Елена Чернова
Бизиборд как нетрадиционное средство развития детей раннего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Бизиборд как нетрадиционное средство развития детей раннего и младшего дошкольного возраста
Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких детей. Именно поэтому, сегодня такое разнообразие всевозможных игрушек, кубиков, конструкторов и других игровых материалов, предназначенных для детей раннего возраста. Ни для кого не секрет, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста.
Публикация «Бизиборд как нетрадиционное средство развития детей раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
С самого рождения дети начинают познавать мир — сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, затем начинается этап сенсорного развития. И чем больше различных фактур и текстур будет окружать малыша, тем гармоничнее будет его развитие. Играя, у детей развивается мелкая моторика пальцев, мышление, логика. Именно на развитии мелкой моторики в настоящее время делают основной акцент педагоги детских образовательных организаций. Помогая малышу, они, тем самым, способствуют развитию его речи, ведь не секрет, что нервные рецепторы в пальчиках связаны с зонами мозга, ответственными за речь.
В настоящее время существует большое разнообразие игровых методик по этому направлению работы с детьми раннего и младшего возраста :
• пальчиковые игры;
• игры с крупами (сортировка, рисование манкой);
• детское творчество (трехгранные карандаши, восковые мелки или художественная пастель);
• рисование пальчиковыми красками;
• лепка из соленого теста, из глины.
Главная задача взрослого - сделать все эти занятия разнообразными и интересными, ориентируясь на интересы малышей.
Наиболее интересной из новых игровых технологий для дошкольников младшего возраста является идея создания бизиборда.
Бизиборд – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребёнку трогать обычно запрещено - это не просто модное веяние. Это полезные игры на усидчивость, внимательность, умение концентрироваться, развитие мышления и мозговой активности. Недаром бизиборды ещё называют «Волшебная доска», «Чудо-доска», «Доска – стенд для мелкой моторики». А кроме этого звучит такое название как «Развивающая доска Монтессори», ведь именно итальянский педагог Мария Мотессори, известная своими нетривиальными методиками развития, имеющими успех во всем мире, первой подала идею обучать детей через знакомство с предметами. Проанализировав поведение малышей, она пришла к выводу, что они познают мир и воспринимают информацию в большинстве своём через сенсорные ощущения, таким образом, развивая мелкую моторику. М. Монтессори решила дать возможность детям поиграть с предметами, к которым родители обычно не подпускают их. Благодаря ей появился первый бизиборд : на деревянной поверхности расположились розетка со штекером, выключатель света, дверные защёлка и цепочка, панно со шнуровкой. Конечно, одна доска никогда не сможет заменить целый комплекс подготовки к детскому саду или школе, но заложить важный фундамент в формировании маленького гения бизиборду вполне по силам. Бизиборд в современном мире является отличным пособием для развития малышей. И в настоящее время необходим как элемент развивающей предметно-пространственной среды.
Начиная работу по использованию бизиборда, как средства всестороннего развития детей раннего и младшего возраста, нужно учитывать требования к организации предметно-развивающей среды, указанные в программе, которая реализуется в ДОУ. Какой должен быть бизиборд : содержательно-насыщенный, развивающий (чем больше различных элементов будет закреплено на такой доске, тем более интересна она будет малышу: различные замочки, колёсики, дверцы, цепочки, кнопочки. Бизиборды будут максимально интересным для малышей, если закрепленных предметов будет по возможности много, и каждый из них сможет выполнять какое-то действие – ребенок учится нажимать, открывать, крутить различные предметы, пощёлкать, постучать, повертеть и пр.).
Требования к нему:
• доступный (пособие изготовлено с учётом возрастных особенностей и находится в свободном доступном месте, что доставляет детям радость, развивает у них интерес к изучению нового);
• безопасный (все поверхности основы тщательно зашкурены; саморезы, которые используются для крепления, не выглядывают с обратной стороны доски; основной материал - мягкие тканевые доски для малышей до года и деревянные гладкие основы без острых углов для детей постарше; нет предметов, о которые можно пораниться, и тонких нитей);
• здоровьесберегающий (все детали сделаны из прочных материалов и покрыты качественной краской);
• эстетически-привлекательный (основной фон яркий; предметы разных форматов и цветов; использованы шумовые музыкальные пособия).
Бизиборды являются действительно нужными предметами, с такой доской ребенок не только будет некоторое время занят, но также значительно пополнит свой багаж знаний, научится открывать и закрывать защелки, разовьет свои тактильные ощущения, моторику пальцев, логику и мышление. На нем можно найти детали, которые неизменно вызывают интерес у ребенка, но запрещаются родителями по соображениям безопасности - розетки с вилками, выключатели, прищепки, шпингалеты и замочки, крючки и цепочки. Своими руками можно сделать очень интересные бизиборды : это и бизикубы, и бизибоксы, развивающие панели с самым различным содержанием.
В своей группе с помощью родителей мы сделали бизиборд, учитывая требования к организации предметно-развивающей среды. Постарались, чтобы он был доступным, безопасным, функциональным для детей, насыщенным по содержанию, эстетически привлекательным и удобным в использовании. Он изготовлен в виде домика, поэтому не занимает много места в группе. Домик- бизиборд стоит на колесиках, что позволяет легко перемещать его в любое место группы. Все четыре его части, включая крышу, заполнены игровым материалом. Можно подойти с любой стороны и поиграть. Возле каждой части домика - бизиборда можно играть по несколько человек (по 2-3 малыша). Наши воспитанники с удовольствием занимаются со шнуровками, пуговицами, колесиками, прищепками, различными игрушками, на которые интересно нажимать, щупать, гладить. Дети изучают каждую мелкую деталь: двигают дверную защёлку, пытаются открыть замок ключами или надеть крючок, позвонить по телефону, открыть кошелёк или расстегнуть молнию на курточке, сделанной из фанеры. Также на чудо-домике размещен шумовой музыкальный инструмент- металлофон и экран для изобразительной деятельности, что также повышает заинтересованность наших малышей и мотивирует их на занимательную деятельность. Игры у бизиборда являются хорошим средством релаксации. Ребенок с удовольствием может долго и спокойно играть самостоятельно, неоднократно обращаться к нему в течении всего дня. Кроме этого, бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребёнка, отражё нных в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое и может являться формой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребёнка-дошкольника, средством всестороннего развития его личности. Занимаясь с бизибордом, дети не только знакомятся с бытовыми вещами, которые есть у него дома, но и развивает определённые навыки :
• мелкую моторику (основная задача бизиборда – дать ребёнку полную свободу тактильного восприятия);
• координацию движений (этому способствуют дверные цепочки, защёлки, шнуровки. Для маленького человека тяжело с первого раза будет попасть ключиком в замок, повернуть ручку. С помощью бизиборда он учиться управлять своими руками.);
• усидчивость (аленькие дети неспособны долго удерживать внимание на одном предмете, а бизиборд даёт возможность выполнять и планировать множество действий);
• логику (малыши начинают понимать, что сначала открываем щеколду, а только потом откроется дверца; формируются причинно-следственные связи);
• цветовосприятие ( в оформлении доски используются разные цвета радуги: разноцветные пуговицы, шнурки, ленточки-таким образом, ребенок знакомится с эталонными представлениями о цвете);
• изучение слов и изучение мира (за дверцами прячутся картинки с животными, сказками, фруктами; когда малыш откроет дверцу, он будет рад маленькому сюрпризу в виде картинки);
• воображение (ребенок самостоятельно может придумать, как еще использовать ту или иную деталь);
• память (нейронные сигналы от маленьких пальчиков передадутся в мозг и обогатят впечатлениями память малыша).
Формы работы с домиком-бизибордом выбираю разные :
• непосредственно-образовательная деятельность;
• совместная деятельность;
• индивидуальная деятельность;
• самостоятельная деятельность;
• дидактическая игра.
Провожу с детьми разные дидактические игры и игровые упражнения, предлагаю разные игровые задания в соответствии с Программой ДОУ и Планированием воспитательно -образовательной деятельности в группе: «Выключатели-розетки», «Защелки-замочки», «Открой замочки», «Открой дверки», «Учимся застегивать пуговицы», «Замки-молнии», «Кто за дверкой?». Бизиборд не имеет каких-то возрастных ограничений, это результативная система обучения в игровой форме. Опыт работы показывает, что проводимые мероприятия с его использованием позитивно отражаются на развитии малышей. Дети от бизиборда не отходят. Ведь столько игрового материала и все это им доступно! Дети спокойны и заняты, с большим удовольствием играют самостоятельно. Это настоящее развлечение и удовольствие для малышей. Заниматься с бизибордом можно до самой школы, тренируя навыки, которые пригодятся в быту, и развивая зоны мозга, отвечающие за речь.
Интернет-ресурсы
1. Захарова Е. Проект в группе раннего возраста «Развивающая игра- бизиборд». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам. (www.maam.ru)
2. Сомова А. С., Шнюкова Т. Н. Учебно- методическое пособие на тему: «Развивающая доска-бизибррд». (www.nsportal.ru)