Локотош Анастасия
Консультация для родителей в ДОУ «Мышление»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое мышление?
В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания.
Значение мышления
Публикация «Консультация для родителей в ДОУ „Мышление“» размещена в разделах
Мышление – способность человека мыслить, рассуждать и делать умозаключения. Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами. Результатом мышления является мысль выраженная словами. Развиваемое с детства образное мышление в дальнейшем становится базой для становления логического и вербального мышления, необходимых для успешного прохождения курса школьных дисциплин и последующего обучения и освоения профессии.
При недостаточном развитии процесса мышления и неспособности ребенка выполнять такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, обобщение, классификация и др. ребенок будет испытывать серьезные трудности при обучении в школе. Взрослые способны оказать существенную помощь в развитии процесса мышления ребенка.
Особенности мышления у детей 4 – 5 лет
У детей этого возраста преобладает наглядно – образное мышление, то есть представление предмета или действия с ним, неотрывно от самого предмета. В этом же возрасте начинает свое развитие образное мышление. Образное мышление неразрывно связано с речью. (Немов).
Ребенок 4 – 5 лет не только осмысливает информацию, но и ищет связи между событиями, пытается найти причины тех или иных явлений. Отсюда и все «почему». Не всегда ребенок ждет ответа у взрослых. Он пробует сам сделать выводы и найти решение. В 4-5 лет на основе ранее полученного опыта ребенок уже умеет не только воспринимать увиденное и услышанное, но и выделять особенности, общее и отличное, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями. Четырехлетний ребенок может группировать предметы по общим признакам, т. е. он видит не только машинки, кубики, фрукты, а уже понимает, что между ними есть нечто общее, некий признак, по которому их можно объединить (форма, цвет, предназначение). Пятилетний ребенок умеет вычленить лишнее. Например, среди фруктов выделить овощ, который в данной группе лишний, или среди зеленых кубиков выделяет синий, не соответствующий остальным по цвету.
Также, у детей в этом возрасте развивается такое свойство как предвосхищение – способность сказать, что произойдет с предметами в результате их взаимодействия.
Что должен знать и уметь ребенок в 4 – 5 лет
1) Умеет обобщать группы слов в одно понятие.
Кошка, собака, корова, заяц – ЖИВОТНЫЕ.
Стол, стул, диван, кровать - МЕБЕЛЬ.
Чашка, тарелка, кастрюля, чайник – ПОСУДА.
2) Подбирает слова и словосочетания противоположные по смыслу: толстый-тонкий, горячий-холодный, низкий-высокий, зимой холодно-летом тепло и т. д.
3) Решает простые логические упражнения, отгадывает загадки.
4) Замечает ошибки на картинках. Может рассказать, что неправильно.
5) Сравнивает и расставляет предметы по категориям (по возрастанию, цвету, размерам).
6) Умеет из группы предметов указывать лишний предмет.
7) Умеет подбирать пару предмету.
8) Отвечает на различные вопросы: «Сколько ножек у стола? Зачем нужен зонтик? Зачем часам стрелки? Сколько лап у кошки? И тд.
9) Определяет правую и левую стороны, показывает соответствующие руки и ноги.
Игры на развитие мышления
Существует большое количество игр для развития мышления, предлагаем несколько из них.
«Из чего состоит»
Попросите ребёнка подумать и назвать части разных предметов. Например: из чего состоит дерево – ствол, ветки, листья, корни, кора, плоды и т. д. Такие упражнения даются сложно, если ребёнок ещё не умеет правильно рассматривать предметы (рассматривая картинки или предметы обращайте внимание на мелкие детали, называйте как можно больше частей, сравнивайте их формы и т. д.) Для игры можно использовать любые слова и предметы, такие как дом, барабан, цветок, машина, самолет, кресло, стул, арбуз, яблоко и вообще всё, что в голову придёт. В течение года научите ребёнка играть в такую игру опираясь на представления о предмете, по памяти.
«Что хорошо, что плохо»
Игра состоит в том, чтобы рассматривая предмет выяснить, что в нём хорошего, а что плохого. Например: карандаш. Хорошо, что карандаш длинный, плохо, что хрупкий. В дальнейшем можно анализировать отдельные качества предмета: длинный карандаш. Хорошо – может служить указкой, плохо – не помещается в коробку с карандашами. Можно рассматривать поступки и действия взрослых, героев сказок. К концу дошкольного детства ребё нок на основе такой игры сможет делать умозаключения типа: Конфеты вкусные, но от них портятся зубы.
В возрасте 4-5 лет достаточное внимание надо уделять развитию умений обобщать и классифицировать предметы – объединять в группы с опорой на какой-либо признак. Для этого подойдут игры:
«Что кому»
Спросите ребёнка, что нужно повару — колпак, половник, нож, овощи и т. д. Старайтесь назвать как можно больше предметов, которые понадобятся повару. Ребёнку необходимо будет в уме представлять соответствующие картинки (но если вы никогда не рассматривали картинки. не беседовали. не наблюдали за поваром, то с таким упражнением будет сложно справиться). Говорите о том, что нужно врачу, пчеле, художнику, маленькому ребёнку. папе, бабушке и т. д.
«Разложи на группы»
Перед ребёнком разложите разные картинки и предложите разделить на группы. например. в одну группу попадут овощи, в другую животные, или в группе соберутся все красные, или все круглые предметы. Старайтесь создавать группы по разным, второстепенным признакам.
Развитое мышление – основа успешного обучения вашего ребенка
Источники:
Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. В 3-х кн. Кн. 2. Психология образования. – 4-е изд. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 608 с.
Общая, возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. Т. П. Березовская, М. В. Кравченко, А. В. Музыченко. – Минск: БГПУ, 2006. – С. 87 – 128.
Эльконин, Д. Б. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 144 с.