Замира Муртазалиева
Мастер-класс для родителей «Играем с пальчиками»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей «Играем с пальчиками»
Цель : Познакомить родителей с нетрадиционными пальчиковыми играми; показать родителям значение пальчиковой гимнастики для развития речи детей.
Здравствуйте уважаемые родители!
Я очень рада Вас всех видеть на моём мастер-классе.
Все мы с вами родом из детства. Только в детские годы нам позволено играть беззаботно. А кто из Вас может сказать для чего дети играют?
Публикация «Мастер-класс для родителей „Играем с пальчиками“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Вы правы, через игру ребенок познает окружающий его мир. В игре дети подражают взрослым – родителям, воспитателям. В игре ребенок «примеряет» на себя разные роли, тем самым подготавливаясь к жизни в социуме.
Сегодня мы поговорим не просто о игре, а о игре пальчиками. В коррекционной работе огромное значение уделяют развитию мелкой моторики, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.
Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Полноценная речь – необходимое условие успешного обучения в школе, поэтому развитием мелкой моторики у детей нужно начать заниматься как можно раньше. Это важно при своевременном речевом развитии, и особенно когда развитие нарушено.
Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных стихов, сказок при помощи пальцев.
Что же происходит когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Развивается речь.
2. Создаётся благоприятный, эмоциональный фон, развивается умение вслушиваться и понимать смысл речи.
3. Ребенок учится концентрировать и распределять своё внимание.
4. Усиливается контроль за выполняемыми движениями при сопровождении их стихотворными строчками.
5. Развивается память ребенка, воображение и фантазия.
Уважаемые родители, а сейчас я попрошу вас побыть в роли детей дошкольного возраста и поиграть со мной в пальчиковые игры.
Для начала давайте разогреем ручки
Такие упражнения важно проводить в начале деятельности, связанной с ручным трудом.
Растирание ладоней
«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони. Очень холодно зимой,
Мё рзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.
Добываем мы огонь
Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим
И огонь себе добудем.
«Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо. Раскатаем колобок,
Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять,
Будем маме помогать.
Растирание пальцев
«Крепко пальчики сожмём,
После резко разожмём»
- Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз).
«Зажигалка» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец, растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя :
«Зажигалку зажигаю,
Искры, пламя выбиваю!»
«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки. Пилим, пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
Существует несколько видов пальчиковых игр.
Сегодня я подготовила для Вас игры с пальчиками наиболее интересные на мой взгляд.
По мотивам русских народных сказок.
Сказки укрепляют иммунитет доброты, нравственного и психического здоровья, расширяют кругозор и развивают мышление.
Рукавичка
Из-за леса, из-за гор Дети шлепают ладошками по коленям.
Топал дедушка Егор.
Очень он домой спешил,
Рукавичку обронил. Жест рукавичка
Мышка по полю бежала. Бегают пальчиками одной руки по другой.
Рукавичку увидала. Жест «Рукавичка».
Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Мышку здесь никто не ждет? Грозят пальцем.
Стала жить – поживать,
Звонки песни распевать. Хлопки.
Зайка по полю бежал, жест «Зайка»
Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка».
Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Звонко песенку поет? Хлопки
Мышка зайку пригласила, Зовут, жестикулируя правой рукой.
Сладким чаем напоила. Вытягивают вперед руки,
ладошки складывают в виде чашечки.
Зайка прыг, зайка скок,
Зайка пирогов напек. «Пекут» пирожки.
Как по лесу шла лисичка, Мягкие движения кистями рук.
Увидала рукавичку. Жест «Рукавичка».
- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладощке.
Звонко песенку поет? Хлопки
И лисичку пригласили. Мягкие движения кистями рук.
Пирожками угостили. «Пекут» пирожки.
Стала жить там поживать,
Пол метелкой подметать. Движение руками вправо-влево.
Мишка по полю гулял. Стучать но коленкам кулачками.
Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка».
- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладощке.
Звонко песенку поет? Хлопки
Звери испугались. Сжать пальцы в «замок».
В страхе разбежались. Развести руки в сторону.
«Репка»
В огороде дедка репку посадил И водой из лейки, репку он полил («Колечки»)
Расти, расти репка, и сладка, и крепка.
Расти, расти репка, и сладка, и крепка («Хлопки»)
Выросла репка всем на удивление («Колечки»)
Большая – пребольшая, всем хватит угощения («Лучики»)
Выросла репка, и сладка, и крепка.
Выросла репка, и сладка, и крепка. («Хлопки»)
«Колечки» - подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;
«Лучики» - при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;
«Про курочку Рябу»
Курочка Ряба, бабе и деду Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки»)
Били яичко и баба, и дед Но не смогли разбить на обед. («Молоточки») Мышка-норушка мимо бежала («Волны»)
Яичко смахнула, оно и упало. («Лучики»)
Плакали горько баба и дед («Колечки»)
Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)
С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки»)
Несет лишь простые яйца к обеду («Кулачки»)
Следующий вид - пальчиковые игры с предметами.
Игры с массажными мячиками.
Играть с «ёжиками» можно с раннего возраста.
Желательно, чтобы на детях была одежда с коротким рукавом. Если такой возможности нет, то детям нужно закатать рукава. Когда взрослый показывает комплекс упражнений для рук необходимо снять с запястья часы и кольца с пальцев.
Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком
1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).
8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
«Месим тесто»
Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной руке.
Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой.
Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз.
Испеку два пряничка – катаем мяч между ладонями.
Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)
Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)
И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (катаем мячик)
Потом ручку поменяем (меняем руки)
«Зайцы на лужайке»
На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/
Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/
И катались по траве, /катать вперед – назад/
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/
Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/
Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/
Игры с карандашами.
«Пианино».
Нажимание на карандаш поочередно кончиками пальцев.
Прижимай карандаш, который лежит на столе, кончиком каждого пальца. Прижимай сильнее!
«Утюжок».
Прокатывание карандаша по поверхности стола. Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.
«Добывание огня»
Прокатывание карандаша между ладонями.
Положи карандаш на одну ладошку. Прикрой его другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее. От кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?
«Ладошка».
Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.
Положи на стол ладонь. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша.
«Подъемный кран».
Поднимание карандаша с поверхности столы одним пальцем.
Положи карандаш на край стола. Попробуй поднять его, подцепив снизу одним пальцем. А теперь выполни это упражнение другими пальчиками.
«Эстафета».
Передача карандаша каждому пальчику поочередно.
Сожми карандаш указательным пальцем, подержи, передай его
указательному пальцу другой руки. А теперь удерживай карандаш средним пальцем. Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцам.
«Волчок».
Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами.
Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.
«Горка».
Скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки.
Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.
«Скольжение».
Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании и с упором острым концом в стол.
Держи пальцами длинный карандаш так, как ты обычно его держишь, когда рисуешь. Крепко сожми пальцы. Продвигайся по карандашу вверх и вниз.
«Прятки».
Сжимание карандаша в кулачке.
Возьми короткий карандашик и сожми его в кулачке, спрячь. А теперь спрячь в другой руке.
Игры с прищепками
Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребёнка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый захват. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки). Переходить от простого к сложному (большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем).
Мы весёлые прищепки,
Коль поймаем держим крепко!
Раз, два, три, четыре, пять!
прищепки будем мы катать!
(Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями)
Большой пальчик мы поймаем И немного покачаем! (Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой)
Указательный поймаем И немного покачаем! (Ловим указательный палец левой руки и качаем)
Средний пальчик мы поймаем И немного покачаем! (Ловим средний палец левой руки и качаем)
Безымянный мы поймаем И немного покачаем! (Ловим безымянный палец левой руки и качаем)
И мизинец мы поймаем И немного покачаем! (Ловим мизинец левой руки и качаем)
Раз, два, три, четыре, пять! Прищепки будем мы катать! (Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем между ладонями, затем выполняем аналогичные действия на правой руке.)
Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги
(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котёнок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Гусь
Гусь стоит,
И всё гогочет.
Ущипнуть тебя он хочет.
Га – га – га!
Представьте вместе с ребенком, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну, а ребенку надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры.
Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона
«Ёжик»
Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки растерял?
Ты беги скорей к нам, ёжик,
Мы тебе сейчас поможем.
«Морковка»
Прицеплю листочки ловко,
И получится морковка.
Игры с камушками
С помощью камушков можно массировать запястье, кисти рук, ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны.
«Орехи»
Научился два ореха
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать
(Перебирать по кругу два камушка, зажав их в ладони).
- прятать камушек в плотно сжатой ладони (сначала в одной руке, потом в другой);
- кончиками пальцев одной руки ввинчивать камушек в середину ладони другой руки;
- прокатывать камушек по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья;
- скатывать камушек с тыльной стороны кисти рук (как с горки);
- прокатывать камушек между ладонями от пальцев к запястью и обратно;
- раскатывать камушек по поверхности стола ладонью кругообразными движениями;
- зажмите камушки в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки.
И в заключении мастер-класса хотелось бы сказать, что во время пребывания ребёнка в детском саду мы – педагоги составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребёнок. Его задача – познавая новое открывать самого себя. Задача взрослых – помочь ему в этом нелёгком деле.
Скажите, что произойдёт с трёхногим табуретом, если у него сломается одна ножка? Он упадёт!
А как говорится в басне И. Крылова «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребёнку хорошо жилось в детском саду, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому я призываю Вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.