Ирина Воронцова
Беседа к международному Дню слепых и просмотр мультфильма с тифлокомментированием
▼ Скачать + Заказать документы
Дети сидят в зале, на проекторе заставка-картинка: «Вижу мир сердцем»
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня праздник – международный день слепых. Вы знаете, что это значит – слепой человек?
Дети: Свои варианты ответов
Ведущий: Давайте вы сейчас закроете глазки. (закрыли) Сколько пальцев я показываю?
Дети: отвечают (называют цифру, кто подглядывает, называют на угад, или «мы не знаем»)
Ведущий: Да, ведь не видно же ничего. А сейчас закройте глазки. (можно сделать гримасу или подойти ближе к одному из детей, как будто пугать) Открывайте.
Дети: Ой
Публикация «Беседа к международному Дню слепых и просмотр мультфильма с тифлокомментированием» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Слепые и слабовидящие дети. Материалы для занятий
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2018
Ведущий: Да, если вы ничего не видите, то можно попасть в сложную ситуацию. А скажите мне, пожалуйста, видят ли слепые, куда идти?
Дети: Нет.
Ведущий: А какой помощью они пользуются, чтобы узнать – нет ли впереди ступенек или столба?
Дети: говорят про трость и собаку-поводыря.
Ведущий: Точно. А могут ли слепые люди читать книги?
Дети: Нет
Ведущий: Сейчас я вам кое-что покажу.
Приглашается один ребенок. Ему завязываются глаза. Ведущий держит в руках письмо, написанное с использованием языка Брайля (проколоть отверстия шилом в нужных местах, можно написать простое сообщение «Здравствуйте!») Ребенок протягивает пальчики (с помощью ведущего) и трогает выпуклости от проколотой шилом бумаги.
Ведущий: Скажи, что здесь написано?
Ребенок: Не знаю.
Ведущий: Сними повязку, посмотри.
Ребенок: (снимает повязку) Ничего не написано.
Ведущий: Ты думаешь, вот это ничего? (проходит к детям и дает всем потрогать и посмотреть) Ребята, это настоящее письмо! Только письмо, которое может прочитать слепой человек, или тот, кто знает специальный язык. Посмотрите на экран.
Показывается короткий фильм "Как читают незрячие люди»
https://www.youtube.com/watch?v=VCK51yB7PTA(ведущий комментирует сложные для понимания моменты во время демонстрации фильма, обращает внимание, что слепой человек может прочитать книгу! И написать письмо)
Ведущий: Теперь вы знаете, что незрячие люди тоже могут все читать. Но используют специальный шифр. Я вам сейчас покажу. (демонстрирует детям картинку, где каждая буква зашифрована определенной комбинацией точек)
Ведущий: Я вам предлагаю сейчас немного потренироваться самим. Хотите?
Дети: Да
Ведущий: Тогда желающие смогут написать первую букву своего имени этим шрифтом.
Выходит первый ребенок. Садится за стол вместе с ведущим. На столе: доска с отверстиями. Выделен отрезок на доске (2х3 отверстия). Рассматриваем с ребенком первую букву его имени (комбинацию точек, которая обозначает конкретную букву). Он водит пальчиками по отверстиям, показывает, куда он поставит кнопки (так ведущий понимает, что ребенок сориентировался и понял задачу)
Ведущий: Теперь я завяжу тебе глаза и буду давать кнопочки, ты будешь их на ощупь вставлять в отверстия, как ты запомнил/а, чтобы получилась буква твоего имени.
Ребенок вставляет кнопки на ощупь, помогая себе и ощупывая границы другой рукой. Затем глаза развязываются, сравниваем с образцом на бумаге, хвалим ребенка.
Так принимают участие по возможности все дети. Если ребенок сильно ошибается, лучше не поправлять его, а поддержать словами: «Это действительно очень сложно! Вот как живется слепым людям!» В сложной ситуации можно предложить ребенку снять повязку и выстроить свою букву с открытыми глазами.
Возможен еще вариант. Я его опробовала на самых сложных детках:
Подходит ребенок, садится за стол с ведущим. Ведущий на бумаге рисует карандашом фигуры (круг, квадрат, треугольник) и спрашивает ребенка, как называется эта фигура. Ребенок отвечает (таким образом мы проверяем: с открытыми глазами ребенок ориентируется в них или нет. Если нет, то с закрытыми ребенок тем более не узнает эту фигуру. Можно еще упростить. Линию вертикальную и горизонтальную провести, выяснить видит ли отличие между ними ребенок)
Когда ребенок ответил про фигуры с помощью зрения, завязываем ему глаза. Выстраиваем сами фигуру из кнопок, потом ребенку даём ощупать ее. И спрашиваем, что за фигура. Потом ребенок может снять повязку и посмотреть, что получилось.
Важно: детям очень нравится надевать повязку на глаза, поэтому в идеале нужно построить занятие так, чтобы каждый мог принять участие (разбить на подгруппы, например)
Ведущий: Ребята, вот вы сейчас сами увидели, как же сложно написать даже одну букву. А незрячие люди могут писать целые тексты!
Ведущий: А скажите, пожалуйста, как вы думаете, могут ли слепые смотреть фильмы и мультики?
Дети: Нет.
Ведущий: Могут. Для них придуман специальный способ. В фильме рассказывают, кто куда пошёл, как выглядит человек, что он в этот момент делает, чтобы можно было себе представить. Давайте попробуем. Закройте глазки. (дети закрывают)
Ведущий: Представьте себе поляну, на ней много зеленой травы. А над вами голубое чистое небо. И там облачко проплывает. А по поляне идет кошечка, полосатая, с желтыми глазами. Представили?
Дети: Да
Ведущий: Так же смотрят фильмы и мультфильмы незрячие люди. Я вам покажу маленький кусочек из мультфильма. Сначала вы не будете его видеть, только слышать. А потом я покажу его снова и вы уже его посмотрите. Договорились? Только слушаем внимательно, не разговариваем!
Включается трейлер к мультфильму «Простоквашино» с тифлокомментированием.
https://www.youtube.com/watch?v=K046AbLi52g
Дети не смогут держать глаза закрытыми долго, поэтому просто сворачиваем экран на компьютере, тогда на проекторе будет просто заставка или рабочий стол.
После просмотра мультика вслепую, можно задать несколько вопросов детям о том, что они представили себе (но я считаю это лишним. Им очень сложно высидеть 2 минуты, когда они ничего не видят, начинают отвлекаться.)
Включаем этот трейлер с тифлокомментированием еще раз, только дети уже видят изображение.
Окончание беседы.
Ведущий: Представляете, ребята, как непросто приходится тем, кто не видит! Скажите, если вы увидите человека такого на улице, ему нужно помогать?
Дети: Да!
Ведущий: Конечно, замечательно! Давайте будем помогать тем людям, котоым сейчас приходится сложнее, чем нам! Спасибо за внимание!