Диана Абдуразакова
Балхарская роспись на кувшине
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с некоторыми элементами балхарской росписи. Формировать умение выполнять несложные узоры кистью на бумаге. Развивать наблюдательность, чувство ритма в процессе выполнения узора.
Научить создавать эскизы предстоящего узора для, кувшина. Развивать чувство красоты предмета, его узоров, способствовать развитию мелкой моторики, желание расписывать посуду, делать её красивой, выразительной, похожей на настоящую. Приобщать детей к традиционному декоративно-прикладному искусству, народным промыслам Дагестана. Воспитывать любовь к Родному краю.
Публикация «Балхарская роспись на кувшине» размещена в разделах
- Дагестан
- Посуда. Все о посуде для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Материал: балхарские изделия, таблицы (с элементами балхарской росписи, кисти, бумага, краска, гуашь, шаблон кувшина.
Предварительная работа: Рисование элементов узоров балхарской росписи. Изготовление силуэтов кувшинов. Посещение Музея народно-прикладного искусства Дагестана. Отгадывание загадок.
Использование ИКТ-дагестанская музыка.
Ход занятия
Собрались все дети в круг,
Я — твой друг и ты — мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Воспитатель- Дети, скажите, в какой стране мы с вами живем? (В России) А как называется столица России? (Москва) В какой республике мы живем? (Дагестан) Как называется наш город? (Махачкала)
(показ ролика Дагестан)
Воспитатель- Сегодня мы с вами поговорим о народных ремеслах. А именно о балхарских изделиях. Давным-давно, много-много лет тому назад высоко в горах жил в ауле Балхар горец по имени Калкучи. Как-то гуляя по берегу озера, он увидел, как дети из глины лепили различные фигурки птиц, животных, людей и весело играли с ними. Подумал Калкучи: если дети лепят игрушки, то из такой вязкой и жирной глины можно и посуду вылепить. Как гласит легенда, именно с этого и начался балхарский промысел гончарного ремесла, который и поныне действует в этом прославленном ауле. Глину для гончарных изделий добывали и добывают от аула, месили ногами. Сначала посуда была простой, а впоследствии её стали украшать различными узорами. Балхарская посуда всем очень нравилась, она была удобной и красивой. Сегодня изделия балхарских мастериц находятся в музеях и домашних коллекциях многих стран мира.
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Вырос высокий цветок на поляне (показывают руками цветок,
Утром весенним раскрыл лепестки (разводят пальцы рук,
Всем лепесткам красоту и питание (движение пальцами вместе – врозь)
Дружно дают под землёй корешки (ладони вниз, тыльной стороной прижимают друг к другу, пальцы разводят).
Воспитатель- Ну а сейчас мы приступим к росписи на кувшинах. Какие линии используются в балхарской росписи?
Дети- Зигзагообразные, волнистые, параллельные линии, штрихи, точки, кружочки, разные по размеру, звездочки, завитки, спирали, листики, изогнутые стебельки, изображения руки, глаза. Воспитатель- В декоративном украшении керамических изделий роспись используется с учетом формы и поверхности изделий. (на доске образцы росписи) Ребята при росписи кувшина, как расписываем горловину?
Дети- Горловину украсим прямыми линиями и полосками.
Воспитатель- А как распишем центральную часть кувшина?
Дети- Композиция узора этой части кувшина строится из одного, двух крупных элементов (изображение волнистой линии и точками) и заполнение остальной части более мелкими деталями (завитки, спирали, мелкие листочки, штрихи) (рассматривается кувшин)
Физкультминутка (дети имитируют.)
Очень-очень высока
Под горой течет река
И бурлива, и шумна…
Мы по мостику пройдем-
Речку эту перейдем
Очутились на полянке
Где скакали наши зайки…
Зайки прыгали, шутили
И волка вдруг разбудили.
Зарычал спросонья волк,
Побежал зубами щелк.
Зайки очень испугались
И с испуга в лес подались.
Рефлексия Выставка, анализ работ. Ребята, что нового вы узнали на занятии? Чем славится селение Балхар?