Недюжина Виктория Владимировна
Буклет-памятка «Биоэнергопластика в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук.
Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или
Публикация «Буклет-памятка „Биоэнергопластика в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями“» размещена в разделах
- Биоэнергопластика в работе с детьми
- Буклеты для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык
Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.
Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:
• «био» — человек как биологический объект;
• «энергия» — сила, необходимая для выполне- ния определенных действий;
• «пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоцио- нальной выразительностью.
Принцип биоэнергопластики — сопряж нная работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата,
движения рук имитируют движения речевого аппарата
Совместные движения рук и языка позволяют более ч тко и точно выполнять артикуляцион-
ные упражнения.
Необходимо соблюдать одно важное условие – само артикуляцион- ное упражнение должно быть заранее отработано изолированно перед зеркалом, а затем введено в артикуляционный комплекс.
Сначала присоединяется к упражнению ведущая рука, затем постепенно вторая.
Для повышения интереса у ребенка используются
«Волшебные перчатки», стихи.
В дальнейшем, дети уже без устной инструкции, только по показу руками могут воспроизвести известные им упражнения.
Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправле- ние неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кине- стетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических дей-
ствиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На дви- гательной активности построены все нейропсихо- логические коррекционно-развивающие и форми- рующие программы.
Вот почему следует помнить, что для обучения ребенка необходимо движение!
Артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики
• Все упражнения можно делать сидя или стоя.
• Основное исходное положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.
• Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.
• Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается.
• Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.
Фонарики.
Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения ртом, открывая и закрывая рот.
Лодочка.
Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. «Лодочка плыв т», одновременно язычок скользит по губам из одного уголка губы в другой.
Пароход. Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены – это «труба», одновременно двигая руками в стороны, как бы слегка покачивая, прищ лкивать губами.
Речка и рыбка. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движение рыбки хвостом, при этом язычок упирается то в одну, то в другую щ ку.
Деревья. Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Язычок упирается в верхнюю губу. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук, поболтать языком.
Корни. Ладони опущены вниз. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать руки и язык, уп ртый в нижнюю губу, в таком положении на сч т до пяти – десяти. После упражнения расслабить кисти рук, встряхнуть руками и поболтать языком.
Птичка пьёт водичку. Пальцы сложить «щепотью» - это клюв. Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать клювом при этом губы сделать трубочкой и пошевелить ими.
Птичка летит. Руки положить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы-«крылья». Помахать ими, «крылья» вверх- язык высунуть,
«крылья» вниз- язык убрать.
Цветок. Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, ртом имитируя при этом звук –а-, не произнося его, потом сводим пальцы вместе, имитируя ртом при этом звук –у-, не произнося его.
Кошечка. Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить и прижать ладони к столу. На сжатые кулачки кошечка сердится, на прижатые ладони к столу- кошечка улыбается.
Ворота. Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу-
«ворота» закрыты, рот закрыт. Ворота открываются - рот широко открывается.
Колечко. Соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Губы округлить – в и. п. то же на другой руке.
Рассказываем сказку
«Под грибом»
Как-то раз летел Комар (упражнение
«Хоботок»)
и начался сильный дождь. (упражнение
«Дятел»)
Куда спрятаться?
Увидел Комар на полянке маленький грибок,
(упражнение «Грибок»)
долетел до него и спрятался под его шляпкой.
Сидит под грибком, дождь пережидает. А дождь ид т сильнее и сильнее.
Мимо грибочка Воробей скачет и плачет.
(упражнение «Птенчики»)
- Намокли п рышки, устали крылышки. Пусти, меня, Комар, под грибок обсохнуть, дождик переждать!
- Куда же я тебя пущу? Я один тут кое-как уместился.
-Ничего, в тесноте, да не в обиде. Пустил Комар Воробья под грибок.
Полз т Змейка к грибочку. (упражнение «Змейка»)
Просит:
- Пустите под грибок, дождик переждать.
- Тут места нет.
- Подвиньтесь, пожалуйста. Подвинулись, нашлось место змейке.
Бежит Ёжик к грибочку, (упражнение «Иголочка»)
попросился дождик переждать и его пустили.
А дождь вс ль т и не переста т. (упражнение «Дятел»)
Скачет Зайчик. (упражнение «Лошадка»)
- Спрячьте, - кричит, - спасите! За мной Лиса гонится!
- Жалко Зайца, - говорит Комар, - давай ещё потеснимся. Только спрятали Зайца, Лиса прибежала.
упражнение «Киска сердится»)
- Зайца не видели? – спрашивает.
- Не видели.
Подошла Лиса поближе.
- Не тут ли он спрятался?
- Где ему тут спрятаться. Махнула Лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл, солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба, радуются.
Комар задумался и говорит:
- Как же так? Раньше мне одному под грибом было тесно, а теперь всем пятерым место нашлось.
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! – засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
(упражнение «Улыбка»)
- Эх вы! Гриб-то…
Не досказала и ускакала.
Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
А вы догадались?