Долаана Тюлюш
Сценарий развлечения «Аътка йөрээл»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развитие ребенка – детский сад «Ручеек» поселка Каа-Хем муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва
Развлечение «Аътка йрээл»
Цели:
1. Познакомить детей с тувинским фольклором о лошади.
2. Формировать представления детей о том, что жизнь кочевника без коня невозможна.
3. Развивать самостоятельность мышления, эмоциональную отзывчивость, желание действовать с музыкой
4. Способствовать воспитанию в детях духовно-нравственных ценностей: толерантности, уважения к людям других национальностей
Совершенствовать двигательные умения и навыки.
Задачи:
Публикация «Сценарий развлечения „Аътка йөрээл“» размещена в разделах
Обучающие:
1. Ознакомить детей со снаряжениями и мастями лошадей, дать представление о традициях и быта тувинского народа.
2. Показать детям, что тувинские инструменты – это инструменты с красивым звучанием.
Развивающие:
1. Развивать познавательные интересы детей, речь, творческие способности, обогащать словарный запас.
2. Развивать интерес детей к тувинскому фольклору и музыкальным инструментам.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к своей Малой Родине, чувство патриотизма
Оборудование: снаряжения лошади, картинки лошадей разной масти, тувинские национальные инструменты, коновязь, игрушка лошадь, лошадки на палках для скачки.
Предварительная работа: разучивание пословиц, частушек и песен о лошади; рассматривание картин и иллюстраций лошадей разных мастей и пород, среди которых тувинская порода, разучивание игр «Снаряди лошадь», «Собери табун»; слушание песен о лошади и о снаряжениях лошади в исполнении фольлорных групп «Тыва», «Дынгылдай».
Словарная работа: снаряжения – узда, недоуздок, седло, потничок, стремя, подкова, сани, телега, удила; масти – вороной, гнедая, пегая, буланая.
Ход развлечения.
Зал празднично оформлен (в стиле национального праздника).
Под музыку дети заходят и садятся на стульчики, за ними заходят ведущие: взролый и ребенок.
Ведущий (взрослый): Экии, уруглар!
Ведущий (ребенок): Шагаа-биле!
Вместе: Мира вам всем!
Ведущий (взрослый): Собирайся народ!
В гости праздник вас ждет,
Мы зовем к себе тех,
Кто любит веселье и смех,
Ждут вас игры, забавы и шутки,
Скучать не дадут ни минутки!
Ведущий (ребенок): Позвольте спросить, какой же сегодня праздник?
Дети: Шагаа!
Ведущий (взрослый): Что такое Шагаа?
Ведущий (ребенок): Шагаа – это праздник
Шагаа – это веселье
Древний обычай восхваляющий
Наступление Нового года!
Ведущий (взрослый): Я вам загадаю загадку, если вы отгадаете, то вы узнаете кто будет символом нового года (загадка о лошади). Правильно, Молодцы! Мы сегодняшний наш праздник посвящаем лошадям. А у тувинцев конь – это верный друг. Невозможно представить жизнь тувинца без коня. Как в праздники, так и в будни всё было связано с этим неизменным спутником жизни. Вспомните, пожалуйста, наши национальные праздники. Ни один праздник ведь не проходит без скачки. Лошадь являлась незаменимым животным для кочевого образа жизни.
Культ лошади у наших предков занимала видное место. Они даже освящали лошадь, чтобы все дети выросли здоровыми, чтобы вся стоянка была благополучна и каждому члену её сопутствовала удача в жизни. Освященная лошадь остается таковой на всю жизнь, т. е. неприкосновенной, нельзя трогать ее гриву и хвост, нельзя на нем ездить. В честь коня, слагали легенды, пели песни, восхваления, алгыши. Сегодня к нам в гости пришли сказительница, со сказочными героями: Алдан ала чылгылыг Алаадай-Мергеном и Алдын Дангыной.
Заходят фольклорная группа Кызылского педагогического колледжа «Дынгылдай» со своим руководителем Ч. С. Тумат в национальных одеждах. Здороваются с ведущими (обряд чолукшуур). Дальше ведущий ребенок присоединяется к другим детям.
Сказительница: Экии уруглар! Шагаа-биле! Я очень рада, что вы меня пригласили, и пришла не одна. Я привела сказочных героев Алаадай-Мергена и Алдын Дангыну. Дети, а вы знаете, что делали в старину во время Шагаа?
Дети: Загадывали загадки, играли, слушали сказки, ходили в гости друг другу, соревновались в скороговорках и пословицах, катались с горы на шкурах, кушали национальные блюда.
Сказительница: Тывызыым дытта,
Тоолум дошта
Тывызык баады, тыва каптынарам?
Дети: Диин биле балык.
(дети и гости загадывают друг другу загадки о лошадях и снаряжениях лошади)
Сказительница: Какие сообразительные и умные дети живут в этом аале. Раз уж пришли на праздник «Аътка йорээл», я вам расскажу одну древнюю легенду, связанную с лошадью, с друзьями споем песни о конях скакунах и расскажем о национальных инструментах, на котором играем.
1. Легенда «Эгил эжим, эгил»
2. Ырылар: «Кулунчак» И. Тюлюш
«Аъдым» Р. Кенденбиль
3. Частушки «Эки аъттар»
(Между номерами артисты рассказывают детям о музыкальных инструментах)
Сказительница: Ой-ой-ой! Пока мы с вами играли, пели все лошади наши разбежались. Как их теперь соберешь? Хотели же скачки устроить.
Ведущий: Успокойтесь, гости дорогие, мы вам поможем. Наши дети очень хорошо разбираются в лошадях.
Сказительница: В моем табуне все лошади вороной масти, знаете какой это цвет?
Дети: Черные лошади
Сказительница: А как по тувински?
Дети: Кара аъттар.
Алаадай-Мерген: А мои лошади все пегой масти, сможете узнать?
Дети: Да, это лошади с пятнами (ала аъттар)
Алдын дангына: В моем табуне все лошади золотистые, знаете, как называется масть лошадей?
Дети: Соловая (сарыг аъттар)
Ведущий: Кто самый смелый, умный, ловкий выходите помогать нашим гостям.
Желающие дети выходят и делятся на три команды.
Игра «Собери свой табун»
Ход игры: дети делятся на 3 команды. У каждой команды свой табун определенной масти. Ведущий раскидает на ковре картинки лошадей. Под музыку каждая команда должна быстрее собрать свой табун и строиться (Алаадай-Мерген, Алдын-Дангына и сказительница проверяют, не заблудились ли лошади).
Ведущий: Молодцы, все справились! Всех лошадей собрали, а теперь их надо снарядить. Давайте посмотрим, чья команда быстрее снарядит своих лошадей.
Игра «Снаряди свою лошадь»
Ход игры: на расстоянии 5-6 метров, на лавочке лежат снаряжения лошади для каждой команды. По команде дети должны под музыку по очереди бежать и принести снаряжения по определенной последовательности (узда, недоуздок, потничок, седло).
Игра «Скачки»
Ход игры: на расстоянии 5-6 метров стоят конусы, у каждой команды своя лошадка на палке. Дети всадники на своих лошадях на палках бегут до конусов и обратно. Передает лошадку на палке следующему ребенку. И так до последнего всадника, какая команда победит.
Сказительница: Понравилось нам тут у вас, но нам возвращаться пора. Спасибо, что пригласили, было очень весело. И как говорили наши предки «Пусть ваша дорога будет белой как молоко». Здоровья вам, дети!
Ведущий: Всем спасибо за внимание,
За задор, веселье, смех.
За огонь соревнованья
Созидающий успех
Говорим мы: «До свиданья
До счастливых новых встреч!»