МААМ-картинки

Безопасность ребенка в быту

Марина Кондратенко
Безопасность ребенка в быту
▼ Скачать + Заказать документы

Безопасность ребенка в быту

Введение

Актуальность. В современном мире мы сталкиваемся с множеством угроз: социальными потрясениями, стихийными бедствиями, экологическими катаклизмами, ростом преступности и экономической нестабильностью. В этих условиях крайне важно, чтобы дети понимали: человеческий организм - сложное и хрупкое творение природы, и заботиться о своем здоровье и жизни необходимо с самого раннего возраста.

Темочки:

Сегодня очевидна потребность в обучении основам безопасного поведения не только взрослых, но и детей. В условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка при познании окружающего мира может представлять для него опасность. Ребенок, не владеющий навыками безопасного поведения, рискует получить травму даже в помещениях детского сада или на игровой площадке. А за пределами детского учреждения его могут подстерегать и другие угрозы, избежать которых можно только путем целенаправленного обучения основам безопасности с самого раннего детства. Согласно ФГОС ДО, одно из направлений социально-коммуникативного развития - формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе. Содержание этого направления зависит от возраста и особенностей детей, определяется целями программы и может реализовываться в разных видах деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности.

Актуальность темы "Формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста" обусловлена объективной необходимостью обучать детей правилам безопасности, формировать опыт безопасного поведения, важностью целенаправленной работы в этом направлении.

1.1 Особенности формирования основ безопасного поведения детей

Период среднего дошкольного возраста играет ключевую роль в формировании личности ребенка и усвоении им норм и правил поведения.

У детей в возрасте 4-5 лет физические возможности значительно расширяются: их движения становятся более уверенными и разнообразными. В этом возрасте дети испытывают сильную потребность в активном движении. Если эта потребность не удовлетворяется и ограничивается, дети могут стать непослушными и капризными из-за перевозбуждения.

Эмоционально насыщенная деятельность не только способствует физическому развитию, но и помогает детям среднего дошкольного возраста справляться с высокой возбудимостью. Внимание детей все еще зависит от эмоциональной насыщенности и интереса, но они развивают устойчивость и способность к произвольному переключению

Чувствительность к физическому дискомфорту уменьшается. Фантазирование продолжает активно развиваться, позволяя детям включать себя и своих близких в удивительные события. Родители и взрослые могут использовать эти возможности для нравственного и познавательного развития ребенка, обсуждая его фантазии, включаясь в них, предлагая новые повороты сюжета и давая нравственные оценки поступкам героев.

Дети средней группы начинают проявлять интерес к правилам поведения, выражая свои замечания и жалобы воспитателям. Это свидетельствует о стремлении детей к пониманию и соблюдению правил, а также желании получить подтверждение своего мнения и дополнительные разъяснения от взрослых. В этом возрасте дети проявляют интерес к миру взрослых, стремясь к освоению новых знаний и навыков. Совместные игры становятся более популярными, открывая новые возможности для развития доброжелательности, эмоциональной отзывчивости и способности к сопереживанию.

Дети, несмотря на молодой возраст, могут чувствовать себя самостоятельными дома, но важно помнить, что многие предметы вокруг них могут представлять опасность. Поэтому необходимо обучать детей правилам безопасного поведения, чтобы избежать возможных травм и несчастных случаев.

1.2 Основы безопасного поведения в быту : понятие, виды, характеристики

Быт представляет собой часть физической и социальной жизни человека, включая удовлетворение материальных и духовных потребностей, таких как пища, одежда для защиты от внешних воздействий окружающей среды. Под понятием быта понимается уклад повседневной жизни, включая удовлетворение материальных потребностей (еда, одежда, жилье, здоровье) и духовные аспекты, такие как культура, общение, отдых, развлечения (общественный, национальный, городской, сельский, семейный, индивидуальный быт).

Безопасное поведение в быту включает в себя знание основных правил поведения и мер предосторожности, направленных на предотвращение аварийных и трагических ситуаций. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, важным является развитие ребенка, что способствует более эффективному процессу обучения и воспитания. Социализация и коммуникативное развитие дошкольника объединены в программе "Социально-коммуникативное развитие", так как социальная среда играет ключевую роль в формировании личности и обеспечивает практику взаимодействия и общения.

Эта программа направлена на усвоение норм и ценностей общества, развитие общения с взрослыми и сверстниками, формирование самостоятельности, социального и эмоционального интеллекта, уважительного отношения к семье и обществу, а также на формирование позитивного отношения к труду и творчеству. Одним из важных аспектов является также формирование основ безопасного поведения в быту, обществе и природе, учитывая изменения в условиях жизни и новые источники опасностей для детей.

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальнои опасности для детеи, делятся на три группы:

- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы) [1];

- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детеи, нужно научить, правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);

- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детеи местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще – колющие инструменты).

Ребенок должен усвоить, что предметами первои группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, уместны прямые запреты. Ребенок, ни при каких обстоятельствах, не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. При необходимости прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведении (например, «Кошкин дом» С. Маршака, играми – драматизациями [4].

1.3. Методы и приемы формирования знаний о безопасном поведении дома

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста является сложной, но важной задачей, требующей использования разнообразных методов и поддержки со стороны родителей для эффективного обучения и закрепления правил безопасности. Рассмотрим подробнее методы формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста:

Наглядные методы:

- Образец поведения взрослых и дошкольников позволяет сформировать четкое представление о способах обращения с предметами и взаимодействия с людьми (знакомыми, незнакомыми, потенциально опасными и дружественными, а также с объектами природы.

- Тематические подборки картин и иллюстраций в прозрачных папках или ламинированные картинки удобны для хранения и использования.

- Просмотр обучающих мультфильмов, особенно созданных в советский период, обладает большим дидактическим и воспитательным потенциалом. Современные мультсериалы "Стасик и его друзья" также раскрывают темы безопасности дома, на улице и в природе.

- Показ мультимедийных презентаций, фрагментов электронных энциклопедий - современные разновидности наглядного метода.

- Показ кукольных и драматических спектаклей по проблемным ситуациям очень популярен у дошкольников. Для старших групп подбираются грамотно подобранные спектакли, влияющие на формирование норм поведения и дружеских отношений.

- Комментированный показ безопасных действий с предметами и объектами, показ простейших опытов демонстрирует конкретные приемы обращения с потенциально опасными предметами. Для старших групп целесообразны практические опыты с использованием микроскопа, лупы.

- Сравнительные наблюдения и экскурсии позволяют максимально приблизить детей к объектам и получить сенсорный опыт. Для старших групп на первый план выходят сравнительные наблюдения, позволяющие структурировать представления о внешнем виде и назначении объектов. Экскурсии к светофору, в пожарную часть обогащают личный опыт детей и формируют уважение к профессионалам.

Словесные методы: ситуационное индивидуальное и групповое общение взрослого с детьми позволяет обсуждать ситуации из жизни, конкретизировать представления о правилах безопасного поведения. Такое общение может быть спонтанным или специально спланированным.

Публикации по теме:

Месячник «Безопасность ребенка» Ожева Надежда Николаевна. Декабрь (Безопасность ребенка) «БЕЗОПАСНОСТЬ» 1. Подготовительный этап (1 неделя) Определение проблемы,.

Буклет «Безопасность вашего ребенка»Буклет «Безопасность вашего ребенка» Буклет "Безопасность вашего ребенка" (советы взрослым по профилактике насилия над детьми). ТАКТИКА УСТРАШЕНИЯ НЕ ДЕЙСТВУЕТ! Мнение, что.

Конспект занятия в старшей группе «Безопасность в быту»Конспект занятия в старшей группе «Безопасность в быту» Цель: формирование осознанного безопасного поведения. Задачи: - обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; - закреплять.

Консультация для родителей «Безопасность ребенка в новогодние каникулы» Заканчивается трудный 2020 год. Все с нетерпением ждут предстоящих праздников и новогодних каникул. Ведь это отличный повод повеселиться.

Консультация для родителей «Безопасность ребенка в новогодние выходные» Уважаемые родители, будьте бдительны и позаботьтесь о безопасности ребенка в новый год, и в новогодние выходные! Все мы знаем, что нарядная.

Памятка «Безопасность ребенка на улице» Готовя своего ребенка самостоятельно кататься на велосипеде, вы должны обойти маршрут, отмечая потенциально опасные места. Заключите договор.

Памятка для родителей «Безопасность ребенка в новый год» Тема: “Безопасность ребенка в новый год” Уважаемые родители, будьте бдительны и позаботьтесь о безопасности ребенка в новый год. Следите.

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения»Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Безопасность ребенка в быту
Опубликовано: 12 июня 2024 в 13:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Безопасность ребенка в быту» (включая файлы) размещена пользователем Марина Кондратенко (УИ 3339930) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД