Елена Хренова
«Вода — жизнь». Беседа с детьми старшей разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитывать бережное и экономное отношение к воде, подвести к пониманию роли воды в жизни всего живого. Закреплять понятия о свойствах воды. Устанавливать связи и взаимоотношения между объектами и явлениями окружающего мира, развивать умение делать выводы.
Ход беседы:
В. Ребята, отгадайте загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей и океан,
И летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
Д. Вода.
В. Правильно, это вода. Вода – это очень ценный природный запас. А как вы думаете, кому нужна вода?
Д. Растениям, животным, человеку, рыбам.
В. Вода нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Вот посмотрите, что происходит с растением, если его не поливать.
(Показать детям цветок, который не поливали несколько дней, у которого повяли листья, опали цветы.)
Д. Завяли листья.
В. Ребята, давайте польем цветок и посмотрим, что с ним будет дальше.
Да, вода – одна из самых ценных богатств Земли, она есть повсюду. Посмотрите на глобус, светло-синим цветом обозначены все водоёмы, большую часть на планете Земля занимает вода – это океаны, моря, озера, реки, пруды и другие водоемы.
В морской воде, много соли. Давайте проведем опыт и узнаем, какая на вкус морская вода.
Возьмем стаканы с водой и баночку с солью. Посолим воду и попробуем её на вкус. Какая вода?
Д. Соленая.
В. Вода слишком соленая. Можно ли пить такую воду?
Д. Нет, она невкусная.
В. Да, морская вода имеет соленый вкус и она непригодна для питья.
В водопровод вода поступает из рек, где вода не соленая, а пресная.
Прежде чем вода попадает в водопровод, её качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течет и холодная, и горячая вода. (Рассмотреть рисунок, где показана схема поступления воды в квартиры.) Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений. Для питья человеку нужна только чистая вода – из родника, колодца, водопровода. Самая чистая – это кипяченая вода.
Ребята, а давайте мы с вами посмотрим, как происходит очищение воды.
Хотите сами попробовать очистить воду от грязи?
Ответы детей.
В стакане с водой разводим глину. Загрязненную воду пропускаем через фильтр, фильтром будет служить вата. Есть ли изменения?
В. Что у вас в стаканах? Какая вода?
Д. В стакан капает чистая вода.
В. А где же грязь из воды, ребята?
Д. На вате.
В. Но чистой воды остается все меньше и меньше, а виноваты в этом сами люди. Они загрязняют водоемы. А от этого страдает все живое: в водоемах гибнет рыба, растения, животные, загрязненная вода вредна для человека.
Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить. Как это можно сделать?
Д. Закрывать кран, чтобы вода зря не текла, для мытья не открывать сильную струю.
В. Ребята, давайте будем соблюдать эти простые правила и беречь воду.
Вода – это жизнь! Послушайте, стихотворение С. Маршака «Берегите воду»
Стали жить по новой моде,
Завели водопровод.
Речка спятила с ума –
По домам пошла сама.
А бывало, с перезвоном
К берегам её зеленым
Шли девицы за водой
По улице мостовой.
Подходили к речке близко,
Речке кланялись низко:
Здравствуй, реченька – наша мать,
Дай водицы нам набрать!
А теперь иной невежа
Захотел водицы свежей,
Шевельнул одной рукой –
И вода бежит рекой!
Бережливым будь с водой!
Шевельни опять рукой.
И, как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!
Пояснительная записка.
Материал: растение из уголка природы, не политое несколько дней, стаканы с чистой водой, соль, глобус, воронки и ватные диски, стаканы с грязной водой, схема поступления воды.
Предварительная работа: опыты с луком, веточками; полив растений, используя модели «Человечки настроения», «Способы ухода за растениями»; беседа о необходимости воды для растений; просмотр мультфильма «Беги, ручеек!». Познакомить детей с новыми понятиями, которые используются в беседе. Просмотр документального фильма «Байкал».
Словарь: Глобус, водопровод, солёная и пресная вода, фильтр, насос, воронка, туча, океан, море, ручей.
Последующая работа: понаблюдать, как дети запомнили и выполняют правила; беседа о том, как нужно вести себя на отдыхе у водоема, чтобы не загрязнять воду, использование моделей «Человечки настроения», для привлечения детей к потребностям растений, необходимости ухода за ними.
Коллективная аппликация «Берегите воду!»