Наталья Утёнкова
Бинарное занятие «Традиции русского гостеприимства»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Традиции русского гостеприимства»
ЦЕЛЬ : Прививать любовь и уважение к родной культуре и прошлому русского народа,
желание поддерживать и развивать народные традиции.
Предварительная работа:
Оборудование: предметы интерьера русской избы.
Ход занятия.
Психолог с детьми идет по коридору, в коридоре оформлена выставка.
Проходя мимо выставки психолог обращает внимание детей на неё.
П. – ребята посмотрите у нас в детском саду организованавыставка предметов домашнего обихода: одежды, домашней утвари, орудий труда.
Публикация «Бинарное занятие „Традиции русского гостеприимства“» размещена в разделах
- ребята, вспомните пожалуйста,где вы видели такие вещи?
(Ответы детей).
П. -Ребята, скажите как наша страна называется? (Россия)
- а раньше как называлась? (Русь)
На Руси, ребята, люди жили не в домах, а где? Кто знает?
Дети : -в избах
-Правильно в избах. В избе была всего одна комната и называлась она – ГОРНИЦА.
- Сейчас я хочу пригласить вас в миниатюрную горницу. Но прежде чем отправиться в гости, нам необходимо красиво одеться –нарядиться, ведь русские люди всегда ходили в гости нарядные.
Звучит музыка (Жил был пес) (дети и психолог наряжаются)
ВОШЛИ В ГОРНИЦУ (выходит хозяйка)
Воспитатель встречает детей в русском народном костюме с караваем в руках.
Здравствуйте, гости дорогие, званные, желанныё (кланяется)
П. Поприветствуёте, дети, нашу хозяйку, по старой традиции в пояс ей поклонитесь. (дети кланяются)
-Присаживайтесь гости дорогие за стол, отведайте каравая нашего. (дети присаживаются отламывают каравай и кушают)
В. Я вас встретила румяным, душистым караваем или как говорится хлебом – солью.
-Ребята как вы думаете почему я вас так встретила? (ответы детей – встречают желанных и дорогих гостей; - желали богатства (т. к. хлеб-символ богатства); - желали добра и мира)
- В старину хлеб почитали и уважали. О хлебе сложено много пословиц и поговорок. Давайте вместе вспомним их:
1. Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
2. Нет хлеба - нет обеда.
3. Хлеб – батюшка, водица- матушка.
4. Ржаной хлебушко - калачам дедушка.
5. Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Этот хлеб я испекла сама в русской печи. Не мало труда я для этого затратила! Ведь чтобы хлеб попал к нам на стол, нужно сначала землю приготовить: вспахать, поборонить, удобрить.
-А кто знает что дальше нужно сделать? (ответы детей; -Потом посеять зерно. А уж как поспеет пшеница, брали люди в руки серпы вострые: колосья срезали, да в снопы вязали).
Давайте, дети, поиграем в русскую народную игру «Земледелец» (Дети становятся в два ряда поровну, лицом друг к другу. Расстояние между рядами около пяти шагов. Начинают петь песню и мимически проделывают все, о чем говорится в тексте. При пении первого куплета делают вид, что сеют рожь, вынимая зерна из лукошка; второго куплета – подражают жнецам, жнут рожь и вяжут снопы; третьего куплета – делают вид, что молотят рожь цепами, поворачивая снопы; четвертого куплета – опускаются на одно колено, а на другое – на руки кладут голову, имитируя сон; пятого куплета – быстро встают и делают руками в воздухе вращательное движение: это мельничное колесо; шестого – подражают пекарю, месящему тесто, и в конце делают вид, что едят вкусные булочки).
1. Сей-ка, сей, мужичок – 2 раза
Сей да песню пой пойдет работа впрок – 2 раза
2. Стала рожь созревать – 2 раза
Ну-ка, со серпом мы жать ее пойдем – 2 раза
3. Уж пора молотить – 2 раза
Будем дружно бить цепами по снопам! – 2 раза
4. Мужичок наш устал; – 2 раза
Крепко спит родной, работал день – деньской – 2 раза
5. Мальчик стал работать; - 2 раза
Намолол муки он полные мешки! – 2 раза
6. Будем тесто месить! – 2 раза
Эй, пекарь, скорей нам булок, сухорей – 2 раза
- Не легко давался хлебушек. Не зря в народе говорили: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи»
-Но не только хлебом единым сыт человек!
А чтобы узнать какое ещё блюдо было одним из главных на Руси отгадайте загадку!
Зёрен малу крошку,
Соберут немножко
В воде поварят
Кто съест – похвалит (каша)
Каша – это полезная еда, которая поможет вам стать здоровым и сильным. По этому про неё говорят «Каша – матушка наша»
-А какие еще пословицы вы знаете про кашу
(ответы детей)
-Крупы я храню вот в таких мешочках (показываю).
-Я предлагаю поиграть вам в игру «Какая крупа»
(дети на ощупь определяют что за зеро и какую кашу из него готовят)
- Молодцы ребята
___
Для охраны своего дома и себя от нехороших людей и болезней, мы изготавливали куклы обереги. Их существует большое количество. Сугодня я хочу предложить вам изготовить куклу –крупеничку. Для этого у меня есть все необходимое. Вы ее заберете с собой, что бы ваш дом был полной чашей, т. к. она символизирует – достаток!
(Дети изготавливают кукол)
П. В гостях хорошо а дома лучше
Итог: