Анжела Волкова
Консультация «Безотметочная система обучения»
▼ Скачать + Заказать документы
Начало с ресурсного круга. Выбираем похожего. Говорим комплименты. Круг. Ассоциация. Тепло души передаем друг друга.
Настрой на сотрудничество и взаимопонимание, сплочение, доверие.
Безотметочная система обучения – это система отражения качественного результата процесса обучения обучащихся без использования количественного выражения результата оценочной деятельности. Данная система предполагает развёрнутые оценочные суждения учителя и отражение качественного результата процесса обучения, который определяется уровнем развития учащихся и степенью усвоения ими знаний по учебным предметам. Заменить обычные отметки гибкой, многосторонней вербальной оценкой труда учеников через похвалы, поощрения, поддержки впервые предложил Ш. А. Амонашвили.
Публикация «Консультация „Безотметочная система обучения“» размещена в разделах
Об отметках, как способах оценки знаний, Л. Н. Толстой подробно не пишет, однако указывает, что отметки оценивают лишь результат, а не то, скольких усилий конкретному ребенку это стоило, отчего у детей возникают недопонимания и протесты.
Исходя из этого, неплохо было бы оценивать не только качество уже усвоенных знаний и умений, но и проявленную инициативу, трудолюбие, прилежание, сообразительность и, таким образом, управлять воспитанием личности школьника.
С целью формирования самооценки у первоклассников можно использовать множество различных приемов. Так, широко используется прием «Волшебная линеечка», разработанный Г. А. Цукерман. «Волшебная линеечка» - это отрезок, разделенный на высокий, средний и низкий уровни, который может быть расположен как горизонтально, так и вертикально. Крайняя правая точка или верхняя точка – это высший уровень, который достигается, если задание выполнено максимально приближенно к эталону
Средний уровень – середина линеечки, отмечается учителем или самим учеником в том случае, если школьнику не совсем удалось выполнить работу по образцу. Низкий уровень свидетельствует о том, что задание выполнено неправильно, далеко от образца.
Вместо оценочной шкалы можно ввести, предварительно оговорив с детьми, четырехцветный индикатор: зеленый, желтый и красный, то есть, цвета светофора плюс четвертый цвет – белый. Каждый цвет означает правильность (зеленый) или ошибочность выполнения работы (1-2 ошибки- желтый, 3 и более- красный). Белый цвет означает, что ученик повторно выполнил задание с несколькими ошибками. С данным учеником организуется индивидуальная работа по данной теме. Кроме описанных выше приемов может быть использовано словесное оценивание. Словесное оценивание может применяться только к выполненной работе, а не к самому обучающемуся и его личностным качествам (скорости выполнения работы, особенности восприятия, памяти, внимания).
При безотметочном обучении нельзя :оценивать индивидуальные личностные качества обучающегося (скорость выполнения заданий, особенности памяти, мышления, внимания); сравнивать обучающихся по успеваемости, составлять «экраны успеваемости»; наказывать за незнание; напоминать о прежних неудачах, сосредотачивая внимание на них; использовать фразы, которые преувеличивают недостатки ответов и работ детей или ставят детей в унизительное положение.
При безотметочном обучении необходимо : использовать такие методы и приемы оценивания, которые помогут учителю фиксировать индивидуальные достижения каждого ребёнка и будут препятствовать сравнению и ранжированию детей по успеваемости; оценивать выполненную работу по критериям; сравнивать результаты выполнения работы одним учеником с более ранними результатами его же работы; придумать символы-сигналы, помогающие учителю понять, что ребёнок не знает, как выполнять то или иное задание и соответственно правильно построить индивидуальный план развития ребёнка; даже при большом количестве неудач, хвалить ребёнка за его небольшие продвижения, радоваться его успехам; чаще хвалить детей, показывая свое одобрение (не обязательно словесно, часто достаточно одобрительного кивка или улыбки).
Как известно, учебная деятельность – ведущая в начальной школе. Это значит, что если она не начнет формироваться в этот период, то потом может не появиться вовсе. Именно в младшем школьном возрасте происходит формирование основной структуры учебной деятельности. Это время по построению формы учебной деятельности, фундамента потребностей и способностей к самоизменению младших школьников. Главным результатом учебной деятельности современного урока является изменение личности самого ученика. На уроках перед ребёнком ставится задача оценивания результатов собственной деятельности.
Безотметочное обучение вводится в 1 классе начальной школы и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.
Организация оценивания в условиях безотметочного обучения базируется на следующих требованиях:
1) оценивание должно начинаться с первого дня обучения;
2) при оценивании необходимо опираться на успехи ребёнка;
3) оценивание нужно осуществлять последовательно от оценки организационной стороны деятельности к оценке её содержания;
4) оценка обязательно должна показывать ребёнку перспективы;
5) оценка должна осуществляться на основе чётких, понятных ребёнку критериев;
6) оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные знания, умения, навыки, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребёнка, его прилежание и старание;
7) оценивание должно проводиться в системе.
Сегодня существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов оценки, позволяющий реализовать все требования к оцениванию. Остановлюсь на тех, которые непосредственно применяю в своей работе.
1. Оценочные суждения должны быть построены на поощрении тех шагов, которые удались ребёнку, и обозначении ближайших шагов, которые необходимо сделать. Строя такие суждения, опираюсь на памятку:
1) выдели то, что должен делать ребёнок;
2) найди и подчеркни то, что у него получилось;
3) похвали его за это;
4) выяви то, не получилось, определи то, на что можно опереться, чтобы получилось;
5) сформулируй то, что ещё нужно сделать, чтобы получилось, что из этого ребёнок уже умеет (найди этому подтверждение, чему надо научиться, что (кто) ему поможет.
Подобные оценочные суждения позволяют показать ученику динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание.
Оценочными суждениями чётко фиксируются прежде всего успехи («Твоя работа может служить образцом», «Какие красивые цифры ты написал», «Как быстро ты решил задачу», «Ты очень постарался сегодня» и т. д.). При этом результат, полученный учеником, сравнивается с его же прошлыми показателями для подтверждения прогресса («Какой сложный пример ты сегодня решил сам»; «Как хорошо ты понял правило, вчера оно вызывало у тебя затруднения. Я вижу, что ты очень хорошо поработал»).
Необходимо отмечать и поощрять малейшее продвижение школьника вперёд, постоянно анализируя причины, которые этому способствуют или мешают. Поэтому, указывая на недостатки в работе, оценочным суждением нужно обязательно определить, на что можно опереться, чтобы в дальнейшем всё удалось. («Ты старался сосчитать быстро, но не всё учел. Вспомни правила сложения с единицей и вычитания единицы. Попробуй сосчитать еще раз, у тебя обязательно получится»).
При указании на недостатки на определённых этапах работы одновременно обязательно отмечаются даже незначительные положительные моменты («Ты порадовал меня тем, что не допустил ни одной ошибки, осталось только приложить усилия и записать примеры красиво»).
2. Поощрения применяю от более простых видов к сложным:
1) мимические и пантомимические (аплодисменты, улыбка, ласковый одобряющий взгляд и др.);
2) словесные («Умница», «Молодец!», «Отлично!», «Хорошо» «Ты сегодня лучше всех работал», «Мне приятно было читать твою работу», «Я радовалась, когда проверяла тетрадь» и т. п.);
3) материализованные (поощрительный приз, наклейка «Лучший математик», «Умница», «Можешь лучше» и др.);
4) деятельностные («Ты сегодня выступаешь в роли учителя», «Тебе даётся право выполнить самое трудное задание», «Ты получаешь право писать в волшебной тетради», «Сегодня работу ты будешь выполнять волшебной ручкой», выставка лучших тетрадей).
Поощряются не только успехи в учебной деятельности, но и старание ребёнка (присваивается звание «Самый старательный», вручается приз за участие в конкурсе «Самая аккуратная тетрадь» и др., взаимоотношения детей в классе (приз «Самой дружной группе», звание «Самый лучший друг»).
В результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность, повышается работоспособность, усиливается стремление к творческой активности, улучшается общий психологический климат в классе, ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.
Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащегося, понимаемое как синтез всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях школьника, демонстрирующее его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Для работы привлекаются и родители, которые сотрудничают с педагогом, заполняют анкеты, участвуют в работе по подготовке к проектам, праздникам, экскурсиям. Для того чтобы учащиеся видели свой рост, а родители ощутили продвижение в обучении и развитии ребенка, заполняется карта успешности, в которой дети вместе с родителями отслеживают динамику учебной успешности относительно самого ребёнка.
Таким образом, при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту основной акцент в деятельности детей должен делаться не на продвижении в предметном материале, а на осмыслении. При этом снижается уровень общей и учебной тревожности, осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения. Безотметочная система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой.
Формы контроля
Видами контроля результатов обучения являются : текущий, тематический, итоговый.
В подготовительном и в первом классе контрольные работы не проводятся, поэтому устанавливаются следующие формы контроля за развитием предметных знаний и умений учащихся:
• устный опрос;
• письменный опрос;
• самостоятельные проверочные работы, формирующие самоконтроль и самооценку учащихся после освоения ими определ нных тем;
• самостоятельные работы, демонстрирующие умения учащихся применять усвоенные по определ нной теме знания на практике;
• тестовые диагностические задания;
• административные контрольные работы, проверяющие усвоение учащимися совокупности тем, разделов программы, курса обучения за год.
Учитель имеет право:
• определять содержание оценочной деятельности в соответствии с тематическим планированием;
• оценивать учащихся только относительно их собственных возможностей и достижений.
Учитель обязан:
• соблюдать правила оценочной безопасности;
• вести учет продвижения учащихся;
• доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся.
Родитель имеет право:
• знать о принципах и способах оценивания первоклассников в данной школе;
• на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка;
• на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей преодоления их у своего ребенка.
Родитель обязан:
- соблюдать правила оценочной безопасности и Положения безотметочного обучения;
- информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях;
- посещать родительские собрания (рефлексии, на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании детей
На первых порах содержательная словесная оценка максимально дифференцируется. В процессе обучения у школьников надо формировать умение самостоятельно осуществлять контроль и оценку своей деятельности, сравнивать результаты с эталоном, находить и исправлять ошибки. От уровня сформированности данных умений зависит адекватность принятия ребенком оценки учителя.
Разнообразие форм оценивания обучающихся в образовательном процессе позволит максимально объективно оценить результаты деятельности учащихся. Деятельность учителя при оценивании должна быть выстроена таким образом, чтобы учащиеся включались в оценочный процесс самостоятельно, приобретая навыки и оценки, и самооценки.
Мои советы:
1. Воодушевлять детей, родителей
Большая кропотливая тонкая работа с родителями
2. Создание ситуации успеха….
3. Самое святое для человека - это его имя. Составляем задачи, предложения, схемы с именем ребенка. Выделяя имя ударением….
Это им приятно
Даёт уверенность
Поднимает самооценку
4. Научить детей не только слушать, но и слышать. (мы все умееи говорить, но слышать и выслушать человека это особый дар) Пример С каким же умным человеком я поговорила… Иногда необходимо самой замолчать, чтобы тебя услышали…
Даже, чтобы ответить на вопрос собеседника, необходимо сосчитать до 10….
5. Чтение на время. Дети строятся в линию по порядку: кто на каком транспорте летит…
6. Работа с родителями….
Не учить, не воспитывать их, а направлять, убеждать, знакомить, приводить примеры….
7. Главные принципы в отношении с детьми и оценивании: искренность, доверие, вера в их умения, способности, воодушевление, что всё будет хорошо, приложить лишь старание, настойчивость, усердие.
8. Не переходить на личности, оценивать лишь поступки.
Пропуская через свои чувства:
Мне не приятно…
Я расстроена…
Я переживаю…
Я рада!
Мне очень приятно!
9. В конце урока кладу табличку со словами:
Молодец!
Ты можешь!
У тебя все получится! Сегодня у тебя получилось лучше!
10. Похлопать в ладошки ребенку, если он ответил правильно
Каждый из моих ребят – уникален!