Анастасия Жаркова
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «История ткачества на Кубани»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у дошкольников целостного восприятия народных ремесел, как части культуры кубанского народа.
Задачи:
1. Расширять и углублять представления детей о кубанской культуре, познакомить с ткачеством, бытующим на Кубани.
2. Вызвать интерес, к предстоящей деятельности.
3. Развивать интерес детей к ручным умениям в быту посредством знакомства с историей традиционных кубанского ремёсла, мелкую моторику, эстетическое восприятие.
Публикация «Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему „История ткачества на Кубани“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Старшая группа
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
4. Воспитывать у детей любовь к своей малой родине, уважение к труду народных умельцев, культурным и национальным традициям казаков.
Ход:
Дети находят новый предмет в группе (сундук, рассматривают его.
-Как вы думаете, что это?
Ответы детей: это сундук.
-Где вы уже могли его видеть?
Ответы детей: в музее, дома у бабушки.
Дети вместе с воспитателем открывают сундук и поочередно достают из сундука нити, гребенку, челнок, крючок, коврики.
- В старину, казаки использовали сундук, как предмет для хранения различных вещей.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы, и предлагает детям назвать их.
Ответы детей: челнок, гребни, коврик, нити.
- Во многих семьях бережно хранятся старинные вещи ручной работы, сделанные прабабушками. На дне старого сундука мы обнаружили материалы, инструменты, с помощью которых наши предки ткали коврики, ковры, делали украшения. Все принадлежности назвали, а про этот предмет забыли. Что это ребята?
Ответы детей: это ткацкий станок.
- Как вы думаете для чего он?
Ответы детей: чтобы ткать, изготавливать ткань
- Вы правильно заметили, что с помощью станка изготавливали ткань или полотно, из которого потом шили одежду.
Воспитатель дает детям подробнее рассмотреть старинное ткацкое полотно. Обращает внимание на качество ткани.
Ах, как непросто ткань создать:
Станок необходим, чтоб ткать,
Нужны основа и уток,
Что вдоль идут и поперек…
Детали ткацкого станка
Вы помните, наверняка.
Чтоб ворох нитей тканью стал,
- Начало здесь – сновальный вал!
Ремизки ходят вверх и вниз,
И это вовсе не каприз,
Ведь нити, из которых ткут,
Пространство формируют тут,
И, сто преград преодолев,
Уток летит сквозь ткацкий зев,
Потом обратно повернет,
Бердо плотнее нить прибьет,
К опушке ткани … вот оно
Суровой ткани полотно!
- Ткачество одно из великих открытий человека наряду с добыванием огня, изготовления посуды, орудий труда. На Кубани ткачеством начали заниматься благодаря первопереселенцам из территорий России и Украины. Ткачество было женским ремеслом, которым занимались казачки. А как вы ребята считаете, без чего самого главного не сможет работать ткацкий станок?
Ответы детей: без ниток.
- Все верно подметили. Основным материалом для ручного ткачества, были нити. А вы бы хотели узнать историю получения ниток?
Ответы детей: Да.
-Тогда вам придется сеть поудобнее и внимательно меня слушать. Материалом для ткачества служили
обработанные волокна конопли, льна, овечья и козья шерсть. Заготовка материала для ткачества из конопли начиналась с ее посева. Семена конопли сеяли весной – в марте, а убирали в сентябре. Посевом занимались в основном мужчины.
Уборка конопли проходила в конце августа. После уборки и обмолота стебли вымачивали в воде. Затем высушивали на солнце, а потом с помощью специальной мялки мяли, отделяя, таким образом, волокна от отходов. Получившееся волокно мыли, сушили и удаляли из него остатки с помощью вычесывания. Таким образом, получали чистые ниточки, из которых затем делали ткань.
Физминутка «Паучок»
В природе всем известен ткач –
Паук затейник и ловкач.
(Дети идут по кругу, взявшись за руки)
Поймает в сетку мошку,
И, ну, качать в ней крошку.
(Покачивание из стороны в сторону, стоя на месте)
Заплетает паутинку
На деревьях паучок.
(Кружение вокруг себя)
Словно осени снежинки,
Он развесил на сучок.
(Потянуться вверх на носочках)
Кружевных узоров мастер,
Он работает весь день,
Все в лесу уже украсил,
Даже старый дряхлый пень!
(Дети идут по кругу, взявшись за руки)
- Немного отдохнули, теперь продолжаем. Обычно на Кубани ручным ткачеством казачки занимались в зимние месяцы. А почему все это они делали зимой?
Ответы детей и их предложения.
- Летом, весной и осенью у казаков было много другой работы. Они трудились в поле, огороде, сажали, убирали урожай, хлеб. А зимой занимались рукоделием. На станках они ткани полотно и шили из него одежду для всей семьи. Уже в 7 – 9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин. Ребята, а как вы думаете, казачки делали цветные полотна, с помощью чего они изготавливали разноцветные нити?
Ответы детей и их предложения.
- Красители делали из природного материала. Нити для вышивки красили соком красных ягод. Наши предки были земледельцами, поэтому на вышивках изображали плодородие Земли. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла и жизни. Наиболее распространенные элементы: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки.
Вот таким рукоделием занимались казачки.
- Предлагаю вам немного поиграть.
Проведение игры «Мама, ниточку распутай».
Цель игры: развитие памяти, сообразительности и наблюдательности, координации движений, ориентировки в пространстве и двигательных умений.
Важное правило: распутывать ниточку необходимо очень аккуратно, чтобы «клубок» не развалился и играющие могли бы продолжать держаться друг за друга.
Рефлексия:
- Ребята, мы узнали много нового и интересного о том, чем занимались казаки. Познакомились более подробно с одним из ремесел Кубани. Я надеюсь, что в дальнейшей вашей жизни вы будете проявлять такой же интерес к истории своего народа. А теперь расскажите, пожалуйста, что вам больше всего запомнилось? Какие ваши впечатления? Что для вас было самым необычным? А как вам игра? Хотели бы вы заниматься ткачеством?
Ответы детей.