Ирина Вилимавичюте
Бинарное занятие для детей подготовительной группы «Из Холмогор в Москву» с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать представления детей о жизни и творчестве М. В. Ломоносова.
Задачи:
• Закрепить полученные на занятиях знания детей о жизни и творчестве М. В. Ломоносова. Уточнить представления о научных открытиях великого ученого.
• Развивать любознательность, поисково-познавательную деятельность, умение совместно обсуждать задания, находить правильные ответы.
• Воспитывать чувство уважения к великому земляку, патриотизм.
Публикация «Бинарное занятие для детей подготовительной группы „Из Холмогор в Москву“ с использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Московская область, город Москва
- Подготовительная группа
- Темочки
Материал: мультимедийное оборудование; разрезные картинки старинных судов, в т. ч. поморских, в конвертах; карточки с изображением старинной мужской одежды; стойка с 6-ю прищепками для подвешивания картинок и карточки с цифрами от 1 до 6; магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги; медали, хлеб с солью.
Предварительная работа:
• посещение мини-музея М. В. Ломоносова,
• познавательные занятия,
• чтение книги «Михайло Ломоносов» О. Тихомировой, главы 26 – 28 из книги «Северный клубок»,
• дидактические игры,
• выставка рисунков,
• составление фильма из рисунков и рассказов детей о жизни и творчестве М. В. Ломоносова,
• отгадывание кроссвордов,
• просмотр виртуальных экскурсий: «Имя Ломоносова на карте
г. Архангельска», «Я иду по земле Ломоносова» (музей М. В. Ломоносова).
• экскурсия к памятнику М. В. Ломоносова.
Ход:
Дети входят в зал, исполняя «Северный хоровод».
«Северный хоровод»
муз. А. Филиппенко
1. На лужку у ворот,
Где рябина растёт,
Мы в тенечке, холодочке
Заведем хоровод.
2. Кто на Севере бывал,
Ночи белые видал
Полюбил он всей душой
Север наш дорогой.
3. Неспроста говорят,
Что наш Север богат,-
Лесорубы и поморы,
Чудеса здесь творят!
Дети кланяются и здороваются.
- Сегодня об одном из известных поморов мы с вами и поговорим. А о ком, вы узнаете, отгадав загадку.
Он на севере родился,
На Курострове он жил
Арифметику с грамматикой -
С детства полюбил.
Наш земляк известен в мире
Он ученый и поэт.
Он человек – университет! /М. В. Ломоносов/
1 слайд: портрет М. В. Ломоносова.
- М. В. Ломоносов был великим ученым, поэтом, художником. Но трудным был его путь к знаниям.
2 слайд: карта «Путь Ломоносова из Холмогор в Москву».
- Перед вами карта. На ней изображен путь Михайло Ломоносова с рыбным обозом из Холмогор в Москву.
3 слайд: слышен шум ветра и с карты исчезают все обозначения.
4 слайд: голос и изображение ветра из мультфильма «Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях:
Я – северный ветер
Холодный норд-ост.
Все ваши значки
я с собою унес.
Задания выполнить надо мои,
на карту, чтоб снова вернулись
значки.
Я сегодня мимо пролетал
и задания на листочке вам
прислал.
Из-за экрана вылетает листок с заданиями.
- Северный ветер унес все обозначения на карте, надо вернуть все на свои места. Выполним задания ветра?
1 задание: - Назовите место рождения Михайло Ломоносова.
/ д. Мишанинская/
5 слайд: карта, на ней появляется первое обозначение – д. Мишанинская.
2 задание – Как звали родителей Михайло Ломоносова?
/Василий Дорофеевич и Елена Ивановна/
6 слайд: карта с обозначениями: Холмогоры, Сийск, Емецк.
3 задание: - Перед вами конверты с разрезными картинками старинных судов. Соберите их и выберите из них судно, на котором Михайло с отцом ходили в море на промысел.
7 слайд: если дети неправильно выполнили задание, на экране знак - ?.
8 слайд: если правильно – картинка с кочем. 9 слайд: карта с новыми обозначениями: Усть – Вага, Шенкурск, Вельск.
- В старину суда встречали песней да хлебом с солью.
Дети исполняют :
«Вдоль по морю»
сб. «Лети над Севером песня»,
составитель Мокроусова Л. И.
Вдоль по морю, вдоль по морю,
Вдоль по морю, морю синему. – 2р.
Плывут суда, плывут суда,
Корабли плывут из разных стран – 2р.
Мы встретим их, мы встретим их,
Хлебом солью, словом ласковым. – 2р.
Дети вручают гостям хлеб с солью.
- А Михайло с другими детьми любили играть в рыбаков и рыбок.
Игра «Тянем невод»
Невод поднимаем
рыбу вынимаем
ёршиков – котику,
косточки – пёсику,
треску в засол.
Остальные же,
остальные же,
остальные в котёл.
Мальчики строятся полукругом. На раз – ритмично наклоняются вперед с вытянутыми руками. На два – встают, руки прижимают к груди – тянут «невод».
Девочки – «рыбки», «плавают».
Мальчики, стоящие с краев, на слова: «Остальные же …», заводят круг, на слово «котёл» опускают сцепленные руки. «Рыбки», оказавшиеся в круге, считаются пойманными.
Воспитатель: - Хорошо поиграли, но надо выполнять задания ветра.
4 задание:
10 слайд: на экране появляются изображения книг: «Арифметика», «Грамматика», «Сказки», «Былины», Комиксы.
- Выберите те книги, которые Михайло называл «Вратами науки».
11 слайд: если дети правильно назвали, то на экране исчезают «Сказки», «Былины», Комиксы.
12 слайд: появляется карта – на ней новые обозначения: Вологда, Данилов, Ярославль.
5 задание: - В какое время года Михайло отправился с рыбным обозом?
- Выберите одежду, которую он надел. Соблюдайте цифровой ряд.
На столах картинки с изображением старинной мужской одежды с номерами и стойка с цифрами: 1, 2, 3, 4, 5, 6.
1. – тулуп, кафтан, сюртук.
2. – валенки, пимы, лапти.
3. – штаны, джинсы, брюки.
4. – треух, колпак, картуз.
5. – холщовая косоворотка, атласная рубаха, рубаха с вышивками.
6. – рукавицы (с вышивкой, меховые, вязанные).
Дети выбирают нужные картинки и развешивают их на стойке, поясняя свой выбор.
13 слайд: на экране появляются обозначения: Переяславль, Ростов, Загорск.
Воспитатель поворачивает стойку другой стороной и на обратной стороне картинок читается надпись «Москва».
- Как вы думаете, почему сложилось это слово?
14 слайд: на карте появляется последнее обозначение: Москва.
15 слайд: голос и изображение ветра: - Вы правильно выполнили мои задания, и вас ожидает сюрприз.
16 слайд: на экране – портрет М. В. Ломоносова. Затем изображение рассыпается на маленькие частички и раздается торжественная музыка.
Появляется «М. В. Ломоносов».
М. В. Ломоносов: - Здравствуйте, отроки. Наслышан о ваших прекрасных знаниях. Если будете также хорошо учиться и далее, то вас ждет великое будущее.
Составление СИНКВЕЙНА:
1. Узнали, кто я? (М. В. Ломоносов)
2. Какой я для вас? (умный, талантливый, любознательный, пытливый, и т. д.)
3. Что я сделал для вас и других людей? (создал первую химическую лабораторию, создал смальты, мозаику, ночезрительную трубу, открыл атмосферу на Венере и т. д.).
- В детстве я любил читать, писать, наблюдать. Очень мне нравилось смотреть на небо. Особенно привлекало северное сияние. Что это такое, откуда оно берется? А вы видели северное сияние? Хотели бы об этом узнать? - Тогда вы станете участниками опыта.
17 слайд: изображение полярного сияния.
Опыт: - Кусочки бумаги – частицы солнечного ветра, которые посылает в сторону Земли солнце, воздушный шар – Земля. (Шар трут о волосы). Посмотрите, как частицы притягиваются к наэлектризованному шару.
Показывает магнит.
- Это магнит, который притягивает металл. У Земли тоже есть магнитные силы.
На столе два листа бумаги. На один кладут магнит, на другой – металлическую стружку. С помощью трубочки сдувают в сторону магнита стружку. Выясняют, что происходит (опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита).
- Магнитные силы Земли задерживают солнечный ветер. Его частицы, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся. Так появляется полярное сияние.
Понравился вам опыт? Что вы узнали? - Молодцы! Настоящие ребята, с севера!
Дети исполняют песню.
«Мы – ребята с Севера»
сб. «Лети над Севером песня»,
составитель Мокроусова Л. И.
муз. М. Картушиной
сл. А. Онегиной
1. С неба северное солнышко
светит весело для всех
и река Двина широкая
это гордость здешних мест.
Припев: А мы – ребята с Севера,
А мы идем уверенно
По городу любимому
Архангельской земле.
А мы – ребята с Севера,
Делами мы проверены,
Торопимся к победам мы
В учебе и труде.
2. Как цветы растем на радость мы
набираемся мы сил
и науки покорятся нам
Ломоносов так учил.
3. Много вырастет учёных,
много вырастет врачей.
Много вырастет хороших
замечательных людей.
М. В. Ломоносов: - За такое рвение к знаниям надобно наградить отроков.
Из сундучка М. В. Ломоносов достает медали и награждает каждого ребенка.
Слышен шум ветра.
М. В. Ломоносов: - Мне пора. Спасибо вам за гостеприимство. Желаю вам великих достижений.
18 слайд: на экране из частиц начинает составляться портрет
М. В. Ломоносова, а он сам уходит из зала.
19 слайд: голос и изображение ветра:
Вот спасибо вам, друзья!
Порадовали вы меня.
Столько знать о земляке!
Кто? Когда? Откуда? Где?
Возвратил я вам значки.
Всем успехов! Молодцы!
20 слайд: на экране появляется карта со всеми обозначениями.
- Мы выполнили все задания, восстановили карту. Она пригодится другим детям, которые тоже будут изучать жизнь и творчество М. В. Ломоносова. Молодцы!