Получи документы

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «История ткачества на Кубани»

Анастасия Жаркова
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «История ткачества на Кубани»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формирование у дошкольников целостного восприятия народных ремесел, как части культуры кубанского народа.

Задачи:

1. Расширять и углублять представления детей о кубанской культуре, познакомить с ткачеством, бытующим на Кубани.

2. Вызвать интерес, к предстоящей деятельности.

3. Развивать интерес детей к ручным умениям в быту посредством знакомства с историей традиционных кубанского ремёсла, мелкую моторику, эстетическое восприятие.

Публикация «Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему „История ткачества на Кубани“» размещена в разделах

4. Воспитывать у детей любовь к своей малой родине, уважение к труду народных умельцев, культурным и национальным традициям казаков.

Ход:

Дети находят новый предмет в группе (сундук, рассматривают его.

-Как вы думаете, что это?

Ответы детей: это сундук.

-Где вы уже могли его видеть?

Ответы детей: в музее, дома у бабушки.

Дети вместе с воспитателем открывают сундук и поочередно достают из сундука нити, гребенку, челнок, крючок, коврики.

- В старину, казаки использовали сундук, как предмет для хранения различных вещей.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы, и предлагает детям назвать их.

Ответы детей: челнок, гребни, коврик, нити.

- Во многих семьях бережно хранятся старинные вещи ручной работы, сделанные прабабушками. На дне старого сундука мы обнаружили материалы, инструменты, с помощью которых наши предки ткали коврики, ковры, делали украшения. Все принадлежности назвали, а про этот предмет забыли. Что это ребята?

Ответы детей: это ткацкий станок.

- Как вы думаете для чего он?

Ответы детей: чтобы ткать, изготавливать ткань

- Вы правильно заметили, что с помощью станка изготавливали ткань или полотно, из которого потом шили одежду.

Воспитатель дает детям подробнее рассмотреть старинное ткацкое полотно. Обращает внимание на качество ткани.

Ах, как непросто ткань создать:

Станок необходим, чтоб ткать,

Нужны основа и уток,

Что вдоль идут и поперек…

Детали ткацкого станка

Вы помните, наверняка.

Чтоб ворох нитей тканью стал,

- Начало здесь – сновальный вал!

Ремизки ходят вверх и вниз,

И это вовсе не каприз,

Ведь нити, из которых ткут,

Пространство формируют тут,

И, сто преград преодолев,

Уток летит сквозь ткацкий зев,

Потом обратно повернет,

Бердо плотнее нить прибьет,

К опушке ткани … вот оно

Суровой ткани полотно!

- Ткачество одно из великих открытий человека наряду с добыванием огня, изготовления посуды, орудий труда. На Кубани ткачеством начали заниматься благодаря первопереселенцам из территорий России и Украины. Ткачество было женским ремеслом, которым занимались казачки. А как вы ребята считаете, без чего самого главного не сможет работать ткацкий станок?

Ответы детей: без ниток.

- Все верно подметили. Основным материалом для ручного ткачества, были нити. А вы бы хотели узнать историю получения ниток?

Ответы детей: Да.

-Тогда вам придется сеть поудобнее и внимательно меня слушать. Материалом для ткачества служили

обработанные волокна конопли, льна, овечья и козья шерсть. Заготовка материала для ткачества из конопли начиналась с ее посева. Семена конопли сеяли весной – в марте, а убирали в сентябре. Посевом занимались в основном мужчины.

Уборка конопли проходила в конце августа. После уборки и обмолота стебли вымачивали в воде. Затем высушивали на солнце, а потом с помощью специальной мялки мяли, отделяя, таким образом, волокна от отходов. Получившееся волокно мыли, сушили и удаляли из него остатки с помощью вычесывания. Таким образом, получали чистые ниточки, из которых затем делали ткань.

Физминутка «Паучок»

В природе всем известен ткач –

Паук затейник и ловкач.

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

Поймает в сетку мошку,

И, ну, качать в ней крошку.

(Покачивание из стороны в сторону, стоя на месте)

Заплетает паутинку

На деревьях паучок.

(Кружение вокруг себя)

Словно осени снежинки,

Он развесил на сучок.

(Потянуться вверх на носочках)

Кружевных узоров мастер,

Он работает весь день,

Все в лесу уже украсил,

Даже старый дряхлый пень!

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

- Немного отдохнули, теперь продолжаем. Обычно на Кубани ручным ткачеством казачки занимались в зимние месяцы. А почему все это они делали зимой?

Ответы детей и их предложения.

- Летом, весной и осенью у казаков было много другой работы. Они трудились в поле, огороде, сажали, убирали урожай, хлеб. А зимой занимались рукоделием. На станках они ткани полотно и шили из него одежду для всей семьи. Уже в 7 – 9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин. Ребята, а как вы думаете, казачки делали цветные полотна, с помощью чего они изготавливали разноцветные нити?

Ответы детей и их предложения.

- Красители делали из природного материала. Нити для вышивки красили соком красных ягод. Наши предки были земледельцами, поэтому на вышивках изображали плодородие Земли. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла и жизни. Наиболее распространенные элементы: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки.

Вот таким рукоделием занимались казачки.

- Предлагаю вам немного поиграть.

Проведение игры «Мама, ниточку распутай».

Цель игры: развитие памяти, сообразительности и наблюдательности, координации движений, ориентировки в пространстве и двигательных умений.

Важное правило: распутывать ниточку необходимо очень аккуратно, чтобы «клубок» не развалился и играющие могли бы продолжать держаться друг за друга.

Рефлексия:

- Ребята, мы узнали много нового и интересного о том, чем занимались казаки. Познакомились более подробно с одним из ремесел Кубани. Я надеюсь, что в дальнейшей вашей жизни вы будете проявлять такой же интерес к истории своего народа. А теперь расскажите, пожалуйста, что вам больше всего запомнилось? Какие ваши впечатления? Что для вас было самым необычным? А как вам игра? Хотели бы вы заниматься ткачеством?

Ответы детей.

Публикации по теме:

Беседа о перелётных и зимующих птицах с детьми старшего дошкольного возрастаБеседа о перелётных и зимующих птицах с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Углубление знаний детей о перелетных и зимующих птицах. Задачи: Уточнить и расширить представления у детей о перелетных и зимующих.

Беседа «Об Отечестве» из цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Моя Родина»Беседа «Об Отечестве» из цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Моя Родина» Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию беседу "Об Отечестве" из цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста к Всемирному Дню охраны окружающей средыБеседа с детьми старшего дошкольного возраста к Всемирному Дню охраны окружающей среды Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Исконные символы России» Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Исконные символы России". Воспитатель : Крупская Елена Владимировна Описание: Беседа.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Умей дружбой дорожить» Цель беседы: учить детей анализировать, рассуждать по данной теме. Задачи:воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку вместе.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о Полтавской битвеБеседа с детьми старшего дошкольного возраста о Полтавской битве 10 июля. День победы в Полтавской битве10 июля мы отмечаем день воинской славы – победу в Полтавской битве, которая состоялась в 1709 году.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Пролётные птицы — снегири»Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Пролётные птицы — снегири» Программное содержание: Сформитовать доброжелательное отношение у детей к живой природе. Учить сопереживать «братьям нашим меньшим»; замечать.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Такие разные дома», в условиях самоизоляцииБеседа с детьми старшего дошкольного возраста «Такие разные дома», в условиях самоизоляции 30 мая. День домов и домиковЦель: создание условий для закрепления знаний детей о жилище человека. Дети отгадывают загадки про дом 1. Вот.

Беседа «В здоровом теле-здоровый дух» с детьми старшего дошкольного возрастаБеседа «В здоровом теле-здоровый дух» с детьми старшего дошкольного возраста Дорогие ребята! Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле —.

Беседа «Весна пришла» с детьми старшего дошкольного возрастаБеседа «Весна пришла» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: закрепить представления детей о весне. (Растаял снег, потекли ручьи. Ярко светит солнце, и небо синее-синее. Люди сняли зимнюю одежду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «История ткачества на Кубани»
Опубликовано: 24 ноября 2020 в 21:58
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «История ткачества на Кубани»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Жаркова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД