Юлия бородастова
Беседа «Я имею право»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях.
Задачи:
-формировать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
-способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений,
-развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
Публикация «Беседа „Я имею право“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
-воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Оформление:
1. свидетельство о рождении;
2. картинки с изображением прав детей;
3. шляпа;
4. волшебный сундучок;
5. выставка законов, кодексов;
6. глобус;
7. мяч
Организационный момент:
- Добрый утро ребята! Сегодня у нас необычное занятие, оно посвящено Всемирному дню ребёнка. Ну а какой же праздник без счастливых улыбок детей. Давайте ребята улыбнёмся друг другу и мне.
Основная часть:
Ребята, все мы граждане особой страны, самой большой в мире, самой сильной и отважной.
А в какой же стране мы живем?
Кто может показать нашу страну на глобусе?
Что для нас с вами Россия?
Конечно же, для нас с вами Россия- это Родина.
Прослушайте стихотворения о нашей замечательной стране.
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!
Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна? "
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
(В. Гудимов)
- Ребята, у нашего народа много праздников и памятных дат. Назовите праздники какие вы знаете. (Ответы детей).
А 12 декабря вся наша страна отмечает День Конституции.
А что же такое Конституция?
-Конституция РФ – это самый главный закон страны, в котором описаны все права и обязанности граждан страны. Его обязаны соблюдать все и президент и взрослые и дети.
- Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права.
Ведь мы знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.
- А что же такое право? (Высказывания детей.)
-Право - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.
Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится.
Свидетельство о рождении.
- Что это за документ? (Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.) У каждого из вас есть такой документ. Когда придете домой, попросите папу или маму показать этот документ.
- О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.)
- Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали)
Знают, знают все на свете,
Знают взрослые и дети –
Имя каждому дано,
И у каждого одно!
- Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?
(Называть друг друга по имени)
-Запомните, ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя даётся человеку от рождения и становится как бы частью его самого. Поэтому, есть не только право на имя, но и обязанность – обращаться друг к другу по имени, не обижать себя и других обидными прозвищами.
-Не знать, как зовут своих родных, знакомых, друзей – невежливо. Именно поэтому люди всегда помнят их имена и не ленятся приветливо их называть, здороваясь, прощаясь или обращаясь с просьбой.
Игра «Шляпа знакомств».
- Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф. И. О.)
– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.
- Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве она говорит?
– Верно, право на семью.
-Что вы знаете об этом праве?
(У каждого человека должны быть папа, мама) .
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
-А теперь я предлагаю вам поиграть в иргу "Назови ласково". Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова.
БАБУШКА-
ДЕДУШКА-
СЫН-
МАМА-
ДОЧЬ-
БРАТ-
СЕСТРА-
- Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Дети давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о семье мы знаем (достаю из сундука картинки по пословицам)
- Как много вы знаете пословиц и поговорок о семье! Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.
Семья должна учить любить,
жалеть и вежливыми быть.
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет!
-В семье у каждого есть свои обязанности.
Игровое упражнение «Покажи как»
-Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Покажи как». Один ребёнок показывает, какие обязанности есть у него в семье, а мы вместе угадываем.
Молодцы. Ребята. Вижу вы хорошо помогаете дома. А ещё ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.
Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве она говорит (Право на жилище)
- У человека дом был всегда. В самые древние времена люди жили в пещерах. (показ иллюстрации). Там они укрывались от дождя, холода, диких животных. Потом человек научился строить себе жилище из камня и дерева. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха. Неслучайно так много пословиц придумал русский народ. Какие вы знаете? (дети отвечают)
Без хозяина дом - сирота!
В родном доме и стены помогают.
Человек без угла, что птица без крыла.
А теперь давайте поиграем в игру "Кому, какой дом? "
Медведю -берлога
Белке -.
Птице -.
Пчеле -.
Собаке -.
Человеку - …
- Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)
- Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно.
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом!
Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает
Никакой беды!
-Говорят, каждый дом похож на своего владельца: у неряхи и дом неряшливый, у грязнули в доме не может быть чисто, а у чистюли и дом блестит от чистоты.
Рассмотрите картинку и найдите дом каждого сказочного героя.
-Молодцы, ребята. Давайте посмотрим следующую картинку из волшебного сундучка.
Как вы думаете, о каком праве она говорит?
(Право на отдых)
Как можно отдохнуть детям?
(Играть в игры, смотреть телевизор, купаться, гулять, спать).
Релаксационное упражнение «У моря»
- Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка говорит о (праве на медицинский уход).
- Кто изображен на рисунке?
- Что он делает?
- О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)
Стук в дверь.
Айболит: Здравствуйте детишки,
Девчонки и мальчишки!
У кого болит животик?
У кого чихает носик?
У кого температура?
Кто не делал физкультуру?
Веселая гимнастика под музыку с детьми.
(Айболит ставит детям “градусники”, раздает витаминки, слушает)
Айболит: Я добрый доктор Айболит, я лечу всех зверей, всех взрослых и детей. Я прибегу к вам на помощь сразу же как вы меня позовете. Но было бы лучше, если бы вам, никогда не приходилось меня вызывать. А что же вы должны делать, чтобы не болеть? (ответы детей). Ой, какие вы умненькие, а вот я игру знаю, на вопросы которой вы точно не знаете ответа.
– Ну, задавай свои вопросы добрый доктор Айболит.
Игра “Это можно или нет”
1. Я сосульку полижу
И снежочком закушу
. Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет? Дети отвечают: «Нет!».
2. Кошку Мурку я люблю,
Молочка я ей налью.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет? Дети отвечают: «Да!».
3. Вот Барбос, бродячий пес,
Я схвачу его за хвост.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет? Дети отвечают: «Нет!».
4. Я по тоненькому льду
На реку гулять пойду.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет? Дети отвечают: «Нет!».
5. Буду кушать апельсины,
В них так много витаминов.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет? Дети отвечают: «Да!».
6. На зеленый свет, друзья,
Вместе с мамой пойду я.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет? Дети отвечают: «Да!».
7. Сяду с дяденькой в машину,
Он покушать даст малины.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет? Дети отвечают: «Нет!».
Айболит: Молодцы, ребята, помните, что вы всегда можете рассчитывать на помощь врача. Это ваше право – право на медицинский уход. (уходит)
-Как вы думаете, ребята, какая обязанность связанна с этим правом? (Бережно относится к своему здоровью)
-Что это значит? (одеваться по погоде, заниматься спортом, больше есть овощей и фруктов и т. д.)
-У нас в сундучке есть ещё картинка. Какое право она обозначает? «Каждый ребенок имеет право на полезное и качественное питание». Воспитатель зачитывает, дети хором повторяют.
Игра с мячом «Полезное – неполезное» (Воспитатель бросает мяч ребенку и называет продукты питания, дети возвращают мяч и называют полезен этот продукт или неполезен.)
-Ребята, вы все скоро пойдёте в школу. Посмотрите на последнюю картинку из нашего волшебного сундучка. О каком праве она говорит? Образование.
Игра «Кто быстрее?»
-А сейчас я предлагаю поиграть. Нужно будет собрать в ранец то, что необходимо школьнику (играют 2 человека) .
Выбираю двух человек, они собирают себе команды. Две команды собирают портфели.
-Молодцы, правильно собрали. Ребята, а куда вы с этим портфелем пойдёте? (в школу)
В школу скоро мы пойдём,
Там друзей себе найдём.
Всех детей учить должны,
Детям знания нужны.
Это знать должны все дети
И все люди на планете.
-Итак, что вы будете делать в школе? (учиться)
-Значит, на что вы имеете право? (на учёбу, на образование)
-Какие вы молодцы. О чем важном мы говорили?