Копылова Диана Олеговна
Беседа «Учеба в школе: зачем это нужно»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Санаторий для детей и детей с родителями «Чайка» им. Гелиловичей»
Беседа
На тему: «Учеба в школе : зачем это нужно?»
Воспитатель:
Копылова Д. О.
Евпатория
2022 г.
Беседа. «Учеба в школе : зачем это нужно?»
Цель : способствовать осознанию ответственного отношения к учёбе – главному труду школьников; помочь учащимся осознать и сформулировать мотивы и цели обучения, выявить соотношение познавательных и социальных мотивов.
Темочки:
Задачи :
• формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру личностную мотивацию учебной деятельности;
• содействие успешной адаптации и ориентации обучающихся в современном информационном пространстве, создать условия для понимания (принятия) необходимости и ценности учебной деятельности для человека.
• способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к учебному процессу.
Оборудование: раздаточный материал (портреты и высказывания великих людей, листочки, ручки.
Ход беседы:
Обсуждение. Зачем нужно учиться в школе?
Воспитатель. Одним из продолжительных этапов в жизни человека является учёба. И я думаю, вы согласитесь со мной, что это один из важнейших этапов.
Очень часто дети в старших классах отказываются ходить в школу, мотивируя это тем, что они не понимают, зачем им это нужно. Ведь всю необходимую информацию сейчас очень легко найти в мировой сети Интернет, а если что-то не понятно можно нанять репетитора. Существует большое количество энциклопедий и познавательных телевизионных каналов,.
Воспитатель. «Нужно ли учиться?» (Ответы детей)
Воспитатель. «Для чего нужно учиться?» ( Ответы детей: иметь хорошие оценки; так хотят родители; для продолжения учебы; быть образованным; стать более развитым).
Решение ситуаций.
Воспитатель. В одной из школ возник спор о том, во имя чего следует хорошо учиться – ради знаний или ради хорошей оценки в журнале. Вот что говорили ученики:
- «Мне лично все равно, что я получу по математике, окружающему миру или любому другому предмету. Мои оценки важны только для моих родителей. Конечно, мне не хочется портить с ними отношения. Приходится добиваться «4» и «5».
- «При чем здесь родители? Просто мне самой приятно получать хорошие оценки. Гордость какую-то ощущаешь, уважаешь сама себя».
- «А мои родители вообще в мой дневник не смотрят. Я ведь не для них, а для себя учусь. Мне ведь дальше своими знаниями, своим умом жить. А оценки они и случайными могут быть».
Воспитатель. Кого вы могли бы поддержать в этом споре? Почему? (Ответы детей)
Обсуждение высказываний.
Высказывания великих людей
Воспитатель. Известный писатель Жюль Верн в своей книге «Пятнадцатилетний капитан» написал: «Кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается в поте лица…тот предназначен для больших дел, ибо в нужный день и час у него найдется воля и сила для совершения их».
«Ведь ради того, чтоб не зря весь век
Носили мы звание Человек –
Стоит, друзья, учиться!» Э. Асадов
Воспитатель. «Человек должен учиться, потому, что он человек»
В. А. Сухомлинский
Народная мудрость гласит:
«Наука – лучшая казна: не украдут, не сгорит, не сгниет, не пропадет – всегда при себе» (Аварская пословица)
Воспитатель. Как вы понимаете пословицы? Согласны ли вы с ними?
А какие пословицы об учении вы знаете? (Ответы детей)
Список возможных пословиц:
• Не стыдно не знать – стыдно не учиться.
• Ученья корень горек, да плод сладок.
- Но есть одно качество, которое многим мешает учиться.
Воспитатель. Отгадайте загадку:
Слаще мёда, мягче пуха
Отдохни!- всё шепчет в ухо
Тот, кто будет с ней дружить,
Будет очень плохо жить.
Воспитатель. Почему лень мешает? (Ответы детей)
Воспитатель. Ленивые люди всегда ищут и находят для себя оправдание. Часто они отговариваются тем, что у них не хватает времени. Но на его недостаточность часто жалуются те, кто впустую растрачивает время. А ведь успех приходит лишь к трудолюбивым людям. Не зря в народе говорят: «Терпение и труд все перетрут».
Воспитатель. Дети,вам раздали портреты,давайте их внимательно рассмотрим,узнаем как кого зовут и про их достижения.
• Александр Сергеевич Пушкин написал свои первые стихи (на французском языке, конечно) в 5 лет, за что был осмеян старшей сестрой Ольгой. В лицее стихи тоже поначалу не пользовались большим успехом. Более хвалили лицеиста Илличевского, он был и остроумнее, и ловчее подбирал рифмы (в отличие от Пушкина, который с рифмами мучился). Но к выпускному (16 лет, все уже поняли, что Илличевский - просто рифмач, а выпускное стихотворение (по обыкновение, автором его был самым талантливый лицеист) задали написать именно Пушкину.
• Создатель периодической таблицы Дмитрий Менделеев, оказывается, несколько раз сдавал приемные экзамены в университет, и всякий раз "проваливался" на химии.
• Георгу Гегелю в свидетельстве об окончании университета написали, что он - "молодой человек со здравыми суждениями, но не отличается красноречием, и в философии никак себя не проявил".
• Знаменитый русский портретист Павел Федотов при выпуске из кадетского корпуса был признан "в рисовании и черчении ситуационных планов ленивым и посредственным чрезвычайно".
• Обидчивый, маленького роста и плаксивый Исаак Ньютон в школе был одним из самых неуспевающих и неталантливых учеников. Кто бы мог подумать, что через несколько десятков лет его будут называть "Небесным существом, совсем непохожим на смертных".
• Альберт Эйнштейн в детстве был застенчивым, заторможенным и отсталым ребенком. Для него было трудно даже научиться говорить. Учителя были в отчаянии, а родители опасались за умственные способности своего сына. Сам Эйнштейн был удивлен, обнаружив в один прекрасный день, что является одним из самых известных людей в мире. У него было только два правила. Первое не имей вообще никаких правил. И второе - будь независим от мнений других. Как-то раз Энштейн который решал труднейшие научные задачи, заявил, что использование двух сортов мыла для разных целей слишком осложняет жизнь.
В старших классах вы будете изучать теорию относительности Альберта Эйнштейна, которая принесла ему мировую славу. Но интересна сама история этого простого человека, которого знает весь мир.
Сам Эйнштейн вспоминал: «Моим слабым местом была плохая память, особенно на слова и тексты». Преподаватель греческого языка как-то сказал ему: «Из вас никогда ничего путного не выйдет». В то же время ученый отмечал, что благодаря самостоятельным занятиям по физике и математике он шел далеко впереди школьной программы. Ребенком Эйнштейн читал популярные научные издания, по его собственным словам, «затаив дыхание».
Самостоятельные занятия помогли ему не только обогатиться новыми знаниями, но и сделать великие научные открытия.
Составление плана действий. «Как учиться хорошо?»
Воспитатель. Вспомните, сколько раз в своей жизни у вас возникало желание учиться лучше, но оно оставалось бесплодной мечтой.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что нужно для того, чтобы хорошо учиться? Почему это не у всех получается? (Ответы детей)
Во-первых, конечно, надо уметь заставить себя выучить правило, разобраться в новой теме или в условиях задачи. Для этого требуется сила воли. Воля это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-либо.
Во-вторых, нужно помнить, что учение - это не разовое усилие, а систематический труд. Изо дня в день нужно проявлять усердие, терпение.
В-третьих, надо иметь способности к учебе, но они дело наживное (как, впрочем, и трудолюбие, и воля).
Воспитатель. Ребята, дайте возьмем листочки с ручкой и запишем. Итак, базовыми качествами личности, составляющими основу умения учиться, являются воля, трудолюбие, способности.
Воспитатель. Как развить силу воли? Вот несколько простых советов, которые позволят вам тренировать свою волю.
• Учитесь командовать собой. Умение приказывать себе - важнейшее качество волевого человека. Воля развивается, закаляется в постоянной борьбе между «хочу» и «надо».
• «Дал слово - держи!» Привычка ответственно относиться к своему слову есть важнейшее условие воспитания воли.
• Соблюдайте режим дня. Это требует ежедневных усилий и укрепляет волю.
• Верьте в себя.
Если научитесь это делать, то сможете заняться самообразованием - высшим уровнем самосовершенствования. Умения приобретать знания из разных источников, применять их в практической деятельности пригодятся вам в самых разных жизненных ситуациях.
Воспитатель. У каждого из нас может быть собственное понимание и восприятие успеха. И что тема успеха заслуживает отдельного обсуждения. Но что бы мы не считали успехом, будь то деньги, слава, власть или всемирное признание, у каждого человека есть одна универсальная цель – пройти свою жизнь до конца. И вот в этом пути по дороге жизни, можно понять зачем на самом деле и детям, и взрослым важна хорошая и прилежная учёба, эрудиция, широкий кругозор и максимально возможный багаж знаний.
Воспитатель. Дети а давайте с вами закроем глаза, слушаем рассказ и представляем его себе. Представьте себе, что вы стоите в самом начале дороги, которая ведёт в огромную пещеру. И вы знаете, что как только вы войдёте в ту пещеру, вас мгновенно окутает тьма. Та дорога расходится по множеству различных направлений. На одних участках она превращается в узкую тропинку, на других она расширяется до многополосной магистрали, она может завести вас к болоту или к обрыву. Так и наша жизнь – это дорога с огромным количеством вариантов продвижения, с великим разнообразием препятствий, проблем и разочарований, которые может встретить человек. И одновременно, на ней участки полные радости, уверенности в себе и счастья. И никто из нас не знает, что ждёт за поворотом и как быстро наш путь приведет к финишу.
Воспитатель. Открываем глаза. И в тоже время, у нас есть возможность пройти по той пещере с наименьшими потерями, избегая обрывов, болота и опасных тварей, и вооружившись невероятно мощным арсеналом – знанием.
Воспитатель. У кого будет больше шансов преодолеть все опасности и сложности, которые перед нами воздвигает жизнь, а также дойти до целей на своём пути – у человека, который вынужден блуждать на ощупь или же у того, кто взял с собой карту, фонари и необходимые инструменты? (Ответы детей) Учёба и чтение дают человеку все необходимые ресурсы, которые сделают его дорогу безопаснее и интереснее.
Школа даёт вам лишь первое соприкосновение с различными науками и дисциплинами – и как вы можете быть уверенными, что найдёте своё призвание или интересную работу в 20 лет если уже в 10 вы закрыли себя весь спектр профессий, связанных с математикой (мне сложно найти пример профессии, где базовое знание математики не требуется) или историей?
Воспитатель. Да и возвращаясь к нашему сравнению с дорогой во тьме, зачем лишать себя условного фонаря, карты и компаса? (Ответы детей)
Подведение итогов. Вот и подошла к концу наша встреча. Вы были активны и внимательны. Спасибо за внимание!