МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи «Балтийское море» (старшая группа)

Лариса Черницова
Конспект занятия по развитию речи «Балтийское море» (старшая группа)

Цель: Расширить знания детей о Балтийском море как природном сообществе.

Познакомить детей с природным камнем - янтарем, дать представление о том, как люди используют его замечательные свойства.

Задачи:- обогатить знания детей о природном сообществе Балтийского моря;

- способствовать развитию познавательного интереса к изучению моря;

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Балтийское море“ (старшая группа)» размещена в разделах

- познакомить с самым известным промыслом Калининградской области – добыча янтаря;

- расширять знания детей о родном крае;

- закреплять умение активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы воспитателя;

- закреплять умение составлять простые и сложные предложения;

- упражнять в употреблении имен существительных в единственном и множественном числе в родительном падеже;

- развивать умение сравнивать материалы и делать выводы;

- продолжать развивать диалогическую речь;

- развивать познавательные интересы детей, желание наблюдать, сопоставлять, делать выводы;

- воспитывать уважение к малой Родине, гордость за мастеров, живущих в Калининградской области;

- воспитывать умение дружно работать в коллективе.

Оборудование и материалы:

Иллюстрации о Балтийском побережье, карта Калининградской области. Кусочки янтаря, лупы на каждого ребенка, посылка. Технические средства: ноутбук, телевизор, видеозапись «Балтийское море», презентация «Янтарь - волшебный камень».

Предварительная работа:

Чтение книг, рассматривание иллюстраций и книг о Калининградской области, Балтийском побережье, янтаре, Музее янтаря. Просмотр мультфильма «Легенда о камне», поездки к морю, запись видеофрагмента «Балтийское море», создание презентации «Янтарь - волшебный камень».

Интеграция:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ход ООД:

Приветствие.  Ребята, давайте поприветствуем друг друга красивыми улыбками.  Психогимнастика «Передай улыбку соседу» (по кругу – повернуться к соседу и поприветствовать его улыбкой).

Воспитатель: Сегодня утром к нам в группу почтальон принес посылку. К ней было приложено вот это письмо.  (Читает) 

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Слоненок. Я живу в Африке. Знакомый Попугай, который гостил у вас, рассказал мне о вашем городе, о Янтарном крае, о Балтийском море. Я никогда не видел море, даже не представляю какое оно. Ребята, расскажите, пожалуйста, о море. Что такое янтарь? Я узнал, что в вашей мини-лаборатории есть этот солнечный камень, и прошу вас рассказать мне: во-первых, почему он так называется; во-вторых, откуда он берется; и, в-третьих, для чего и как используется. Заранее вам благодарен, ваш друг Слоненок. Р. S. В посылке вам гостинец от меня».

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть Родина, это место где он родился. А кто ответит, в каком прекрасном крае мы живем?

Дети: Мы живем в Калининградской области.

Воспитатель: Правильно, наш край называется - Калининградская область. Это наша малая Родина. Взгляните на карту, и вы увидите, что с одной стороны наша земля имеет выход в море.

Как называется наше море!

Дети: Наше море называется Балтийское.

Воспитатель: Правильно, Балтийское море. Балтийское море - самое необычное море в мире. Море! Сколько в этом слове романтики, волнения, свежести и чистоты. Нам с вами повезло жить у моря! Так давайте расскажем Слоненку, какое оно — море!

Ребенок: Вот оно какое море!

Разноцветно-голубое.

Волнами шумящее,

Чайками кричащее,

Чистое, соленое,

Тёплое, рифленое.

С небом обнимается,

Солнцу улыбается!

Воспитатель: Я предлагаю подобрать слова-определения к слову «море».

Дети: большое, синее, живое, теплое, холодное, спокойное, шумное, бурное, грозное, светлое, тихое, суровое.

Воспитатель: Молодцы! Без чего не бывает моря? (употребление имен существительных в единственном и множественном числе в родительном падеже).

Дети: без волн, без песка, без чаек, без соли, без рыбы, без кораблей, без водорослей, без берега.

Воспитатель: Умнички! Море это живой организм. А что море делает?

Дети: шумит, волнуется, бурлит, плещется, сердится, манит, оздоравливает, дарит заряд бодрости, лечит, кормит.

Воспитатель: кого из птиц можно увидеть на море?

Дети: чайки, бакланы, лебеди.

Воспитатель: каких морских рыб вы знаете?

Дети: камбала, салака, треска, лосось.

Воспитатель: почему полезно гулять на море?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Дети, давайте еще раз посмотрим на картинки с морем. Вспомните все слова, которые вы называли о море. А теперь придумайте красивые предложения о море.

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Давайте составим схему предложения

Балтийское море красивое.

I___ ___ ___ .

Физкультминутка «А над морем мы с тобою»

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Воспитатель: Ребята, Балтийское море особенное море. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что оно богато янтарем.

- Ребята, Слоненок интересуется, что такое янтарь? Почему его называют солнечным камнем? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, мы должны совершить с вами путешествие. В руках у меня волшебная палочка. Я взмахну ею, вы закроете глаза и скажете волшебные слова: один, и два, и три, и восемь, на берег моря всех переносим.

(Видеозапись - Звучит шум морских волн).

Воспитатель: Вот мы перенеслись на берег Балтийского моря.

Морские брызги окатывают нас, давайте их стряхнем.

«Морские брызги». Дети стряхивают «брызги» - похлопывают тело от ног до плеч.

«Поцелуй морского ветра». Теплый ветер ласкает лицо, касается лба, лица, подбородка. Поглаживание.

«Горизонт». Дети наклоняются и смотрят в стороны, руки у глаз — в «бинокль» они рассматривают горизонт.

По песочку мы идём                 

В нем мы камешек найдем.        

А вот что-то блеснуло под нашими ногами. Смотрите! 

(Воспитатель берет янтарь и показывает его детям).

Как называется этот необыкновенный желтый камень?

Дети: Этот камень называется янтарь.

Дети садятся на стулья

Воспитатель: Правильно, янтарь. Наш край еще называют Янтарным за то, что здесь добывают редкостный камень-минерал, который выносит на свои берега Балтийское море. Давайте послушаем рассказ об этом удивительном камне.

                                                                       (Показ презентации).

Воспитатель:  Учеными установлено, что янтарь – это окаменевшая смола хвойных деревьев, которые росли на побережье Балтийского моря много-много лет назад. Сосны плакали от жары, истекая смолой. Деревья гибли, падали на землю. Вместе с деревьями на почву попадала и смола, превращаясь в солнечный камень. Многие ручьи и реки, вымывая янтарь, несли его в Балтийское море.  

Янтарь умеет рассказать людям о жизни в древнем лесу. Внутри некоторых камней можно увидеть муху, паучка, комарика, или травинку. Они попадали туда, когда смола была совсем жидкой, вязли в ней, да так там и оставались.

Янтарь из древесной смолы превращается в камень глубоко под землей. Самое крупное месторождение янтаря находится рядом с посёлком Янтарный Калининградской области. Там происходит добыча и переработка солнечного камня.

Янтарь - ценный поделочный материал. Из него изготавливают красивые ювелирные изделия: бусы, браслеты, серьги. Также янтарь находит своё применение в искусстве. Благодаря его свойству легко поддаваться обработке, из него создают уникальные изделия: шкатулки, вазы, картины, фигурки животных и птиц.

Воспитатель: Пора нам возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: один, и два, и три, и восемь, в детский сад всех переносим.

(Воспитатель произносит волшебные слова под звуки моря).

Вот мы снова в детском саду. Ребята, в нашей мини-лаборатории тоже есть янтарь. Пройдите к столам и мы побудем с вами учеными геологами, которые ищут камни и исследуют их.

Исследовательская работа.

1. Дети рассматривают янтарь. Сравнивают обработанный и не обработанный камень. Отмечают, что янтарь бывает разного цвета, с останками насекомых и различных веточек сосны, листьев пальмы, беличьей шерсти.

2. Рассматривают янтарь через лупы. (каким цветом, какой формы, есть запах).

3.Сравнивают янтарь с другими камнями. Отмечают, почему его называют солнечным камнем? Цвет янтаря разнообразен: от светло-желтых, оранжевых, апельсиновых до красноватых цветов, но встречаются и черные.

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу.

Чем мы с вами занимались?

Что нового узнали?

Что вы расскажете дома?

Дети: Мы совершили путешествие на берег моря.

Мы собирали янтарь.

Мы узнали, что такое янтарь.

Мы узнали откуда он взялся.

Мы рассматривали янтарь через лупу и выявляли его свойства.

Воспитатель: Как много вы узнали интересного. Янтарь – настоящее чудо природы, кусочек Солнца, пришедший к нам сквозь миллионы лет. Надо ценить и беречь его красоту. Мы сложим янтарь в коробочку и отправим Слоненку. Пришла пора открыть посылку и посмотреть, что прислал нам Слоненок. Здесь лежит записка.

«В этой ягоде содержится янтарная кислота.

Приятного вам аппетита!

Не болейте!»

(Воспитатель достает из посылки виноград, угощает детей).

Воспитатель: На этом наше занятие закончено.  

Спасибо всем!

Публикации по теме:

Информационно-творческий проект «Балтийское море»Информационно-творческий проект «Балтийское море» Актуальность: С 15 марта по 15 апреля 2019 года в рамках проект «Молодежь за чистую Балтику: от экологического образования к решениям.

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Цель: Продолжать формировать.

Конспект занятия по развитию речи в форме КВН «Путешествие по сказкам» (старшая группа)Конспект занятия по развитию речи в форме КВН «Путешествие по сказкам» (старшая группа) КВН на тему: «Путешествие по сказкам» Авторы разработчики: воспитатель Майструк М. В., воспитатель Шулика И. А. Цель: Закрепить и расширить.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Звук [Я] и буква Я» (старшая группа) Обучение грамоте" на тему: "Звук и буква Я" старшая группа Основная образовательная область: развитие речи. Цель: Познакомить детей с гласным.

Конспект занятия по развитию речи «Продукты питания» (старшая группа) Цель: развивать любознательность и познавательную активность детей в процессе ознакомления с продуктами питания Ход занятия: Ребята, сегодня.

Конспект занятия по развитию речи старшая группа «В путешествие за солнечными лучами» Итоговое занятие по развитию речи В путешествие за солнечными лучами Цель: Закрепление представлений о весне и ее приметах. Задачи: Уточнение,.

Конспект занятия по развитию речи «Золотая осень» (старшая группа) Конспект занятия по развитию речи. старшая группа. Образовательная область «Речевое развитие». Тема: «Золотая осень». Целевые ориентиры:.

Конспект занятия по развитию речи «Увлекательное путешествие в зимнее царство» (старшая группа) Конспект занятия по развитию речи "Увлекательное путешествие в зимнее царство" Старшая группа. Программное содержание: - развивать монологические.

Презентация «Балтийское море» Балтийское море глубоко вдается в сушу Европы, омывает берега России, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Германии, Дании, Швеции и Финляндии.

Отчет об участии в кампании «Я — Балтийское море»Отчет об участии в кампании «Я — Балтийское море» Наши ребятки из второй младшей группы "Знайки" МАДОУ № 51 города Калининграда, приняли участие в компании #IamTheBaltic (Я — Балтийское.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Балтийское море» (старшая группа)
Опубликовано: 16 августа 2019 в 15:04
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД