывают театрализованные сценки
и др. в соответствии со сценарием. Пятый этап – монтаж ролика, его озвучивание. Процесс создания
буктрейлера с помощью программных средств. Здесь можно использовать любой видеоредактор,
который станет инструментом для создания видеоролика. Шестой этап. Презентация буктрейлера. В
работе со старшими дошкольниками реализация данного этапа должна стать отправной точкой для
продвижения творческого продукта.
Общие принципы создания буктрейлера :
- Длительность ролика – 1-3 минуты.
- Единообразие иллюстраций : рисованные, аниме, фото. Соблюдение стилистики музыки и видеоряда.
- Ролик должен интриговать. Для этого важно подбирать не только яркие и эффектные картинки, но и
меткие цитаты, яркие диалоги. Не стоит пересказывать текст произведения.
-Качество и простота. Аудиотрек должен быть качественным, без шумовых эффектов и с одним
уровнем громкости. Иллюстрации – четкими и без чужеродных (рекламных) элементов.
- Шрифт в титрах и субтитрах – разборчивый и читабельный.
Совместная деятельность педагога, родителей с детьми по созданию буктрейлера, подготовка его
презентации сверстникам и взрослым действительно является мощным стимулом для побуждения
детей к чтению книги.
- Использование новой формы работы способствует развитию интереса детей к чтению
художественной литературы посредством создания необычных условий (интриги).
- Деятельность, интересная ребенку, является сильным мотивом, способствующим активному
развитию личности дошкольника.
- Реализация в практической деятельности инновационных форм работы с дошкольниками.
- Расширение содержания совместной деятельности с детьми при создании творческого продукта.
- Вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность.
Можно сделать вывод, что буктрейлер как новая форма работы с дошкольниками, является достаточно
эффективной по созданию условий для привлечения интереса детей к книге, и в привлечении
родителей к образовательному процессу, тем самым способствует гармоничному развитию личности
ребенка в практической творческой деятельности.