Богданова Ольга
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Улыбка»
Составила воспитатель
Богданова Ольга Вячеславовна
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Организация
опытно – экспериментальной деятельности
детей дошкольного возраста.
Виды лабораторий:
Отдельное помещение
Часть экологической комнаты
Мини-лаборатория в группе:
Этажерка
Маленький столик
Пластмассовый стол + стул
Центр воды и песка
Публикация «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Лаборатория на территории детского сада.
Три основные формы организации экспериментальной деятельности :
Занятие
Совместная деятельность педагога и воспитанников
Самостоятельная деятельность детей Оборудование и материалы:
1. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы и величины, тазики, тарелочки разные по высоте, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, полиэтиленовые пакеты.
2. Приборы – помощники: микроскоп, лупы, зеркала, весы, магниты маленькие и большие, линейки, песочные часы, бинокль, безмен.
3. Природные материалы: камешки, минералы, глина, почва, крупный и мелкий песок. Перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена, шерсть.
4. Бросовый материал: пробки, палочки, трубочки для коктейля, фантики. Кусочки кожи, поролона, ткани, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, разнообразные ленточки.
5. Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
6. Разные виды бумаги: альбомная, тетрадная, калька, наждачная, вощеная и др.
7. Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, мензурки, воронки, мерные ложки, резиновые груши.
Значение экспериментальной
деятельности :
Побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действия.
Развивает инициативу, сообразительность.
Развивает мышление, логику.
Развивает творчество ребенка.
Позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Предоставляет ребенку самому найти ответы на вопросы «как» и «почему».
Приобрести новые знания о том или ином предмете.
Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, не доступные при непосредственном восприятии.
Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго
Классификация экспериментов:
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
• опыты с животными
• опыты с объектами неживой природы (солнце, вода, воздух, песок, почва, глина, камни)
• опыты объектом которых является человек.
2. По месту проведения:
• групповая комната
• участок детского сада
• лес, поле и т. д.
3. По количеству детей.
• индивидуальные (1-4 ребенка)
• групповые (5-10 детей)
• коллективные (вся группа)
4. По причине их проведения:
• случайные
• запланированные
• поставленные в ответ на вопрос ребенка
5. По характеру включения в педагогический процесс:
• эпизодические
• систематические
6. По продолжительности:
• кратковременные (5-15 мин.)
• длительные (свыше 15 мин.)
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
• однократные
• многократные или цикличные
8. По характеру познавательной деятельности детей :
• иллюстративные
• поисковые
• решение экспериментальных задач
9. По способу применения в аудитории:
• демонстрационные
• фронтальные