МААМ-картинки

Конспект занятия-беседы «Полхов-майданская роспись» (старший дошкольный возраст)

Галина Головкина
Конспект занятия-беседы «Полхов-майданская роспись» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы

Беседа

на тему:

«Полхов-майданская роспись»

Старший дошкольный возраст.

Беседа на тему: «Полхов – Майданская роспись».

Загадки про Матрё шку:

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Ответ: Матрешка

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Публикация «Конспект занятия-беседы „Полхов-майданская роспись“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Для меньшей – темница.

Ответ: Матрешка

Матрешка — наиболее любимый российский сувенир, который знают во всём мире. Говорят, этот факт признан не только туристами, но и зарубежными искусствоведами, знающими русский язык, историю и культуры нашей страны.

Как появилась первая матрёшка?

Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье - появилась на свет отнюдь не в древности, как считают многие. Прообразом для этой куклы послужила фигурка буддийского мудреца Фукурумы, привезенная в Абрамцево в конце 19 века с острова Хонсю (Япония). У деревянного мудреца была вытянутая голова и добродушное лицо - и вдохновившись обаятельной игрушкой (по преданию, такие фигурки впервые начал вырезать русский монах, живший на острове Хонсю, в начале 1890-х годов токарь-игрушечник Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца.

Имя "Матрена" тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название - "матрешки".

Какую матрёшку изготовляют рядом с нами, в Вознесенском районе?

Полхов – майданскую матрёшку.

Производство знаменитых игрушек-тарарушек с яркой затейливой росписью берет свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района. В конце XVIII века местные крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду.

В начале XX века в Полховском Майдане стали применять «выжигание» токарных изделий. Впервые в село привез выжигательный аппарат крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич. Выжигание, а позднее и крашение токарных изделий, нередко производились наемными работниками в мастерской хозяина. Тогда и сложился характерный, дошедший до наших дней, майданский орнамент и пейзажный композиционный сюжет.

С применением масляных и клеевых красок расширился ассортимент крашеных изделий. Существовал это вид художественной росписи с 1928 по 1934 годы. До 1914 года игрушки вообще ничем не расписывали. С 1916 года стали наносить обжиг, а с 1931 года – масленые красители. С 1933 года в селе начали красить посуду анилиновыми красителями, которые по яркости превосходят масляные и клеевые краски.

В 1969 году Казаков Петр Ермолаевич и Авдюков Григорий Алексеевич организовали артель «Красная заря», которая впоследствии стала производственным объединением «Полоховско-Майданская роспись» (фабрикой игрушек).

Познакомиться с особенностью Вознесенского района – Полх-Майданским промыслом – можно в Вознесенском историко-краеведческом музее. На данный момент коллекция выставочного зала матрешки насчитывает 1500 экспонатов, где представлена знаменитая Полховско-майданская роспись. Здесь находятся матрешки, выполненные разными мастерами, имеющими разную технику и стиль выполнения – это и изделия фабрики и авторские работы.

По словам главного хранителя Вознесенского историко-краеведческого музея Анжелы Лопатиной, в советское время на фабрике работали 500 человек, 200 из которых - художники по росписи, остальные - токари. На фабрике была своя экспериментальная лаборатория. Здесь выпускалось около 300 наименований различных изделий. Продукция вывозились в Данию, в Англию, в США и в другие страны. Но, к сожалению, фабрика в 90-х годах была закрыта, и сегодня традиции промысла продолжают частные предприниматели.

- В настоящее время у нас нет никаких художественных школ, мастерство передается по наследству: с первого класса девочки уже начинают расписывать, а мальчики начинают точить. Только в Вознесенском 70% населения занимается надомной росписью, а в селе Полховский Майдан в каждом доме расписывают и вытачивают. Полх-Майданская роспись снова стала промыслом, - резюмирует главный хранитель Вознесенского историко-краеведческого музея.

В наши дни Вознесенское уже не славится метизами. Гордость района — полх-майданская матрешка. Земли вокруг села Полховский Майдан скудные, и население издавна занималось подсобными промыслами. Наиболее популярным было токарное дело, так как его развитию способствовали ежегодно проводившиеся в Нижнем Новгороде ярмарки. “Каждый народ творит то, что он может, исходя из того, что ему дано. Но плох тот народ, который не видит то, что дано именно ему”, — гласит вознесенская мудрость.

Давайте рассмотрим её. Из какого материала изготовлена игрушка?

Из дерева. Материал мягкий и тёплый.

Как украшена матрёшка, какой рисунок и какие цвета используют мастера? .

У нее очень яркий наряд. На платьях — розы, тюльпаны, а также невиданные фантастические цветы. Полхов-майданские мастера используют разные приемы росписи. “Цветы с наводкой” выполняется с предварительным наведением рисунка и последующей заливкой цветом. “Цветы без наводки”, или “травки”, напоминают семеновскую и хохломскую. “Пестрение” выполняется линейными мазками, черными точками. Кстати, полное название матрешки — “матрешка-тарарушка”. Но вторая часть имени не прижилась.

Суть графического письма точно определяется названием полхов-майданской росписи : "цветы с наводкой". То есть графика творится четкой контурной линией. К слову, тонкую острую кисточку, предназначенную для "наводки".

Цвета яркие жёлтые, красные, зелёные.

Светлана Ледкова.

Полх-майданская матрешка,

Ты красива, весела.

Поиграй со мной немножко,

Ведь ты очень мне мила.

Я могу тебя часами

Собирать и разбирать.

Мы мечтаем с братом сами

Твой наряд нарисовать.

Кисти мы возьмем и краски,

Все узоры разглядим.

И матрешку, словно в сказке,

Мы в рисунке оживим.

Кто знает легенду из которой взят цветок-пятилистник для раскраски фартука изделия.

До сих пор в селе помнят легенду о том, что в давние времена в войске Степана Разина была предводительница по имени Алёна – бывшая крестьянка из-под Арзамаса. В ее отряде воевали и непокорные предки полх-майданских кустарей. Под селом Темниковым, что в Мордовии, Алёну взяли в плен и по приказу князя Долгорукого сожгли на костре. А на том месте, где погибла крестьянка-атаманша, выросла и расцвела алая роза. Вот, якобы ту самую розу и перенесли на свои расписные игрушки мастера Полховского Майдан

Способ изготовления

1. Переносим рисунок с кальки на дерево.

2. Начинаем рисовать с желтого цвета-это бочек листьев (захватить можно больше, потом все равно закрасится зеленым) и серединки плодов, цветов.

3. Закрашиваем оранжевым цветы и плоды.

4. Добавляем цвета-красный, розовый, фиолетовый (можно и часть листьев закрасить).

4. Теперь закрашиваем листья зеленым.

ЗАМОЛЕВОК закончен. Переходим к РАЗЖИВКЕ.

5. Начинаем с зеленого цвета-в середине цветов наносим тоненькие полосочки.

6. Также делаем разживку на оранжевых и фоилетовых плодах (от начала плода тоненькие полосочки до середины).

7. Все обводим черным цветом.

8. Разживка черным по цветам - тоненькие не одного размера полосочки как у меня.

9. Добавляем черные тычки по плодам.

10. Добавляем немного зеленой травки.

Публикации по теме:

Детям о блокаде Ленинграда (старший дошкольный возраст) Детям о блокадном Ленинграде. Ребенок 1.: Наш город назывался Ленинградом, И шла тогда суровая война. Под вой сирены и разрыв снарядов.

Конспекты НОД по экологии старший дошкольный возрастКонспекты НОД по экологии старший дошкольный возраст .

НОД на тему: «Спасем Дружбу» (познание, коммуникация, социализация, физическое развитие). Старший дошкольный возрастНОД на тему: «Спасем Дружбу» (познание, коммуникация, социализация, физическое развитие). Старший дошкольный возраст .

Осенние наблюдения (старший дошкольный возраст) 1. Наблюдение за сезонными изменениями. Дать детям понятие, что наступил сентябрь, первый осенний месяц, первые осенние дни, зовут его «запевалой.

Патриотический уголок в ДОУ (старший дошкольный возраст)Патриотический уголок в ДОУ (старший дошкольный возраст) Основная цель создания патриотического уголка :всестороннее изучение родного края. Задачи:1. пробудить у детей чувство любви к своему краю,.

План мероприятия ко Дню театра (старший дошкольный возраст) Вечер развлечений: «Путешествие в Театрленд. Спасение кукол театра «Золотой ключик» Цель: развивать представления детей о видах театра,.

Планирование работы по ПДД (старший дошкольный возраст) Задачи: 1. Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения. 2. Закрепить представления о различных видах.

Проект «Дятел» (старший дошкольный возраст)Проект «Дятел» (старший дошкольный возраст) Паспорт проекта «Дятел» Проблема: Гуляя на участке, дети увидели дятла и заинтересовались им. В ходе разговора выяснилось, что у детей.

Развлечение «Ура! Защитникам страны!» (старший дошкольный возраст) РАЗВЛЕЧЕНИЕ в подготовительной к школе группе «Ура! Защитникам страны!» Ведущий и дети под музыку входят в зал. Вероника Драчливой нашей.

Веселый КВН по математике (старший дошкольный возраст) Програмные задачи:развивать у детей вниманиеЮ логическое мышление. Формироват умение понимать задачу и выполнять еею Закрепить у детей представление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия-беседы «Полхов-майданская роспись» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 1 октября 2015 в 13:58
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия-беседы «Полхов-майданская роспись» (старший дошкольный возраст)» (включая файлы) размещена пользователем Галина Головкина (УИ 250288) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД