Литвинова Марина
Беседа с детьми «Что такое «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие живут в многоэтажных домах. Такие дома стали строить всего каких-нибудь сто с небольшим лет назад. Большинство людей жили в одноэтажных домах.
Эти одноэтажные дома называли «избами».
А если быть совсем точными, изба – это теплая половина дома с печью (название происходит от слова «истопка», «истопить»).
Публикация «Беседа с детьми „Что такое „Русская изба“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
Главную роль в избе играла печь. Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции помещения. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок… Зимой около нее держали птицу и молодых животных.
С печью связано много поверий и обрядов.
По народным поверьям, под печью или за нею живет Домовой – душа избы, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый в одних ситуациях, свое нравный и даже опасный в других. В старину его ласково называли «хозяином» или «дедушкой». Главная обязанность домового – смотреть за хозяйством,
Мебель.
Стол был местом, за которым собиралась вся семья, символом благополучия и достатка. Человека, единожды приглашенного за семейную трапезу, уже считали очень близким, своим. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.
Лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы, а скамья была снабжена ножками, ее передвигали. Место на лавке судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали – на лавку или скамью. На лавках спали, под ними хранили различные предметы – инструменты, обувь и прочее. Кроме лавок, спали еще на полатях. Это деревянный настил на высоте человеческого роста от боковой стенки печи до противоположной стены избы. Полати и лежанку закрывали цветные занавеси из льняной клетчатины.
Вдоль стен стояли сундуки и рундуки.
Количеством сундуков измерялся достаток хозяев, они служили обязательной частью приданого невесты и хранилище ее одежды и украшений.
Рундук – приделанный к стене ящик с полками без дверей и стекол, где хранили разное добро. Особой гордостью хозяек были точеные, резные и расписные прялки, которые обычно ставили на видное место: они служили не только орудием труда, но и украшением жилища.
Обычно с нарядными прялками крестьянские девушки ходили на "посидки", или "посиделки", - веселые сельские сборища.
Маленькие дети спали в люльках, зыбках, колыбелях. Колыбель представляла собой деревянную рамку, обшитую холстом и привешенную за углы на веревках.
Колыбель подвешивалась к потолку, что защищало младенца от холода, а некоторые считали, что так ребенок защищен от влияния злых земных духов.
Утварь.
Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари. Утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.
Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения - занимал почетное место в каждом жилище, будь то купеческий дом или крестьянская изба. И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе - «печка-матушка, да самовар- батюшка».
В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь, поджигали их лучиной, раздували огонь сапогом. Вскоре вода в самоваре закипала. Наверху у самовара имеется
Приспособление для установки заварного чайника.
Ухват – устройство для передвигания горшков и чугунков в печи. С помощью ухвата их можно было вынуть или установить в печи.
Представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти – он похож на рога коровы.
Ухват использовали также и в обрядовых действиях.
Какое интересное слово – чугунок! Это сосуд из чугуна – углеродистого железа.
В чугунке готовили пищу в русской печи, его форма была аналогична форме горшка. В крестьянском быту он появился, вероятно, в начале XX века.
Решето – хозяйственная утварь. Это приспособление для просеивания муки, крупы, зерна. Круглая коробка, состоящая из обода и сетчатого дна.
Через решето отсеивалась мука более крупного помола.
Решето применялось также для сортировки крупы, зерна, а также для очистки их от оставшегося после провеивания сора. Чаще всего в быту использовали деревянные миски и ложки. Миски были разные – большие и маленькие.
Заготовки для деревянных ложек назывались «баклушами», отсюда и выражение «бить баклуши». Дело в том, что разбивать полено на баклуши считалось необременительной работой, простой.
Существовали особые правила пользования ложкой.
После каждого зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали с обеих сторон и снова опускали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола и черпали из миски. Тот, кто не выпускал ложки из рук, считался прожорливым. Мясо ели только, когда в миске не оставалось другой еды и лишь после того, как хозяин даст указание.
Если кто-нибудь вел себя за столом не так, как подобает, смеялся, разговаривал, его наказывали, ударив ложкой по лбу.
Утюг нужен был для того, чтобы разглаживать одежду.
На Руси первым «утюгом» был рубель. Сухое белье или одежду наматывали на ровно обструганную палку и начинали катать по столу толстой прямоугольной с короткой округлой рукоятью палкой. На внутренней рабочей поверхности делались поперечные рубцы. Поэтому он назывался рубель.
Затем в XVII веке появились литые чугунные утюги, которые нагревались на огне. А уже после появился «угольный» утюг.
Внутрь закладывали горящие угли и начинали гладить.
И только в XIX веке появились электрические утюги.
Корзинами наши предки стали пользоваться с незапамятных времен.
Это емкость с ручкой или двумя ручками для сбора ягод, грибов, плодов, овощей, переноса и хранения различных запасов – сена, травы, листьев, а также предметов домашнего обихода.
Корзины изготовляли из больших пластов коры или плели из коры, корня, веток, дранки, соломы, стеблей. Они могли быть любой формы – овальные, квадратные, прямоугольные, с крышками и без.
Отправляясь в лес за грибами и ягодами, девушки гадали, подбрасывая вверх пустые корзины: если корзина падала на землю дном, это означало, что будет полной, если набок, то наполовину, а если вверх дном, то пустой.
Как только начинает темнеть в домах и на улицах, зажигаются огни. Первым средством освещения крестьянской избы была лучина. Чтобы получить тонкую и длинную лучину, полено надо было распарить в печи, его клали на чугун с кипящей водой, и только после того, как распарят, щепали на лучину. Лучину втыкали в светец. А светцом называли подставку с железным зажимом. Под горящую лучину обязательно ставили емкость с водой.
На смену лучине пришла свеча. Свечи изготовляли двух типов: сальные и восковые. Свечное освещение в деревне не всем было доступно. Свечи долгое время были довольно дорогим удовольствием.
Поэтому их зажигали по праздникам, а в будни использовали лучину.
Свечу устанавливали в подсвечники. Они имели разнообразные формы и размеры. Нередко в качестве подсвечника использовали сырую свеклу или брюкву. Керосиновое освещение стало распространяться в русской деревне с 1860 года, со времени вхождения в быт бакинского керосина. С керосиновой лампой можно было уже смело передвигаться по дому и улице.