Лариса Черницова
Конспект занятия по развитию речи «Балтийское море» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить знания детей о Балтийском море как природном сообществе.
Познакомить детей с природным камнем - янтарем, дать представление о том, как люди используют его замечательные свойства.
Задачи:- обогатить знания детей о природном сообществе Балтийского моря;
- способствовать развитию познавательного интереса к изучению моря;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Балтийское море“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Море, океан. Конспекты занятий
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- познакомить с самым известным промыслом Калининградской области – добыча янтаря;
- расширять знания детей о родном крае;
- закреплять умение активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы воспитателя;
- закреплять умение составлять простые и сложные предложения;
- упражнять в употреблении имен существительных в единственном и множественном числе в родительном падеже;
- развивать умение сравнивать материалы и делать выводы;
- продолжать развивать диалогическую речь;
- развивать познавательные интересы детей, желание наблюдать, сопоставлять, делать выводы;
- воспитывать уважение к малой Родине, гордость за мастеров, живущих в Калининградской области;
- воспитывать умение дружно работать в коллективе.
Оборудование и материалы:
Иллюстрации о Балтийском побережье, карта Калининградской области. Кусочки янтаря, лупы на каждого ребенка, посылка. Технические средства: ноутбук, телевизор, видеозапись «Балтийское море», презентация «Янтарь - волшебный камень».
Предварительная работа:
Чтение книг, рассматривание иллюстраций и книг о Калининградской области, Балтийском побережье, янтаре, Музее янтаря. Просмотр мультфильма «Легенда о камне», поездки к морю, запись видеофрагмента «Балтийское море», создание презентации «Янтарь - волшебный камень».
Интеграция:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ход ООД:
Приветствие. Ребята, давайте поприветствуем друг друга красивыми улыбками. Психогимнастика «Передай улыбку соседу» (по кругу – повернуться к соседу и поприветствовать его улыбкой).
Воспитатель: Сегодня утром к нам в группу почтальон принес посылку. К ней было приложено вот это письмо. (Читает)
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Слоненок. Я живу в Африке. Знакомый Попугай, который гостил у вас, рассказал мне о вашем городе, о Янтарном крае, о Балтийском море. Я никогда не видел море, даже не представляю какое оно. Ребята, расскажите, пожалуйста, о море. Что такое янтарь? Я узнал, что в вашей мини-лаборатории есть этот солнечный камень, и прошу вас рассказать мне: во-первых, почему он так называется; во-вторых, откуда он берется; и, в-третьих, для чего и как используется. Заранее вам благодарен, ваш друг Слоненок. Р. S. В посылке вам гостинец от меня».
Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть Родина, это место где он родился. А кто ответит, в каком прекрасном крае мы живем?
Дети: Мы живем в Калининградской области.
Воспитатель: Правильно, наш край называется - Калининградская область. Это наша малая Родина. Взгляните на карту, и вы увидите, что с одной стороны наша земля имеет выход в море.
Как называется наше море!
Дети: Наше море называется Балтийское.
Воспитатель: Правильно, Балтийское море. Балтийское море - самое необычное море в мире. Море! Сколько в этом слове романтики, волнения, свежести и чистоты. Нам с вами повезло жить у моря! Так давайте расскажем Слоненку, какое оно — море!
Ребенок: Вот оно какое море!
Разноцветно-голубое.
Волнами шумящее,
Чайками кричащее,
Чистое, соленое,
Тёплое, рифленое.
С небом обнимается,
Солнцу улыбается!
Воспитатель: Я предлагаю подобрать слова-определения к слову «море».
Дети: большое, синее, живое, теплое, холодное, спокойное, шумное, бурное, грозное, светлое, тихое, суровое.
Воспитатель: Молодцы! Без чего не бывает моря? (употребление имен существительных в единственном и множественном числе в родительном падеже).
Дети: без волн, без песка, без чаек, без соли, без рыбы, без кораблей, без водорослей, без берега.
Воспитатель: Умнички! Море это живой организм. А что море делает?
Дети: шумит, волнуется, бурлит, плещется, сердится, манит, оздоравливает, дарит заряд бодрости, лечит, кормит.
Воспитатель: кого из птиц можно увидеть на море?
Дети: чайки, бакланы, лебеди.
Воспитатель: каких морских рыб вы знаете?
Дети: камбала, салака, треска, лосось.
Воспитатель: почему полезно гулять на море?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Дети, давайте еще раз посмотрим на картинки с морем. Вспомните все слова, которые вы называли о море. А теперь придумайте красивые предложения о море.
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Давайте составим схему предложения
Балтийское море красивое.
I___ ___ ___ .
Физкультминутка «А над морем мы с тобою»
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Воспитатель: Ребята, Балтийское море особенное море. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что оно богато янтарем.
- Ребята, Слоненок интересуется, что такое янтарь? Почему его называют солнечным камнем? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, мы должны совершить с вами путешествие. В руках у меня волшебная палочка. Я взмахну ею, вы закроете глаза и скажете волшебные слова: один, и два, и три, и восемь, на берег моря всех переносим.
(Видеозапись - Звучит шум морских волн).
Воспитатель: Вот мы перенеслись на берег Балтийского моря.
Морские брызги окатывают нас, давайте их стряхнем.
«Морские брызги». Дети стряхивают «брызги» - похлопывают тело от ног до плеч.
«Поцелуй морского ветра». Теплый ветер ласкает лицо, касается лба, лица, подбородка. Поглаживание.
«Горизонт». Дети наклоняются и смотрят в стороны, руки у глаз — в «бинокль» они рассматривают горизонт.
По песочку мы идём
В нем мы камешек найдем.
А вот что-то блеснуло под нашими ногами. Смотрите!
(Воспитатель берет янтарь и показывает его детям).
Как называется этот необыкновенный желтый камень?
Дети: Этот камень называется янтарь.
Дети садятся на стулья
Воспитатель: Правильно, янтарь. Наш край еще называют Янтарным за то, что здесь добывают редкостный камень-минерал, который выносит на свои берега Балтийское море. Давайте послушаем рассказ об этом удивительном камне.
(Показ презентации).
Воспитатель: Учеными установлено, что янтарь – это окаменевшая смола хвойных деревьев, которые росли на побережье Балтийского моря много-много лет назад. Сосны плакали от жары, истекая смолой. Деревья гибли, падали на землю. Вместе с деревьями на почву попадала и смола, превращаясь в солнечный камень. Многие ручьи и реки, вымывая янтарь, несли его в Балтийское море.
Янтарь умеет рассказать людям о жизни в древнем лесу. Внутри некоторых камней можно увидеть муху, паучка, комарика, или травинку. Они попадали туда, когда смола была совсем жидкой, вязли в ней, да так там и оставались.
Янтарь из древесной смолы превращается в камень глубоко под землей. Самое крупное месторождение янтаря находится рядом с посёлком Янтарный Калининградской области. Там происходит добыча и переработка солнечного камня.
Янтарь - ценный поделочный материал. Из него изготавливают красивые ювелирные изделия: бусы, браслеты, серьги. Также янтарь находит своё применение в искусстве. Благодаря его свойству легко поддаваться обработке, из него создают уникальные изделия: шкатулки, вазы, картины, фигурки животных и птиц.
Воспитатель: Пора нам возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: один, и два, и три, и восемь, в детский сад всех переносим.
(Воспитатель произносит волшебные слова под звуки моря).
Вот мы снова в детском саду. Ребята, в нашей мини-лаборатории тоже есть янтарь. Пройдите к столам и мы побудем с вами учеными геологами, которые ищут камни и исследуют их.
Исследовательская работа.
1. Дети рассматривают янтарь. Сравнивают обработанный и не обработанный камень. Отмечают, что янтарь бывает разного цвета, с останками насекомых и различных веточек сосны, листьев пальмы, беличьей шерсти.
2. Рассматривают янтарь через лупы. (каким цветом, какой формы, есть запах).
3.Сравнивают янтарь с другими камнями. Отмечают, почему его называют солнечным камнем? Цвет янтаря разнообразен: от светло-желтых, оранжевых, апельсиновых до красноватых цветов, но встречаются и черные.
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу.
Чем мы с вами занимались?
Что нового узнали?
Что вы расскажете дома?
Дети: Мы совершили путешествие на берег моря.
Мы собирали янтарь.
Мы узнали, что такое янтарь.
Мы узнали откуда он взялся.
Мы рассматривали янтарь через лупу и выявляли его свойства.
Воспитатель: Как много вы узнали интересного. Янтарь – настоящее чудо природы, кусочек Солнца, пришедший к нам сквозь миллионы лет. Надо ценить и беречь его красоту. Мы сложим янтарь в коробочку и отправим Слоненку. Пришла пора открыть посылку и посмотреть, что прислал нам Слоненок. Здесь лежит записка.
«В этой ягоде содержится янтарная кислота.
Приятного вам аппетита!
Не болейте!»
(Воспитатель достает из посылки виноград, угощает детей).
Воспитатель: На этом наше занятие закончено.
Спасибо всем!