Оксана Липатова
Беседа на тему «День Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа на тему "День Земли"
Цель: закрепить понимание того, что природа – наш общий дом, сформировать представление о взаимодействии живой и неживой природы, подвести к пониманию необходимости любить и беречь природу.
- Ребята, вы все знаете, что у всех людей на Земле есть свой день - день рождения! В этот день и дети, и взрослые ждут поздравления и подарки. В этот день звучат песни, добрые слова и даже солнце светит ярче.
22 апреля очень важный день – а чей это день, узнаете, отгадав загадку:
Она богаче всех на свете,
По ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете,
И так красива на рассвете.
И кормит всех людей на свете.
Что это? Скажите, дети. (Земля)
Значит, чей день рождения 22 апреля мы справляем? (День Земли)
Ежегодно 22 апреля люди по всей планете отмечают День Земли - праздник любви и заботы о нашем общем доме - Земле.
История праздника
Основоположником праздника стал американец, получивший впоследствии должность министра земледелия штата Небраска, Джон Мортон. При переезде в 1840 году в штат он обнаружил огромную территорию, на которой проходила массовая вырубка деревьев с целью строительства и обогрева жилья. Это зрелище показалось ему настолько печальным и ужасающим, что Мортон выдвинул предложение по озеленению территории. Он планировал организовать мероприятие, где все желающие будут высаживать деревья, а победители по большему количеству посадок смогут получить призы. Впервые этот праздник состоялся в 1872 году и получил название «День дерева». Таким образом за один день жители штата высадили около миллиона саженцев. Праздник пришелся всем по душе и в 1882 году стал официальным — его начали отмечать в день рождения Мортона.
В 1970 году к празднованию стали присоединяться другие страны. Более 20 млн человек по всему миру приняли участие в акциях, посвященных экологической защите. Лишь в 1990 году этот день получил более весомое название «Международный день Земли» и до сих пор ежегодно отмечается в разных уголках планеты.
День 22 апреля 1994 года был объявлен Всемирным днем Земли.
В России День Земли официально отмечается с 1992 года. В этот День проходят акции "Чистая Земля", "Чистый город", "Чистое село", "Чистая река", "Жизнь без мусора".
Символика дня Земли
Официальный символ дня Земли — греческая буква тета. Ее изображают зеленым цветом на белом фоне. Визуально этот символ напоминает немного сжатую сверху и снизу планету с экватором посередине. Это изображение придумали в 1971 году.
Другой символ этого праздника — так называемый неофициальный флаг Земли. Для этого используется фото нашей планеты, снятое из космоса на синем фоне. Выбор этого изображения не случайный. Это был первый снимок Земли. По сей день он остается самым популярным снимком.
Флаг Земли представляет собой семь белых пересекающихся колец на синем фоне. Семь колец в центре флага образуют цветок - символ жизни на Земле. Кольца соединены друг с другом, что указывает на то, что все на нашей планете связано между собой.
В День Земли в разных странах по традиции звучит Колокол Мира, символ спокойствия, мирной жизни и дружбы. Колокол Мира призывает людей обратить внимание на красоту планеты и необходимость ее защиты, защиты воды, земли и воздуха от разных вредных факторов. Эта проблема сейчас так важна!
Первый Колокол Мира был установлен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в 1954 г. Он отлит из монет, пожертвованных детьми всех континентов, и является символом глобальной солидарности людей Земли. В него также вплавлены ордена и медали, другие почётные знаки людей многих стран. Надпись на Колоколе гласит: «Да здравствует всеобщий мир во всем мире».
Традиции праздника
Этот праздник отмечают в разных странах мира, но в каждой стране по-разному. Проводятся разные экологические акции. Жители городов участвуют в его благоустройстве, озеленении: сажают молодые деревья, украшают клумбы красивыми цветами
Люди отправляются на городские пляжи и в леса для сбора мусора, занимаются очисткой водоемов. Организуются праздничные мероприятия, акции по защите окружающей среды, экологические выставки и фестивали, марафоны и конференции о природе, конкурсы рисунков. Проводятся городские забеги или велосипедные марафоны.
Час Земли. Суть акции заключается в том, что на один час все жители планеты выключают освещение и электрические приборы, на зданиях отключают подсветку. Время устанавливается единым для всех.
День без автомобиля. Подразумевается, что в этот день все неравнодушные к проблемам Земли должны пересесть на велосипеды или ходить пешком, отказавшись от поездок на машинах. Этим люди пытаются привлечь внимание к проблемам загрязнения воздуха выхлопными газами.
Международный день Земли помогает нам лишний раз задуматься, что каждое действие может как разрушить хрупкую природу, так и сохранить ее небывалую, первозданную красоту.
Ты береги нас
Смотрю на глобус — шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек.
В тебя мы верим — не солги,
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус — шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу».
Е. Шкловский
Взрослый: Земля - это наш общий дом, в котором человек – хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Нужно беречь природу, сажать леса, подкармливать птиц, охранять животных. А для этого нужно знать природу. Давайте вспомним, что это такое природа?
Ребёнок: Это все, что не создано руками человека. Это животные, рыбы, птицы, насекомые, растения.
Взрослый: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Живая и неживая природа» и для этого вспомним, что относится к живой и неживой природе. (ответы детей)
Дети встают в круг и по очереди передают мяч друг другу, называя при этом предметы живой (птицы, растения, грибы и т. д.) и неживой (небо, земля, камни и т. д.) природы.
Добрым мир создал творец,
Солнце – общий наш отец,
А Земля – конечно, мать.
Нужно Землю охранять!
Взрослый: Земля – это планета, покрытая лесами и лугами, морями и реками. Её населяют рыбы, насекомые, птицы, звери. А теперь отгадай мою загадку.
В морях и реках обитает, но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать, на землю падает опять.
Ребёнок: Вода
Взрослый: Для чего нужна вода?
Ребёнок: Вода нужна для того, чтобы пить, руки мыть, цветы, деревья поливать!
Взрослый: Все верно, а много ли воды на планете!
Ребёнок: Да.
Взрослый: Казалось бы, воды на планете много - океаны, моря покрывают большую часть нашей планеты. Но давай вспомним, какая вода в океанах и морях?
Ребёнок: Соленая.
Взрослый: А какую воду мы пьем?
Ребёнок: Пресную!
Взрослый: Верно! Человеку, животным, растениям нужна пресная вода. А пресной воды, пригодной для питья, на Земле мало, ее становится все меньше. А как ты думаешь, кто в этом виноват?
Ребёнок: Люди! Они бросают в реки и озера мусор, заводы выбрасывают отходы в воду!
Взрослый: К сожалению, ты прав! В воде, загрязненной сточными водами фабрик, заводов и жилищ, гибнут растения и животные. Большой вред водоемам приносит загрязнение нефтяными продуктами. От них погибают рыбы, птицы и другие животные. Очень важно бережно относиться к нашему общему дому – Земле и всем, кто на ней живёт.
Стихотворение:
На планете год от года
Человек вредит природе.
И не понял он, чудак,
Что природа – не пустяк!
Он привык всё покорять,
Но не может он понять:
Коль беречь её не будет,
Всё живое он погубит!
Взрослый: А теперь, немного отдохнем!
Физкультминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу. (плавное покачивание поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу. (встряхивание рук перед собой)
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят. (горизонтальные, одновременные движения руками вправо - влево)
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад (2 раза)
Взрослый: - Нашу Землю ещё называют зелёной планетой. Кто же подарил ей зелёный наряд?
Ребёнок: - Деревья и травы, цветы и кустарники – все растения.
Взрослый: - Хорошо ли ты знаешь растения? Давай проверим. Я буду загадывать загадки, а ты постарайся их отгадать.
Первым вылез из темницы
На лесной проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и очень маленький.
Ребёнок: Подснежник
Какой весенний цветок четырежды меняет свой цвет?
Ребёнок: Цветок медуницы: когда он распускается, то становится розовым, потом пурпурным, фиолетовым и синим.
Взрослый: Послушай следующие загадки:
• Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звона нет. (Колокольчики)
• Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят. (Ландыш)
Взрослый: Правильно, молодец! Подснежник, медуница, ландыш – эти цветы занесены в красную книгу. Цветы в поле и в лесу лучше не срывать.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все, и я, и ты,
Если мы сорвем цветы-
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!
Взрослый: Деревья тоже относятся к растениям. Догадайся, о каких деревьях следующие загадки?
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Береза).
Она всегда вдоль рек растёт.
О ней все много песен знают.
За то, что клонит ветви вниз
Её плакучей называют. (Ива)
Он — могучий!
Крона — в тучах.
В кроне желуди видны.
И не зря к нему приходят
Утром ранним кабаны. (Дуб)
Ягоды – не сладость,
Зато глазу – радость,
И садам украшение,
И дроздам угощение. (Рябина)
Взрослый: Молодец! А теперь давай посмотрим, как ты знаешь правила поведения в лесу. Я буду называть свои действия, а ты говорить «да» или «нет». Если я буду поступать хорошо, говори «да», если плохо, то «нет».
• Если я приду в лесок И сорву ромашку? (Нет)
• Если я съем пирожок И выброшу бумажку? (Нет)
• Если хлебушка кусок На пеньке оставлю? (Да)
• Если разведу костер, А тушить не буду? (Нет)
• Если сильно на сорю И убрать забуду? (Нет)
• Если мусор уберу, Банку закопаю? (Да)
• Если ветку подвяжу, Колышек подставлю? (Да)
• Я люблю свою природу, Я ей помогаю! (Да)
Взрослый: Молодец!
Бережное отношение к нашей планете – дело всех людей на Земле, ведь планета Земля – это общий дом, источник жизни. Давайте беречь нашу планету!
Любите родную природу
Озера, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою,
Навеки родная Земля!
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней,
Так будем же люди все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Подведение итога занятия :
– Что нового вы сегодня узнали на занятии?
– Что вам понравилось, показалось интересным?
– Какого числа отмечают «День Земли»?
– Почему возникла необходимость создать такой праздник?
– Что вам запомнилось больше всего из сегодняшнего занятия?
– Какие будут ваши действия или как вы поступите, если увидите, что ваши друзья, соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки (ответы детей).
Воспитатель: - а теперь, я предлагаю вам каждому создать свой макет нашей Земли (раздаются листы бумаги с изображенным кругом, дети дорисовывают изображение планеты Земля)