Получи документы

Организация бесед о природе с детьми дошкольного возраста

Жанна Котлярова
Организация бесед о природе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В процессе экологического образования беседа используется воспитателями с разными дидактическими целями:

– для возбуждения интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией, проведением опыта и т. д.);

– для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе, формирования отношения к природе.

Публикация «Организация бесед о природе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

В зависимости от дидактических целей, беседы о природе принято делить на следующие виды:

– вводные (или предварительные);

– эвристические;

– итоговые.

Вводная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полученными ранее.

Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач, развитие речи-доказательства.

Эвристическая беседа используется в старшем дошкольном возрасте. Ее содержание разнообразно. Наблюдая за явлениями природы, воспитатель находит такие, в которых содержатся некоторые противоречия, и предлагает детям принять участие и их разрешении. Задачей воспитателя в руководстве эвристической беседой является обеспечение самостоятельности детей в формулировании выводов и точности высказываний.

Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда, проведения опытов и т. д.

Итоговая беседа организуется воспитателем, начиная со средней группы. Она требует большой предварительной работы по накоплению конкретных представлений, их расширению, углублению. В беседе обобщаются и систематизируются знания детей на основе выделения существенных признаков, связей и отношений, существующих между объектами и явлениями природы. При этом обобщение и систематизация знаний в зависимости от возрастных возможностей детей, от запаса имеющихся у них представлений могут осуществляться как на основе частных связей (например, в средней группе на основе объединения растений по месту обитания можно провести беседу «Что где растет», так и на основе общих закономерностей, показывающих детям связь живых организмов с окружающей средой (например, беседы со старшими дошкольниками о животных, растениях, сезонных изменениях в жизни растений и животных).

Итоговая беседа проводится по мере накопления у детей представлений о природе и только при условии, если эти представления усвоены всеми детьми. Воспитатель продумывает, какие существенные признаки или связи будут лежать в основе обобщений знаний.

Важно продумать иллюстративные средства к итоговой беседе. Иллюстративно-наглядного материала не следует подбирать много. Цель его использования – оживить впечатления детей, помочь им припомнить известные факты, вокруг которых и будет разворачиваться беседа. Выделение существенных признаков, связей между явлениями затрудняется обилием наглядного материала. Для осознания связей требуется особый вид наглядного материала – различные модели, в которых существенное в явлениях представлено в обобщенном виде: это календари погоды, схематические изображения явлений природы.

Беседа начинается с анализа имеющихся у детей знаний о природе. Воспитатель с помощью вопросов направляет внимание детей на сопоставление фактов, явлений, выделение их особенностей, общих признаков, связей и отношений.

Тема разговора с детьми подчинена определенной логике, которой необходимо придерживаться, не отвлекаться на несущественные для данной беседы моменты. Для этого воспитатель тщательно продумывает ее план. Он выделяет основные части беседы, обдумывает, какие задачи можно решить и какие приемы помогут это сделать наиболее успешно.

В ходе такой итоговой беседы задаются различные вопросы – репродуктивные, поисковые, обобщающие. Используется сравнение по признакам различия и сходства, опора на опыт детей.

Наглядным материалом служат не только картины, но и модели. Педагогические приемы должны обеспечивать активное участие в беседе всех детей, побуждать их к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в формировании выводов, к доказательству своих суждений, к переживанию событий.

Публикации по теме:

Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем!» Тема: «Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем! Посвященной.

Организация наблюдений и мероприятий осенью с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация наблюдений и мероприятий осенью с детьми старшего дошкольного возраста Ежедневно дети на прогулках соприкасаются с миром природы, и она не перестаёт их удивлять. Ведь Природа умеет преподносить сюрпризы не только.

Картотека бесед с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Правила этикета» Конспект беседы с детьми 3–5 лет по формированию КГН «Научим Мишутку волшебным словам: «спасибо» и «пожалуйста»Цель: закреплять знания детей.

Картотека наблюдений в природе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1. За солнцем. светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения. Солнце сильно греет, дети гуляют в платочках, панамках. Потешка:.

Материал для бесед с детьми дошкольного возраста «История и традиции праздника «Никола зимний»Материал для бесед с детьми дошкольного возраста «История и традиции праздника «Никола зимний» Материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования для работы с детьми старшего и подготовительного к школе.

Наблюдения в природе с детьми старшего дошкольного возрастаНаблюдения в природе с детьми старшего дошкольного возраста Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 ЯНВАРЬ Беседа «Праздник в моей семье» Цель. Предложить детям рассказать о традициях и обычаях празднования праздника в их семье. Углублять.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Часть 4 МАРТ Беседа о мамах «Мама – первое слово» Цель. Предложить детям рассказать о том, за что, они любят свою маму, какая она, помочь им понять,.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Часть 1 СЕНТЯБРЬ Составление рассказов на тему "Где мы отдыхали летом" Цель. Предложить детям с опорой на семейные фотографии рассказать о летнем.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Часть 2 НОЯБРЬ Беседа «Прокопьевск — прежде и теперь» Цель. Учить детей сравнивать то, как выглядели уголки города, различные предметы в прошлом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация бесед о природе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 21 декабря 2019 в 11:13
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация бесед о природе с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Котлярова (УИ 937253) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД