МААМ-картинки

Консультация «Безоценочное принятие ребенка»

Хачатурян Анна Георгиевна
Консультация «Безоценочное принятие ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Ко мне обратился директор одной московской школы с просьбой помочь в тяжелой конфликтной ситуации, возникшей в V классе. Один из учащихся, назовем его Сережей, несколько раз ударил ногой в живот свою одноклассницу, после чего девочку положили в больницу. Родительский комитет класса, возмущенный происшедшим, написал письмо на работу папе мальчика, в военную академию. В письме было сказано, что мальчик садист и родительский комитет требует принять строгие меры. Дирекция школы исключила мальчика на неделю из школы.

Публикация «Консультация „Безоценочное принятие ребенка“» размещена в разделах

Обстоятельства сложились так, что немедленно после звонка директора я поехала домой к мальчику. Время у меня было крайне ограничено. Когда я приехала к ним домой, меня встретила мама — высокая интересная женщина с волевым лицом. Она сказала, что мальчик хороший, что он всегда борется за справедливость и она его в этом поддерживает, что она его воспитывает как настоящего мужчину, учит давать сдачи. А папа (в это время он стоял в дверях кухни) у них мягкотелый, хотя и военный. Я спросила, где мальчик, и сказала, что мы будем разговаривать вдвоем. На что мама выразила свое неудовольствие. Я вошла в комнату, заставленную старой мебелью, в конце комнаты на стуле сидел большеглазый испуганный мальчик.

По-видимому, он думал, что я его буду ругать, и поэтому сидел на стуле, немного съежившись. Большие карие глаза смотрели на меня с испугом. У мальчика было миловидное округлое лицо, нежная кожа с легким румянцем, пушистые русые волосы. Его облик был мне симпатичен и никак не вязался с тем, что он сделал. Каких-либо негативных чувств или настороженности я не испытывала. Я спросила Сережу, хочет ли он со мной разговаривать, и, получив согласие, попросила его рассказать, как все произошло. Он стал подробно рассказывать о происшедшем, иногда я уточняла детали, чтобы лучше понять ситуацию, представить ее. Сережа сказал, что он всегда старается бороться за справедливость, что у него есть друг, с которым они вместе балуются и играют. У них был свободный урок, они шалили и дурачились, скакали друг на друге и здорово расшалились, им сделали замечание, потом другое, мальчикам казалось, что они никому особенно не мешают, но от замечаний настроение испортилось, потом эта девочка сказала что-то обидное, Сережа попросил, чтоб она перестала. Девочка начала обзывать их дураками, идиотами и пр. Сережа очень разозлился, ему

было очень обидно, и слова девочки казались очень несправедливыми. Он еще раз сказал, чтоб она перестала, но девочка еще раз или два громко произнесла что-то оскорбительное. Сережа сказал такую фразу: “Когда я сильно сержусь, то у меня темнеет в глазах”. У него потемнело в глазах. Он толкнул девочку, она упала, и он несколько раз ударил ее ногой в живот. Она сильно заплакала, корчась от боли.

Я спросила Сережу, что он чувствовал в этот момент. Он сказал, что ему было очень жалко девочку. Он попробовал ее поднять, начал просить прощение, но его оттолкнули, сказали, чтобы он не лез. Собрались учителя, вызвали врача, девочку увезли в больницу. При этом его все ругали, обзывали, угрожали исключением из школы, неприятностями на работе отца. Я спросила, что Сережа чувствовал. Он ответил, что ему было очень плохо и очень жалко девочку. Он пять раз ходил к ней домой узнать, как она себя чувствует, хотел попросить прощение. Каждый раз его с руганью выгоняли. Такова, коротко, суть происшедшего.

Итак, что я увидела: испуганного симпатичного мальчика, совсем не похожего на садиста, готового разговаривать, попытавшегося как-то искупить свою вину. При этом мама мальчика одобряла его борьбу за справедливость любыми способами, полагая, что это есть проявление мужественности, что это позиция настоящего мужчины. Судя по ее реплике, отношения с мужем были сложные, ее раздражала его мягкость. Получалось, что мама позволяет драться и одобряет драку, поддерживает это как борьбу за справедливость.

Что я переживала: симпатию и теплое отношение к мальчику, он мне понравился. Я чувствовала его искренность и глубину переживаний: возмущение несправедливостью, гнев, жалость к девочке, сочувствие ей. Меня поразило, что он сам, без настояний взрослых несколько раз ходил к ней домой просить прощение.

В какой-то момент я поняла, что он так страшно дерется из-за мамы: она это как бы разрешает и одобряет, и я его спросила: “Скажи, пожалуйста, у тебя хорошее воображение? Ты можешь что-нибудь представить себе?” Он подумал и сказал, что может. Тогда я спросила его, может ли он представить тот момент, когда ему хочется кого-то ударить, как этот человек корчится у его ног от боли и как ему этого человека жалко. Сережа подумал и сказал, что может. И я сказала: “Каждый раз, когда тебе кого-нибудь захочется, очень захочется ударить ради справедливости, остановись на секунду и представь, как он лежит у твоих ног, плача от боли, как тебе его жалко и ты ничего не можешь сделать. Ладно?” “Ладно”,— сказал Сережа. Я чувствовала, что произошел сдвиг, что ему стало легче. Мне казалось, что Сережа принял то, что я предложила. Он вышел меня проводить.

Примерно через полтора месяц после этого мы с Сережей встретились случайно в школе. Я его не узнала в форме. Он сам подошел ко мне, когда стояла на лестнице задумавшись, подергал меня за рукав, видя, что я его не узнала, сказал: “Это я, Сережа!”

Я обрадовалась, спросила, как дела. 0н ответил, что они переехали (им должны были дать квартиру, что он начал учиться в новой школе, и потом радостный крик: “Марина Александровна! Я больше не дерусь!”

КОЛЬЦО ПРИНЯТИЯ

Мне кажется, что описанный случай помогает увидеть не только проявления различных сторон принятия себя и другого, но и динамику процесса. Можно считать, что фиксируемая часть процесса начинается с готовности психолога принимать ребенка, а у ребенка — с согласия и / или готовности “работать”, принимать помощь. Согласие на помощь указывает на некоторое доверие к психологу, т. е. уменьшение страха негативного воздействия, и в определенной мере принятие себя ребенком.

Вероятно, без минимальной степени принятия себя невозможно преодолеть страх отвержения, невозможно проявлять доверие, невозможно желание изменения.

При безоценочном принятии ребенка

психолог стремится создать атмосферу безопасности, доверия, заботы и понимания, что способствует возникновению у ребенка переживания, поддерживающего разрешения быть самим собой, таким, каков он есть в эту минуту, т. е. позволения быть.

По-видимому, это и есть переживание свободы, одного из ее проявлений: свободы от страха отвержения, свободы от негативных оценок, свободы от навязанного чувства вины. Это момент. Видимо, короткий, но сущностный. Благодаря отсутствию негативных воздействий и страхов, ими порождаемых, этот момент свободы позволяет внутренним силам личности не расходоваться на защиту, агрессию, блокирование сознания, а успокоиться, изменить направление и начать питать конструктивные процессы личностных изменений, которые заключаются и в возможности целостного обращения к своему опыту, и в возможности опираться на него в дальнейшей жизни. По-видимому, можно сказать, что переживание ребенком безоценочного принятия, свободы от негативных проявлений способствует развитию и усилению его самопринятия.

Принимая психолога, т. е. открывая ему мир своих переживаний, обсуждая свои проблемы, ребенок подтверждает свое позитивное, доверяющее и открытое, по сути, отношение к взрослому, что способствует углублению самопринятия психолога. И дальше все повторяется по кольцу, с усиливающимся эффектом, до конструктивного разрешения ситуации в описанном случае или до начала изменений, пусть минимальных, но чрезвычайно существенных, в человеке, нуждающемся в помощи.

Описанный процесс с большой долей условности можно изобразить схематически:

Приведенная схема позволяет увидеть кольцевой механизм, связывающий принятие и самопринятие. По-видимому, благодаря этому механизму усиливается и/или поддерживается поле общего принятия. Можно предположить, что нарастание интенсивности в поле принятия происходит до тех пор, пока не будет услышано, пусть иногда и очень слабое, проявление внутренней духовной сущности, т. е. внутреннего Я

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наиболее существенные стороны феномена принятия, на наш взгляд, можно обозначить следующим образом.

Для возникновения атмосферы принятия в совместном диалоге психолог — ребенок необходим такой уровень самопринятия терапевта, который обеспечивает возможность позитивного переживания в отношении себя и реализацию установок, перечисленных выше, в отношении другого человека.

Также необходим, пусть минимальный, уровень самопринятия ребенка (клиента, выражающийся в согласии работать, т. е. в готовности получения помощи.

Освобождение ребенка от негативных воздействий, с одной стороны, порождает у него переживание свободы, разрешение быть самим собой (кратковременное) в момент совместной работы. Это переживание освобождения углубляет самопринятие ребенка, которое в свою очередь переживается как чувство самоуважения, согласия с собой, возможность обращения к своему опыту, появление или усиление веры в свои силы и возможности, желание или попытка услышать себя, т. е. обращение к своему внутреннему Я. С другой стороны, углубление самопринятия ребенка позволяет ему более свободно сотрудничать с психологом, соглашаться с ним, слышать его, его стремление к помощи, верить ему, чувствовать общее позитивное отношение к себе, достаточно адекватно проявлять свои чувства.

Все это в свою очередь усиливает самопринятие психолога, способствуя

более творческому видению им ребенка, его возможностей к изменению и интегрирующему переживанию ситуации в целом.

1. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

3. Боуэн М. В. -Б. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопр. психол. 1992. № 3 — 4. С. 24 – 33.

4. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии//Вопр. психол. 1988. № 4. С. 161 – 166.

5. Маслоу А. Самоактуализация. Психологи личности: Тексты. М., 1982.

6. Орлов А. Б. Тренинг гуманных взаимоотношений между учителем и учащимся // Формирование мотивации учения. М., 1990.

7. Орлов А. Б. Гуманистическая психология // Искусство в школе. 1991. № 2.

8. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопр. психол. 1990. № 1. С. 164 — 168.

9. Rogers С. R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as developed in client-centered framework // Koch S. (ed.) Psychology : A study of science. V. 3. N. Y., 1959.

Публикации по теме:

Консультация «Как развить память ребенка» Как улучшить память? Существует три «закона» памяти. Первый «закон» памяти – получить глубокое яркое впечатление о том, что хотите запомнить,.

Консультация для родителей «Права ребенка»Консультация для родителей «Права ребенка» «Права ребенка» .Консультация для родителейелей[/h3] Документы, регламентирующие Права ребенка: Декларация прав ребенка;.

Консультация «Значение оригами для развития ребенка»Консультация «Значение оригами для развития ребенка» Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является.

Консультация для родителей «Чем занять ребенка на пляже»Консультация для родителей «Чем занять ребенка на пляже» На море можно не только отдохнуть и оздоровиться, но и уделить время развитию ребенка. Пляжные игры, купание, море свободного времени –.

Консультация для родителей «Как не раскормить ребенка»Консультация для родителей «Как не раскормить ребенка» .

Консультация для родителей «О воспитании ребенка» Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители – пример всему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит,.

Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка» Сказка играет большую роль в жизни ребенка дошкольного возраста. Со сказками дети знакомятся очень рано. Уже в 3 года у ребенка появляется.

Консультация «Развиваем память у ребенка»Консультация «Развиваем память у ребенка» Развивать память у ребенка необходимо с младшего дошкольного возраста,лучшая форма для этого игра,и полезно и весело. Для детей 2-4 лет.

Консультация для родителей «У ребенка истерика» Почти у всех детей от 1 года до 3 лет изредка бывают истерии. В этом возрасте у ребенка появляются свои желания, он начинает чувствовать.

Консультация для родителей «Мир культуры ребенка»Консультация для родителей «Мир культуры ребенка» Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствует развитию образного мышления,.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Безоценочное принятие ребенка»
Опубликовано: 17 января 2024 в 10:58
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Безоценочное принятие ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Хачатурян Анна Георгиевна (УИ 2729102) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД