Анастасия Башкатова
Рекомендации родителям «Самомассаж»
"Применение приемов самомассажа в работе
с детьми дошкольного возраста"
Одним из приоритетных направлений государства является здоровье
подрастающего поколения, которое включает в себя его сохранение и
укрепление. Здоровье детей является одним из важнейших показателей,
определяющих потенциал страны, а так же одной из характеристик
национальной безопасности. Усилия работников ДОУ сегодня как никогда
направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование
Публикация «Рекомендации родителям „Самомассаж“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Массаж. Консультации для родителей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2022
здорового образа жизни. Педагогическая общественность осознает, что и
воспитатель может сделать для здоровья дошкольника много полезного, но
не без участия родителей. Здоровье детей и их развитие - одна из главных
проблем семьи и дошкольного учреждения.
Педагогами нашего детского сада активно используются различные
здоровьесберегающие технологии для формирования, сохранения и
укрепления здоровья воспитанников. Эффективным и универсальным
средством здоровьесберегающих технологий является игровой самомассаж.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он
улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних
органов. Для детей самомассаж - это и профилактика простудных
заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к
физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного
мозга, тонизирует весь организм.
Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика,
благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов,
расположенных в коже.
Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего,
влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую
усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и
эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных
ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не
навреди!».
Неоднократно подчеркивая значимость системности и регулярности
здоровьесберегающих технологий, то есть необходимость продолжать
укреплять здоровье детей в домашних условиях, мы бы хотели познакомить
вас, уважаемые родители, с некоторыми приемами и формами игрового
самомассажа, которые можно применять не только в детском саду, но и дома.
А именно: о самомассаже и играх с предметами из «чудесного мешочка
мелочей».
Самомассаж можно выполнять с предметами (мяч с шипами,
массажный ролик ит. д.) и без них. Наша задача научить детей навыкам
самомассажа, помогающим разогревать свое тело, закреплять знание частей
тела.
Сегодня мы будем учиться делать самомассаж головы!
Первое с чего надо начать - разогреваем руки: хорошо потереть
ладонь об ладонь до появления теплоты в них.
1) «Сделаем красивую прическу» - массируем голову пальцами
обеих рук ото лба к затылку, можно выполнять легкие массирующие
круговые движения. «Представьте, что у вас длинные волосы, их надо
причесать, заплести в косы» и т. д.
2) «Лепим уши Чебурашки» - массаж ушных раковин кончиками
пальцев обеих рук. Это очень полезно, т. к. на ушных раковинах находится
много биологических активных зон. Воздействуя таким образом на них, мы
стимулируем организм к оздоровлению. Эффект от данного упражнения:
уши должны покраснеть, стать горячими, но безболезненными.
3) «Слышу – не слышу» - указательными пальцами заткнуть уши на
счет 1-2-3-4-5, затем их открыть. Повторить 3-5 раз. Это упражнение
препятствует образованию серных пробок.
4) «Нос Буратино» - легкие поглаживающие движения пальцами
рук от переносицы к кончику носа. Способствует притоку крови к
дыхательным органам, выведению слизи из дыхательных каналов.
5) «Поющий носик» - пощипывающие движения указательным и
большим пальцами руки по крыльям носа со звуком на выдохе. Также
способствует выведению слизи из дыхательных каналов. Обязательно после
такого упражнения надо промыть нос.
А теперь перейдем к играм-манипуляциям с мелкими предметами из
«чудесного мешочка».
Для начала рассмотрим содержимое мешочка: фломастер с гранями,
мелкие камушки или монетки, носовой платок, игрушка от «Киндера»,
шишка. Игры с мелкими предметами развивают у детей усидчивость,
терпеливость, способствуют концентрации внимания, укреплению мышц
мелкой мускулатуры.
1) «Массаж ладоней» - покатать фломастер между ладонями, туго
их сжимая. Покатать фломастер поочередно по тыльным сторонам обеих
ладоней.
2) «Посчитаем уголки» - кончиками пальцев правой руки
поочередно захватываем уголки платка и считаем: «Один, два, три, четыре!»
или «Первый, второй, третий, четвертый!». Тоже выполняем левой рукой.
3) «Сосчитаем стороны платочка» - кончиками пальцев правой руки
проводим поочередно по каждой стороне платка и считаем: «Первая, вторая,
третья, четвертая!». Тоже повторяем и левой рукой.
4) «Собери платок в комок» - правая рука лежит на платке; не
отрывая руки от стола, кончиками пальцев собрать платок в комок.
Повторить левой рукой.
5) «Удержи монетку!» - мелкие монетки располагают на
подушечках пальцев правой руки, надо постараться удержать монетки как
можно дольше. Затем тоже повторить с левой рукой.
(Монетки можно заменять мелкими гладкими камушками).
Все продемонстрированные упражнения просты и не требуют особых
материальных затрат! Они могут применяться не только в детском саду, но и
дома вами, чтобы занять ребенка вечером, в длительной поездке в поезде, на
отдыхе, на пляже, даже в гостях, чтобы позабавить малышей с пользой. Но
это только небольшая часть тех игр и упражнений, которые помогают
ребенку развиваться и быть здоровым.
Желаем всем вам и вашим детям крепкого здоровья!