Наталья Кузнецова
Современные игровые здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить участников мастер – класса с опытом работы по применению игровых здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Уважаемые коллеги!
В рамках данного мастер – класса мы хотим рассказать о практике реализации игровых здоровьесберегающих технологий детей дошкольного возраста в нашем дошкольном учреждении.
Игровые здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательных, оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые могут быть использованы при совместной работе педагога и ребенка, ребенка и родителей.
Основополагающим направлением педагогической деятельности МДОУ № 2 является формирование здорового образа жизни у участников образовательного пространства на основе интеграции познавательной деятельности и двигательной активности. В настоящее время в системе дошкольного образования накоплен достаточный опыт по внедрению различных здоровьесберегающих технологий.
В нашем учреждении создано многофункциональное обучающее пособие, которые используются не только в рамках различных форм образовательной деятельности, но и служат в качестве интегративного компонента в системе работы воспитателей по обеспечению взаимопроникновения содержания других образовательных областей.
Целью является использование пазл – технологии для разучивания комплексов общеразвивающих упражнений, танцевальных композиций.
Однажды на занятии кто-то из ребят предложил свое движение вместо показанного нами. Получилось очень удачно! На следующем занятии мы дали возможность создать целый комплекс общеразвивающих упражнений. По окончанию образовательной деятельности воспитанники сказали: «Мы собрали комплекс из деталей, как конструктор!»
С этого и начались наши поиски по апробированию «Технологии пазлов». Наиболее удачно данную технологию удается реализовывать через общеразвивающие упражнения, где воспитанники разучивают каждое упражнение отдельно, а затем соединяют их в комплекс; через народные танцы в работе музыкального руководителя, поскольку он максимально приближен к предметной среде.
При использовании технологии в образовательной деятельности по физическому развитию, при разучивании комплексов ОРУ, каждое упражнение направлено на укрепление определенной группы мышц. Тем самым, картинки – «пиктограммы» с изображениями частей тела вызывают представление о характере исполнения этого элемента, являясь, тем самым, подсказкой.
Условно можно выделить 4 этапа данной технологии:
Показ и мотивация.
Совместное наглядное моделирование двигательного действия (пазл– схемы).
Выполнение с детьми движения в соответствии с составленной моделью.
Творческий этап. Здесь происходит самостоятельное составление комплексов и комбинаций, танцевальных композиций.
В чем же суть данной технологии? Условно можно выделить 4 этапа:
Показ и мотивация. Показ может быть выполнен педагогом, кем – то из воспитанников, детей, кто уже знаком с данным пособием, при помощи видео – фрагмента.
Совместное наглядное моделирование двигательного действия (пазл – схемы). Для того, чтобы дети смогли запомнить движение, мы ассоциируем его со схемами. Каждое упражнение дополнено схемами работающей части тела. Схема выступает в роли опоры. Здесь возможна как индивидуальная работа, так и работа в парах.
Выполнение с детьми движения в соответствии с составленной моделью. Каждый под музыку выполняет тот элемент, который расположен напротив него. По сигналу осуществляется переход в правую сторону, против часовой стрелки, до следующего сектора и начинает выполнение следующего движения. Так воспитанники двигаются до тех пор, пока не вернуться на свои места.
Творческий этап – самый интересный и любимый нашими детьми. Здесь происходит самостоятельное составление комплексов и комбинаций, танцевальных композиций. Каждый ребенок, выйдя в центр, демонстрирует то движение, которое наиболее понравилось и запомнилось. Все остальные участники повторяют. Для того, чтобы каждый мог настроиться перед своим выполнением, осуществляется переход против часовой стрелки. Для каждого упражнения важна не только правильная техника, но и настроение, с которым выполняется тот или иной элемент.
Таким образом, за 10 минут можно создать целый комплекс общеразвивающих упражнений, танцевальную композицию. Можно их собрать из деталей, как конструктор.
В совместном сотрудничестве инструктора по физической культуре и музыкального руководителя, данная технология может быть использована в более сложном виде (использование макетов различного размера, разного количества пазлов, создание собственных движений и упражнений).
На противоположной стороне данного пособия представлена игра средней подвижности для детей дошкольного возраста «Напольный мини-бильярд».
Бильярд является одной из игр древности, при этом он не теряет своей актуальности и сейчас. Представленная нами игра предназначена для развития меткости, глазомера, мелкой моторики рук. В нее могут играть дети младшего и старшего дошкольного возраста с различными усложнениями, индивидуально, в паре с воспитателем и малыми подгруппами. Инвентарь для игры может использоваться в других видах двигательной деятельности: мячи-попрыгунчики для метания, кии - как палочки для общеразвивающих упражнений, для перешагивания и перепрыгивания, тубус для хранения - как бревно для перешагивания, перепрыгивания и для развития равновесия.
Игра происходит сидя на коленях вокруг игрового поля. Игроки совершают удар кием по битку, а тот, в свою очередь по другим шарам, тем самым стараясь выбить как можно больше шаром с поля за наименьшее количество ударов.
Существуют различные варианты игр с использованием данного пособия: игра «Попади в шар» (участники выбивают шары без использования кия); «Очки» (игроки по очереди одним ударом битка разбивают все шары из центра по всему игровому полю и подсчитывают количество очков; «Выбей шар» (каждый игрок, прокатывая биток, старается выбить как можно больше шаров из сектора противника; «Шар в игре» (игроки должны защищать свою территорию, стараясь не дать выкатиться битку с игрового поля).
Разновидностью является игра в «Твистер». Многих детей и взрослых увлекает это развлечение. Это игра способствует развитию пространственной ориентировки, навыков партнерства и общения, координации.
Ведущий крутит волчок и дает задание игрокам, куда ставить руку или ногу. Задача игроков устоять на игровом поле. С каждым ходом задача становится все сложнее и иногда практически невыполнимой. Последний игрок, оставшийся стоять на игровом поле, становится победителем.
Главной задачей музыкального руководителя является приобщение детей к музыке. Это один из важнейших путей эстетического воспитания, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства человека, а через чувства – и на его отношения к окружающим явлениям. Д. Шостакович сказал: «Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир великих чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».
Музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране начинается с самого раннего возраста – в яслях, детском саду и продолжается в школе. Систематическое музыкально-эстетическое воспитание детей на основе преемственности способствует их моральному, интелектуальному развитию и воспитанию. У ребят более интенсивно развивается память, мышление, чувства и воображение. Более осознанными становятся волевые качества учащихся – умение преодолевать трудности, целеустремленность, выдержка, работоспособность, дисциплинированность. Эти качества помогают детям быстро ориентироваться в новом учебном материале, применять имеющиеся знания, хорошо усваивать трудные разделы в процессе обучения.
Музыкальное воспитание в школе и дошкольное музыкальное воспитание тесно связаны между собой, прежде всего тем, что музыкальные занятия в детском саду готовят ребенка к урокам музыки, а в школе педагоги опираются на опыт музыкального воспитания в детском саду, раскрывая перед детьми дальнейшие перспективы развития. Большое значение имеют выступление школьников в дошкольном учреждении, а дошколят на сцене школы, совместные праздники, экскурсии в школу, проведение музыкальных занятий в детском саду с участием младших школьников, а также совместные семинары и мастер-классы для воспитателей и учителей, анкетирование, вечера вопросов и ответов для родителей.
Ни одна задача, выдвигаемая к музыкальному воспитанию дошкольников, не снимается для младших школьников. Повторное слушание некоторых музыкальных произведений из программы подготовительной группы детского сада в 1 классе школы способствует более глубокому осознанию музыки, ее характера, выразительных средств, обогащает музыкальные впечатления детей.
Продолжается работа над основными певческими навыками: дикция, дыхание, звукообразование, строй, ансамбль, конечно, в силу их возрастных возможностей, все это способствует эмоциональному, выразительному и правильному пению.
Сегодня мне хотелось бы поговорить о развитии чувства ритма у детей и поделиться игровыми технологиями, которые могут использоваться как в дошкольном учреждении, так и в школе. Много положительных эмоций у детей вызывает игровое упражнение с воздушными шарами. Оно развивает чувство ритма, дыхание, музыкальный слух. Предлагаю участникам растягивая шарик, выполнять ритмические движения под музыку, затем в такт музыки, попытаться надуть шар и устроить оркестр воздушных шаров.
Как через разные ритмические игры, двигаясь от простых к сложным, развивать внимание, воображение, коммуникативные навыки? Как занять детей в детском саду и в группах продленного дня, развивая их? В этом нам помогает следующий цикл ритмических игр «Сделай как я».
Улучшить коммуникативные способности и наладить общение, снять психоэмоциональное напряжение помогает танцевальная игра «Доверяй мне». Все участники делятся на пары, встают лицом друг другу, соединяют ладони перед собой. Одному партнеру в паре завязываются глаза. Звучит музыка, пары выполняют танцевальные движения, не разъединяя руки.
Наше дошкольное учреждение взаимодействует с различными социальными партнерами: Шуйский филиал Ивановского государственного университета, средние общеобразовательные школы № 7, № 9, ДЮСШ. Это дает возможность обмена опытом, применению игровых технологий в педагогической практике студентов, на спортивных тренировках, на переменах в школе. Музыкальное и физическое воспитание в школе и дошкольное воспитание тесно связаны между собой, прежде всего тем, что образовательная деятельность в детском саду готовят ребенка к урокам, а в школе педагоги опираются на опыт воспитания в детском саду, раскрывая перед детьми дальнейшие перспективы развития. Большое значение имеют выступление школьников в дошкольном учреждении, а дошколят на сцене школы, совместные праздники, экскурсии в школу, проведение занятий в детском саду с участием младших школьников, а также совместные семинары и мастер-классы для воспитателей и учителей, анкетирование, вечера вопросов и ответов для родителей.
Использование игровых технологий как во время занятий, так и в самостоятельной деятельности детей способствует моторной плотности занятий, интереса у детей к двигательной активности, эмоционального подъема. Понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, мы стараемся организовать ее так, чтобы каждый ребенок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесет через всю жизнь.