Марина Завьялова
Брикмастер как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
БРИКМАСТЕР КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Завьялова Марина Сергеевна, воспитатель
ГБОУ СОШ с. Утевка, детский сад «Чайка» с. Утевка
Предлагаю вашему вниманию строительные конструкторы «Брикмастер», от которых в восторге мальчишки и девчонки.
Конструкторы «Брикмастер» подходят детям разных возрастов. Начинать строительные эксперименты можно с 2-3 лет. Малышам нравится сам процесс склеивания кирпичиков, им под силу возводить простые конструкции — широкие стены, башенку. А чаще всего кроха просто играет кирпичиками, как обычными кубиками. В 4-5 лет ребятишек интересуют сюжетные игры. Поэтому они строят домики для кукол или крепости для солдатиков. Младшим школьникам нравится создавать более сложные здания по инструкции или воплощать собственные фантазии при помощи взрослых. Дети подросткового возраста объединяют несколько наборов и возводят целые города.
Публикация «Брикмастер как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В каждый набор входят керамические кирпичи из обожженной глины, а также строительная смесь, состоящая из кукурузного крахмала и речного песка. С помощью этих материалов ребенок сможет построить самые разные здания и сооружения. Кроме того, юный архитектор получит деревянный мастерок и емкость для смешивания «цемента». Процесс строительства будет очень увлекательным — ведь все происходит как в жизни. Нужно аккуратными рядами выкладывать кирпичики, ровно наносить раствор, а до этого смешать его в правильной пропорции. А когда «цемент» застынет, получившаяся конструкция будет очень прочной. Замок, дом или ферма выдержат прямое попадание мячика и не развалятся, если ребенок случайно толкнет их во время игры. Кстати, конструктор рассчитан на многократное использование. Когда ребенку надоест старая постройка, стоит лишь поместить ее в воду на несколько часов. «Цемент» растворится, а кирпичики снова станут гладкими и блестящими.
Актуальность данной темы заключается в том, что конструктор брикмастер направлен на творческое развитие ребенка.
Цель: приобщить детей к миру технического и художественного конструирования.
Исходя из поставленной цели, мною определены задачи:
1. Упражнять в конструировании по графическим моделям.
2. Развивать наглядно-образное восприятие.
3. Совершенствовать память, мелкую моторику, мышление, усидчивость, творческие способности.
Элементы конструктора производятся из натуральных экологически чистых материалов. Он развивает мелкую моторику. Способствует развитию воображения и пространственного мышления. Этот конструктор имеет широкий спектр применения. В развитии речи помогает закреплять предлоги, в познавательном развитии вводится понятии натуральный и искусственный материал.
В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами. Дети конструируют разные конструкции, модели их строительного материала и деталей конструкторов.
Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями, а также доступными их понимания архитектурными памятниками, у них развивается художественный вкус, который вызывает эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формируется умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их.
Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста заключается в том, что она развивает способности ребёнка, его творческие умения. Как известно, представления о пространстве, форме, величине дети могут получить на основе зрительных и кинестических ощущений, которые играют большую роль в умственном развитии.
Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка. Так, на его эффективность влияет характер мотива: для чего нужна постройка. Успешность зависит от умения удерживать цель деятельности и самостоятельно её ставить, от способности контролировать ход выполнения работы, сравнивать полученный результат с образцом.
Конструктивная деятельность играет немаловажную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного возраста
При правильно организованной деятельности дети приобретают:
конструктивно-технические умения:
сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т. д.
обобщенные умения:
целенаправленно рассматривать предметы
сравнивать их между собой и расчленять на части
видеть в них общее и различное
находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей
делать умозаключения и обобщения.
Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:
- речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко;
- дети упражняются в правильном употреблении понятий. (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький).
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:
- трудолюбие,
- самостоятельность,
- инициатива,
- организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:
- умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);
- работать дружно, не мешая друг другу.
В группе мы начали активную работу с различными видами конструктора. Конструктор очень популярен и стал очень интересен для наших воспитанников. Пока наши дети на этапе конструирования по образцу, идёт сборка моделей с использованием инструкций. Но мы надеемся, что скоро наши воспитанники начнут фантазировать и создавать свои модели и постройки, не пользуясь образцами – инструкциями.
Мы видим, что работая по схеме, образцу с многочисленными деталями конструктора, наши дети становятся усидчивыми, внимательными, у них развивается пространственное мышление, логика, застенчивые дети стали более уверенными.
Большинство детей очень любят играть с конструктором, поэтому конструктор – эта та игра, которая должна быть у каждого ребенка. А польза от такого приобретения не заставит себя долго ждать – с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а, с другой стороны, это занятие способствует его всестороннему развитию.
Моя методическая копилка содержит картотеку дидактических игр, направленных на приобретение знаний о внешних свойствах предмета, что очень важно, для формирования пространственного мышления. Мелкие игрушки людей, матрешек, животных, машинок, для обыгрывания построек домиков, мостов, заборчиков, машинок мною были собраны и классифицированы.
Участок детского сада, тоже является средой развития конструктивной деятельности с использованием природного и бросового материала, что развивает коллективные и творческие способности.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Роль родителей в развитии конструктивных способностей детей дошкольного возраста является немаловажной. Включение семей воспитанников в образовательную деятельность детского сада расширяет пространство, объединяет интересы педагогов, родителей и детей.
Строительные конструкторы «Брикмастер» играют важную роль в развитии творческих способностей ребенка. Маленький строитель учится не только следовать инструкциям и схемам, он может придумывать свои проекты и воплощать их в жизнь. Благодаря игре с кирпичиками, дети становятся сообразительнее, креативнее, практичнее. Развивается пространственное мышление, логика, внимание, появляются такие важные качества, как усидчивость и терпеливость. А совместная деятельность со взрослыми или детьми учит правильно общаться, слушать других и проявлять себя, работать в команде.
Литература:
1. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.
2. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. -2010.-90 с.
3. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М. : Издательский центр «Академия», 2002- 192 с.
4. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е. В. Фешина. -М. : Сфера, 2011.-128 с.