Кристина Болдова
Беседы, выявляющие уровень осознанности действий детей
▼ Скачать + Заказать документы
Для проверки способности детей к осознанию себя следует проводить специальные беседы. Они должны быть, с одной стороны, тесно связаны с конкретными действиями ребенка, а с другой, позволять ему взглянуть на себя со стороны, отнестись к себе и своим действиям.
Задача первой беседы заключается в осознании ребенком своих предпочтений и отношения к своей деятельности и условиям своей жизни. Внимание и осознание дошкольника направляются именно на его собственное отношение к той действительности, в которой он живет. Вторая беседа посвящена субъективному времени детей.
Публикация «Беседы, выявляющие уровень осознанности действий детей» размещена в разделах
Важнейшим условием осознания своего поведения является его рассмотрение во временной последовательности, в соотношении настоящего действия с прошлым и будущим. Наличие временной перспективы позволяет человеку преодолеть давление воспринимаемой ситуации и осуществить волевое действие. Способность соотносить свои настоящие действия с прошлыми и будущими может формироваться во внеситуативно-личностном общении ребенка со взрослым, где происходит осознание собственных желаний и воспоминаний. Поэтому, внеситуативно-личностную беседу с ребенком о его прошлых и будущих действиях можно использовать для выявления его способности к осознанию себя и своего поведения. [3;43]
За основу первой беседы можно взять вопросы, такие как: «Что ты больше всего любишь?», «Что ты больше всего не любишь?», «Что бы ты сейчас сделал, если бы тебе разрешили сделать все, что ты захочешь?», «Что бы ты попросил у Деда Мороза?» и другие.
Во второй беседе можно поставить перед ребенком следующие вопросы: «Чем вы занимались на занятиях?», «Что ты делал на выходных?», «Что будешь делать завтра?» и другие.
Определяя уровень осознанности, следует внимательно рассмотреть ответы детей на поставленные вопросы. Преобладание содержательных ответов и развернутых сообщений о себе означает достаточно высокий уровень развития самосознания. Отсутствие ответов, ситуативные или стереотипные ответы свидетельствуют о неразвитости самосознания, о том, что ребенок как бы не замечает своего отношения к окружающему и своих действий, а значит, и самого себя.