наталья одинцова
Беседа 4. «Понимаем ли мы ребенка?»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжаем серию публикаций для родителей из цикла «Советы из «Горенки».»
Беседа 4. «Понимаем ли мы ребенка?»
Цель: Обратить внимание родителей на важность создания дома личного игрового уголка для ребенка, его «территории»,общения с ним при помощи игровых приемов и о замечаниях, недопустимых в общении с ребенком.
Ребенок живет на территории взрослых –в нашей квартире, среди наших вещей, забот, настроений, правил. Вещи на своих местах, 1 день похож на другой.
Публикация «Беседа 4, „Понимаем ли мы ребенка?“» размещена в разделах
Но вот на нашей территории образуется «островок», на котором живет ребенок. Это его личная территория. Это его уголок, игрушки, желания, быстрая смена интересов, догоняющие друг друга мысли и слова. Не очень хорошо управляемые руки и ноги.
1. Нас успокаивает, когда вещи на своих местах, а малышу скучно каждый день одно и тоже. Надо положить кубик в машину. Поменять платья у кукол, перевернуть стул, превратив его в корабль, построить дом из подушек.
2. Ребенок на все залезает, на всем виснет, валяется на полу, стучит, кричит, роняет, хватает, разбрасывает вещи – все это с нашей точки зрения глупо, нелепо, ненужно. А с точки зрения ребенка?
Как здорово прыгать на диване! Летишь вверх и падаешь! Убирать игрушки сейчас некогда, надо скорее начать новую игру.
Я не в пыли лежу, а тигра караулю в засаде.
Сидит на папе: я обезьяна, а ты, папа, пальма, сейчас я на тебя залезу.
То, что делает ребенок, мешает нам, мы хотим его остановить, вмешаться, делаем замечания.
Уважаемые взрослые!
Эти замечания ребенку, которые мы даем ежечасно, вспомните, пожалуйста, сейчас, чтобы позабыть их навсегда:
Ты очень неаккуратный, неряха, лентяй, не вертись, не шуми, не ешь так быстро, не кривляйся, поправь волосы, что ты тащишься, замолчи, не смей так делать, веди себя хорошо (куда себя вести, не выводи меня из терпения, чтобы я этого больше не слышала, если ты не приберешься, я тебя накажу, не спи на ходу, как неживая, соня, что, язык проглотил и еще тысячи подобных замечаний.
Что же делать нам?
Будем стараться говорить медленно, спокойно, мягко, не осуждая ребенка, а сообщая ему о своем настроении.
- Мне не приятно, когда вещи валяются под ногами, я беспокоюсь, что без шапки тебе будет холодно. – это «я – сообщения», в которых личность ребенка не осуждается. В уголке ребенка невозможен порядок взрослых вещей, но возможен другой – игровой. С помощью игры можно организовать на какое – то время детскую территорию. Например, расставив игрушки так, чтобы образовать комнату для кукол, гараж, больницу. Пусть уголок будет тем, во что играет ребенок, и что ему нравится.
Как убрать одежду, обувь на место? Туфли, например, можно поставить рядом, потому что им «скучно друг без друга», а не потому что «в доме должен быть порядок».
Кукол можно положить спать, потому что «у них уже ночь», а не потому что «мне надоело это безобразие». Нужно научиться уважать детскую территорию, соблюдая ее законы.
Игру в «войнушку» приостановить можно, объявив «перемирие», «в магазине перерыв», «шофера» попросить «поставить машину в гараж», - тогда ваш ребенок без шума и слез оторвется от игры.
Кубики убрать вам поможет «подъемный кран», который вы включили. Он это сделает аккуратно и быстро. Посмотрим на ребенка. Он что- то рисует, лепит, строит, заправляет кровать. Как много ошибок, проб, неточностей. Хочется поправить, чтобы он сделал сразу хорошо. «Ты делаешь не правильно, надо стараться, так не делают» - эти наши слова ничему не научат малыша. Ребенок видит и чувствует свою ошибку сам. Но возразить нам не всегда может. Неужели и мы с вами сразу научились всему тому, что умеем сейчас? Выходит, что от нас с вами требуются не слова, не упреки, а совместная с ребенком деятельность.
Слова «давай вместе» - способны творить чудеса. То, что ребенок делает сегодня с вами вместе, завтра он сделает сам. Ребенок открыт для того, кто хочет его понять, надо только немного наклониться, войти в маленькую дверцу –«детское царство- государство».