Абрамова Елена
Беседа с детьми «Грачевник» (17 марта)
▼ Скачать + Заказать документы
ГРАЧЕВНИК
(17 марта)
Ц е л и : приобщать детей к культуре русского народа; воспитывать интерес к окружающему миру.
Ход беседы:
I. Основная часть беседы :.
– Ребята, какой сейчас идет месяц? (март.)
– Какому времени года он принадлежит? (Весне. можно перечислить другие весенние месяцы.)
– Давайте с вами понаблюдаем и скажем, что же изменилось с приходом весны. (Ответы.)
– Появились ли новые птицы?
– Какие есть птицы? (Зимующие и перелетные.) Назовите, какие зимующие и перелетные птицы вам известны.
Публикация «Беседа с детьми „Грачевник“ (17 марта)» размещена в разделах
Ребята, именно с этого дня, заметили люди, появляются первые грачи. Поэтому этот день и получил название грачевник.
– Что же это за птица? (ответы детей.)
Рассматривают иллюстрацию и описывают грача (цвет, размер, повадки и т. д.). Предложить изобразить повадки этой птицы.
Появление этих птиц во всех краях русской земли считается началом весны.
Есть даже такая пословица: «Грач на горе – весна на дворе».
И крестьяне очень радовались появлению этой птицы. Значит, прошла холодная, суровая зима с ее вьюгами, метелями, морозами и снегом. А на дворе теплая и ласковая весна, с нежными лучами солнышка, которое вскоре растопит лед и снег, согреет своим дыханием землю, траву и деревья, животных и, конечно, человека.
Грачи были также очень большими помощниками человека. Когда крестьяне начинают пахать землю (картинка, грачи целыми стаями прилетают на поле и поедают различных жучков, гусениц, паучков. А это значит, меньше будет летом вредителей на полях, и хлеб останется целым.
II. Рассматривание иллюстраций.
Можно показать картину А. К. Саврасова «Грачи прилетели», организовать беседу, описывая ее.
Материал к беседе
В 1871 году, еще до прихода весны, расстался Саврасов с городом. И вот он на Волге, в Костроме. Всегда был ему по душе этот старинный русский город. В центре – высокая каланча да каменные ряды – мясные, молочные, табачные – для всякой торговли. А за ними – по пригоркам, по оврагам – лепится серая от времени, деревянная Кострома – настоящая большая деревня. Идешь от Волги, поднимаешься в гору; плывет в воздухе далекий звон колоколов Ипатьевского монастыря. Тихо здесь после Москвы, и так легко, так свободно дышится.
Глубокий снег еще лежал на всех улицах, толстым слоем ровнял овраги, когда художник приехал в город. Разыскав на базаре знакомого мужичка, он поудобнее примостился на санках-розвальнях, подложил под голову ящик с красками и холстами, запахнулся в тяжелую овчинную шубу и поскакал в деревню – навстречу весне, навстречу природе.
Художник снял комнатку в мезонине большого деревенского дома. Но первые дни, даже недели, работа не клеилась. Стоял у окошка, смотрел на убогие, занесенные снегом избы, на ветхую каменную церковку, на хмурое небо да узловатые голые березы с черными прошлогодними гнездами. Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. Надевал сапоги, долго шел по побуревшей от навоза дороге, присматривался, прислушивался, но весна не приходила. В сапогах мерзли ноги. Надел валенки – за первый же час промокли насквозь.
– Весна близко, – сказала хозяйка, помогая художнику переобуться.
Он печально вздохнул:
– Далеко еще до весны, Дарья Петровна. Ой, далеконько.
Но весна пришла, как приходит всегда, – неожиданно, сразу. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Наскоро накинув халат, Саврасов настежь распахнул створки окна. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. Вот оно! Началось. Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. Но главное – птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружились в прозрачном весеннем воздухе, и уны лые черные гнезда ожили: вокруг них хлопочут уже, кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости.
Шаги заскрипели по лестнице.
– Кондратьич, а Кондратьич! Чай будешь пить? Я самовар вскипятила.
– Потом, потом, хозяюшка. Не до того мне сейчас! Грачи прилетели! – весело отозвался художник.
Схватив палитру, так и не захлопнув окна, он стал пристраиваться на подоконнике со своей работой.
– Грачи прилетели! Грачи прилетели! – напевал художник, набрасывая на холсте согретые первым лучом весны деревья, и почерневшие избы, и маленькую церковку. Вчера еще все кругом было печальным и хмурым, а теперь. Да что теперь? Пришла весна. Был сон – пробуждается жизнь!
Почему же так долго не мог взяться художник за кисти и краски? Чего он ждал, чего ему не хватало? Он ждал и нашел, наконец, долгожданный момент, когда в природе вдруг все стало меняться. Теперь он мог показать природу в движении. «Грачи прилетели!» – так сказалось, так и назвал он свою картину, ставшую впоследствии знаменитой. В этой картине он выразил все, что томило его, чего ожидал с таким нетерпением: первое дуновение весны.
III. Подведение итогов.
– Что можете сказать о внешнем виде и повадках грача?
– Почему грачей называют санитарами полей и садов?