Людмила Жура
Беседа о весне на Севере. Чтение рассказа Э. Ю. Шима «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце!»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Формировать представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Учить устанавливать временные и причинно-следственные связи между изменением температуры воздуха и состоянием воды, других неживых объектов природы.
2. Активизировать глагольный словарь и словарь прилагательных. Учить дифференцировать и использовать глаголы совершенного и несовершенного вида. Закрепить умение образовывать приставочные глаголы.
3. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе Северного края посредством художественного слова. Развивать умение восхищаться привычным в окружающей действительности.
Публикация «Беседа о весне на Севере, Чтение рассказа Э, Ю, Шима „Камень, Ручей, Сосулька и Солнце!“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Весна. Беседы о весне
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Сосульки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Предварительная работа: Чтение произведений художественной литературы о природе Северного края, рассматривание фотоальбомов, иллюстрированных журналов о живой и неживой природе Севера.
Оборудование: карточки с изображением объектов неживой природы, магнитофон, аудиозаписи русско-народной музыки.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, становятся в круг,'здороваются. В: - Ребята, какое время года? (Весна)
В: - Весна - это время года, когда всё в природе изменяется, оживает. Весна приходит во все части света, но к нам на север позднее всего.
В: - По дороге в детский сад я сфотографировала солнышко. Скажите, какое оно, северное солнышко?
Д: - Северное солнышко :
•заснеженное,
•блёклое,
•бледное,
•светло-жёлтое,
•невесёлое,
•грустное,
•застывшее,
•тусклое,
•дымчатое,
•долгожданное. В: - Северное солнышко освещает край, в котором мы живём.
Давайте подарим северному солнышку лучики, но не простые, а волшебные. Каждый из вас будет дарить лучик, и придумывать необычное название нашего северного края.
Дети берут полоски-лучики, выкладывают их на мольберте вокруг солнышка, произнося названия:
• край вечной мерзлоты;
• край капризной природы;
• край озёр и рек;
• край карликовых растений;
• страна полуночного солнца;
• край незамерзающих гаваней;
• царство голого камня;
• край непуганых птиц;
• страна гор.
Воспитатель переворачивает изображение солнца.
В: - Сколько интересных названий вы придумали! Солнышку приятно и радостно обогревать северную землю. Под весенними солнечными лучами раскрывается красота всей живой и неживой природы на земле.
Этюд на релаксацию «Солнышко».
В: - Встаньте в круг. Протяните ладошки к солнышку, закройте глаза, представьте, что солнце ярко светит. Что делает солнце?
Д: - Греет ладошки.
В: - Что чувствуете?
Д: - Тепло.
В: - Поймайте солнечный зайчик, почувствуйте, как зайчик побежал по лбу, щекам.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко».
В: - Соедините ладошки, превратите их в солнышко, покажите ваше солнышко, подарите тепло вашим щёчкам.
Воспитатель выставляет на мольберт девятиэкранку.
Дидактическая игра «Что делает - Что сделает?»
В: - Давайте поиграем со словом «греет». Изменяйте слово, составляйте предложения со словами «солнце», «греет». Подумайте, что солнышко сделает с живой и неживой природой.
• солнышко людей обогреет;
• солнышко зверей и птиц согреет;
• солнышко землю разогреет,
• солнышко проталинки под снегом отогреет;
• солнышко траву и деревья пригреет;
• солнышко в реке и ручейке воду нагреет или подогреет; •солнце скалы и камни нагреет.
В: - Северная весна приходит на Север с чем?
• с метелями и ветрами;
• со снегом и с дождями;
• с оттепелями и заморозками;
• с сосульками и капелью;
• с холодными и теплыми ветрами.
Дидактическая игра «Как солнце пробуждает живую и
неживую природу».
В: Расскажите, что происходит весной с живой природой, как звери и птицы радуются приходу весны?
• птицы поют, щебечут, выводят птенцов;
• зайцы скачут, болбочут;
• ежики бегают, фыркают;
• медведи из берлог вылезают, ревут;
• олени сбрасывают рога;
•звери меняют шубку на весеннюю, линяют.
В: - Что происходит с деревьями и растениями?
Д: - Деревья впитывают влагу. На веточках набухают почки, распускаются листочки, деревья скрипят.
В: - А как люди радуются приходу весны? Д: - Они сочиняют песни, заклички, стихи. В: - Давайте и мы с вами порадуемся!
Физминутка «Весну зовём»*
Ой, бежит ручьём вода, Нету снега, нету льда, Ой, вода, ой вода, Нету снега, нету льда! Прилетели снегири И воробушки малы Снегири, снегири И воробушки малы Мы поем, мы поём Весну красную зовем Ой поём, ой поём, Весну красную зовем.
В: - Расскажите, что происходит с неживой природой весной.
• ручьи весной звенят и поют, бегут по камушкам, журчат;
• реки бурлят и пенятся, горбатятся и ломают лёд, поднимаются и выходят из берегов;
• земля гудит, набухает и причмокивает, покрывается первыми цветами;
• лёд искрится, дрожит, трещит, тает;
• камни купаются в дождевой воде, блестят, искрятся на солнышке, нагреваются.
В: - Как вы понимаете выражение «весну делать»? (ответы детей) - А кто может весну делать?
В: - Об этом вы узнаете из рассказа «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце», который написал Эдуард Юрьевич Шим. Этот писатель умел необычно писать об обычном, оживлять предметы неживой природы.
Чтение рассказ «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце!» Э. Ю. Шима.
Наконец-то, наконец-то выдался настоящий весенний денек! В лесу тепло, от ясного солнышка светло, капель весело перезванивает. Звери да птицы радуются: зайцы болбочут, тетерева бормочут, синицы бубенчиками разливаются.
Благодать в лесу!
На опушке старый Камень-валун хвалится :
- Мне кланяйтесь, меня благодарите. Это я весну делаю!
- Неужели ты, дедушка? - спрашивают звери да птицы.
- Я, детки, я! Вон у меня какие бока горячие. Вокруг меня снег тает, рядом со мной травка показалась, ко мне бабочки летят греться. Кабы не я, и весны не было бы!
- Ах ты, старый лежебока! - кричит с поляны звонкий Ручей. - Не хвались попусту! Тебе повернуться лень, а я вот день-деньской в работе. Пускай все мне кланяются, пускай меня благодарят!
- Значит, ты, Ручей, весну делаешь?
- Я, глупые, конечно, я! Поглядите-ка - я снег растапливаю, деревья и кусты живой водой пою. Какая же без меня весна!
- Ай, болтун! - кричит Сосулька с еловой лапы. - Не слушайте его, пустомелю! Мне кланятесь, меня благодарите!
- А разве ты, Сосулька, весну делаешь?
- Еще бы не я! Одна только я! Как начну слезы горючие лить, как стану булькать на весь лес, - вот вам и весна. Разве иначе весна начнется! Разве иначе.
Не успела Сосулька договорить. "Кап" - и умолкла. Почему? А потому, что Солнышко за лес закатилось.
Закатилось Солнышко, спряталось - тут и Камень-валун остыл, и Ручей заледенел, и Сосулька обмерзла.
Молчат. И сразу стало ясно, кто весну -то делает.
В: - Вам понравился рассказ?
Вопросы по содержанию текста:
1. Назовите героев рассказа. Как можно назвать их одним словом?
2. Что происходит в весенний день в лесу?
3. Вспомните, как животные радуются солнышку?
4. Расскажите, как камень-валун хвастался перед жителями леса?
5. Как называли камень-валун звери и птицы?
6. Как журчащий ручей называл камень-валун и почему?
7. Как ручей нахваливал свою работу и как он «весну делал»?
8. А как сосулька называла ручей?
9. Как сосулька «весну делала»?
10. Что произошло с героями рассказа, когда солнышко спряталось за горизонт?
11. Так кто же весну делает? Почему вы так думаете?
В: - А сейчас посмотрим на волшебном экране, как солнце пробуждает природу весной.