Марина Жарова
Беседа о щедрости и жадности
▼ Скачать + Заказать документы
в подготовительной группе
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
воспитатель высшей категории
Жарова Марина Юрьевна
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция с областями: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Публикация «Беседа о щедрости и жадности» размещена в разделах
Цель: Формировать у детей нравственные качества, доброжелательность, щедрость, умение оценивать свои поступки и поступки других людей.
Задачи.
• Образовательные: продолжать расширять представление о щедрости, о поступках, словах и их значении; закреплять знания детей о том, что своим поведением можно воздействовать на поведение людей, на их чувства.
• Развивающие: развивать логическое мышление детей; развивать внимание, память.
• Воспитательные: воспитывать положительные качества характера, прививать детям стремление совершать добрые поступки, преодолевать такое качество личности как жадность. Воспитывать культуру речевого общения, любовь к литературе.
• Речевые: учить грамотно формулировать свои мысли, доказательно отстаивать свою точку зрения, учить подбирать антонимы к словам, активизировать словарь (осанка, скупой, поплатились, в дружбе не ладен, прижимистый, бескорыстно, благотворительность)
Предварительная работа: чтение сказок, беседы на этические темы по прочитанным произведениям. Толкование пословиц, игры «Хорошо-плохо», «Хорошие поступки».
Организационный момент, приветствие.
Дети рассаживаются в круг.
Какие вы сегодня красивые! Какая у вас осанка! Ребята, давайте поиграем в игру «Наоборот».
Вы не жадные, а (щедрые, не злые, а (добрые, не ленивые, а ….(трудолюбивые, не неряшливые, а (аккуратные, не трусливые, а (храбрые, не грубые, а (ласковые, не лживые, а (честные).
Я вас не ругала, а (хвалила). Молодцы! Вас есть за что хвалить! Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
1. Беседа-вступление :
- Сейчас мы с вами, ребята, беседуем.
- Что такое беседа? (Когда несколько человек говорят на какую-либо тему)
- Как называются люди, которые участвуют в беседе? (Собеседники)
- Как должен вести себя собеседник? (Выслушивать и не перебивать других, говорить четко, доброжелательно, не шуметь)
- Доброжелательно – значит «добра желать». Давайте будем все друг другу желать добра!
- А вам интересно узнать, о чем мы сегодня будем беседовать? Я вам об этом не скажу, а вы попробуйте догадаться сами.
Глаза завидущи, руки загребущи.
Много, много, а еще бы столько.
Горько есть, да жаль покинуть.
Сколько собаке не хватать, а сытой не бывать.
Как вы думаете о чем эти пословицы? О каком качестве человека?
Д: Жадность
Правильно. О чем же мы сегодня с вами будем говорить?
Д: О жадности и жадном человеке.
И помогать нам, будет сегодня наше… сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое и радостное. Я думаю, что у каждого из вас такое сердце. А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и тихо-тихо послушайте, как бьется ваше горячее доброе сердце. Попросите свое сердце дать вам силу и ум. Молча про себя. Получилось? Молодцы. Поблагодарите свое сердце». Присаживайтесь, пожалуйста, на стулья.
Кто держит конфету свою в кулаке,
Чтоб съесть её тайно от всех в уголке.
Кто, выйдя во двор, никому из соседей
Не даст прокатиться на велосипеде.
Кто куклой, игрушкой, любою безделицей,
Ни с кем, ни за что, никогда не поделится, -
Имя тому подходящее дадено,
Даже не имя, а прозвище – жадина!
И сегодня мы с вами поговорим о жадности и щедрости.
Слушаем сказку «Жадный кармашек» (с демонстрацией «Жадного кармашка, как он раздувался и, наконец, разорвался от жадности)
На платье у Оли жил жадный кармашек. Ему нравилось, когда в него что-то клали, и не нравилось, когда выкладывали.
Кармашек считал, что Оля была вовсе не экономной девочкой: то даст кому-то свою игрушку, то поделится чем-нибудь вкусненьким. «Лучше бы все это ты в карман клала», - думал он. Вот и стал девочке шептать: «Ты брату дала своего зайчика, а он тебе в обмен ничего не дал! Подруге конфету дала, а она тебе что? Никому ничего не давай, лучше в карман клади».
Оля была хорошей и очень послушной девочкой. Вот и послушалась своего кармашка - начала делать все, что он ей советовал. И стал кармашек толстенький, потому что в нем лежало много разных вещей, но ему все было мало.
У Олиной мамы было очень красивое ожерелье. Однажды, когда мамы не было дома, кармашек уговорил девочку достать ожерелье и спрятать в него. Достала девочка ожерелье - большое, длинное, красивое. Но оно не могло уместиться в кармане, он для нее был маленький.
Кармашек немного растянулся, потом он растянулся еще, затрещал и разорвался! И из него посыпались бусинки, конфеты, яблоко, зайчик и еще много разных вещей.
Оля очень расстроилась и решила никогда больше не слушать жадных кармашков.
Беседа по содержанию сказки
- Каким был кармашек в сказке?
- Что такое жадность? (Жадность – это сильное желание чего-нибудь, порой ненасытное, и нежелание делиться с другими).
- Почему девочка слушалась кармашка? (она была послушной, но прежде чем принимать решение, нужно подумать самой)
- А у вас есть жадные кармашки?
Вспомните, какая сказка очень похожа на эту? Человек очень много всего хотел… («Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкин) Рассматривание иллюстраций из книг «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Два жадных медвежонка». Как поплатились за свою жадность герои этих сказок? (старуха осталась у разбитого корыта, а медвежатам достались крошки от сыра)
А теперь вспомним Зайца из сказки «Мешок яблок». Каким он был? (добрым, щедрым). Рассматривание иллюстраций. Почему вы решили, что он был щедрым? (Заяц раздал все яблоки). А как же его голодные детишки? (звери принесли им подарки – доброта вернулась)
Заяц был щедрым. Что такое щедрость?
Щедрость – способность бескорыстно поделиться с другими, одарить от всей души. Нужно давать, не думая о своей щедрости и не ждать ничего взамен.
В русском языке слово «щедрый» часто относят не только к человеку, но даже к явлениям природы. Говорят: щедрый урожай (значит, богатый, хороший); щедрый дождь (обильный, питающий землю); щедрое солнце (яркое, дарящее тепло).
Гимнастика для глаз
Ребята, слышите, кто-то тихо плачет… Видите кого-нибудь? Давайте посмотрим за окно вдаль…. Никого. Посмотрим на подоконник слева… за окно вдаль слева…на подоконнике близко справа…Никого. Посмотрите еще раз вдаль. Закройте глаза.
Упражнение-тренинг.
Кукла Лена просит о помощи.
Ах, это Лена! Что случилось?
Кукла Лена: «Мне скучно, грустно, никто не хочет со мной играть!»
Успокойся и расскажи, в чем дело.
Кукла: «Я принесла в детский сад красивую заводную лошадку. Подружки просили поиграть, но я боялась, что они могут сломать игрушку, поэтому не дала, а девочки перестали со мной играть».
(Рассуждения детей).
Кукла Лена: «Еще я поссорилась с Машей. Я первая взяла конструктор, а она сказала, что тоже хотела в него играть и мы стали тянуть друг у друга коробку и поссорились»
Кукла Лена : «А недавно произошла вот какая история!»
Просмотр видео «Синие листья» по рассказу В. Осеевой
(Рассуждения детей).
Ребята, а как вы считаете каким легче быть щедрым и добрым или жадным и злым?
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри :как много у него друзей!
А злой всегда – один…
Кукла Лена: «Спасибо, ребята, я все поняла. Теперь я знаю, как сделать, чтобы у тебя было много друзей! А можно я вас расцелую?»
(Дети прощаются с куклой, возвращаются на стульчики)
Жадных людей называют : прижимистый, жмот, скряга, скупердяй. Согласитесь, не очень-то приятные определения. А вот щедрых людей у нас в народе величали: благодетель, кормилец, благотворитель.
Благотворить – благо творить, хорошее делать.
Благотворительность. Давайте еще раз все повторим это красивое слово!
Физкультминутка.
Игра «море волнуется»
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три…
Грустная фигура замри! (педагог рассматривает фигуры, оценивает жесты и мимику: плечи опущены, голова наклонена, уголки губ опущены, глаза смотрят вниз)
Удивленная фигура замри!
Испуганная фигура замри!
Жадная фигура замри! (глаза сужены, губы поджаты, руки к себе)
Щедрая фигура замри! (глаза открытые, радостные, губы в улыбке, руки от себя, ладони раскрыты)
Игра «Подбери эмоции к картинкам»
Про щедрость и жадность русский народ придумал такую пословицу:
«Кто щедрый, тот в дружбе первый. А кто жаден, тот в дружбе не ладен».
Не ладен –значит, не годится для дружбы.
Давайте подведё м итог:
- с каким человеком вы хотели бы дружить?
- а каким человеком вы назвали бы себя?
Не спешите отвечать, подумайте. И если кто-то считает себя немножко жадным, но
вам стыдно в этом признаться – не беда. Знаете - почему? Потому что любой человек,
если захочет, может стать другим, и жадный превратится в щедрого. Такие чудеса – в
ваших силах! Кажется, это трудно: бывает жалко дать кому-то, например, красивую
куклу, или машинку, так хочется поиграть самому. Но вы попробуйте! И когда увидите, как обрадовался ваш друг, вам станет совсем не жалко игрушки! Потому что вместе с куклой, машинкой вы подарите РАДОСТЬ другому, а это важнее самой лучшей игрушки!
- скажите: радость можно потрогать рукой? Нет, конечно. Ее берут из своего сердца
и дарят другому сердцу!
- а увидеть радость можно? Да, конечно! Ее можно увидеть в глазах, в улыбке
вашего друга! Радость - это такая чудесная вещь! Если ее дарить другим людям, она
непременно к вам возвратится!
«Про Таню и Олю
Таня пришла в гости к Оле. Когда они играли, с ее косички слетела резинка. Дай мне расческу, я сделаю хвостик, - попросила Таня.
- Извини, Таня, расческу я тебе дать не могу, - ответила Оля.
- Жадина! – обиделась Оля.
В. : - Можно ли Олю назвать жадиной? Почему?
(Личными вещами человек делиться не должен – это негигиенично) Какие личные вещи еще есть у человека?
(Зубная щетка, полотенце, носовой платок)
Скажите о чем же мы с вами сегодня говорили? Как вы думаете какие качества помогают преодолеть жадность? А теперь я предлагаю вам сделать «Ковёр мира». Посмотрите какие слова написаны на нашем ковре?
Д: Жадность, Доброта, Дружба, Забота. Злость. Зависть. Щедрость.
В: Правильно. Какие слова здесь лишние?
Д: Жадность Злость. Зависть.
Будьте щедрыми, дорогие дети! Будьте щедрыми на подарки, на помощь, на улыбки! Будьте щедрыми на добро!