Ирина Герасимова
Куб «Азбука безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность создания пособия.
Сегодня актуальны вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные события и по возможности избегать их, а при необходимости действовать очень аккуратно. Поэтому необходимо сформировать у детей модель безопасного поведения, которая позволяет действовать адекватно в конкретно сложившейся ситуации. Задача взрослых - помочь детям научиться безопасному поведению на собственном примере.
Игровое пособие «Азбука безопасности» — это необычная форма подачи материала (в отличие от печатных игр и книг). А во-вторых, используя пособие, ребенок сам может выбирать себе тему и выстраивать игру, как ему нравится. Цели работы: ознакомление детей дошкольного возраста с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми); формирование умений самостоятельно применять их в жизни.
Задачи работы:
Образовательные: • формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
• формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
• расширять и систематизировать знания детей о правилах общения с незнакомыми людьми;
• расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с домашними животными;
• закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте; Развивающие:
• развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе.
• повысить профессиональную компетенцию педагогов в вопросах организации и воспитания детей старшего дошкольного возраста;
• повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности; Воспитательные:
• воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья и безопасность детей, их эмоциональное благополучие.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в самостоятельной деятельности, так как воспитывают ребенка и формируют взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Описание: Игровое пособие «Азбука безопасности» изготовлен на основе большой коробки, обшитой тканью синего, зеленого и белого цвета, которая имеет пять игровых сторон. Одновременно можно рассматривать пять полей: «Пожарный щит», «Транспорт», «Безопасность на дороге», «Полезные и вредные продукты», «Жизнь села». Все стороны прикреплены к верхнему полю при помощи липучки и могут быть использованы отдельно.
Все животные, дома можно перемещать, так как они прикрепляются к поверхности пособия с помощью липучки.
Первая сторона «Пожарный щит». Игра на этой стороне пособия помогает детям познакомиться с правилами пожарной безопасности и основным инвентарем, предназначенным для тушения пожара. Данный щит поможет наглядно изучить правила обращения с инвентарём: багор, топор, лопата, ведро, ящик-песок, огнетушитель, рукав.
Пожарный щит оснащен стандартным набором инструментов и оборудованием. Это: •
Лом – используют для разборки преград, а также для открытия люка, или откалывания льда, под которым находится гидрант.
• Багор – применяется для разборки стен, перегородок, горячих и горящих предметов в помещении. Им можно сваливать печи, трубы, растаскивать горящие материалы.
• Топор – предназначен для срубания и разборки деревянных конструкций горящих зданий.
• Лопата – с ее помощью удобно быстро разбирать завалы, выносить горячий мусор из помещения, отодвигать горящие элементы.
• Ведро – используют для переноски воды или песка, используемых для тушения пожара или очага возгорания.
• Огнетушитель – переносное устройство для тушения пожара. Ящик-песок – хранилище песка, эффективное средство в борьбе с огнем. • Рукав – шланг, по которым пожарные качают воду. Цели и задачи: Познакомить детей с первичными средствами пожаротушения и правилами их использования. Приучать детей быть наблюдательными и внимательными. Прививать навыки безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара. Учить детей в случае пожара сообщать о пожаре по телефону «01» в пожарную службу. Создать условия для развития познавательной мотивации, любознательности. Игра "Назови и покажи" Задача: привитие навыков осторожного обращения с огнем и пожароопасными предметами, умение использовать средства пожаротушения, формирование знаний о правилах пожарной безопасности. Задание: детям предлагается назвать предметы, расположенные на пожарном щите, и рассказать об использовании в экстремальной ситуации (проводится в игровой ситуации).
Вторая сторона «Транспорт».
Цель: закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт». Задачи: Образовательные задачи:
- закрепить знания детей о транспорте, его видах и его предназначении; - закрепить умение различать и находить нужный транспорт;
- закрепить умения детей классифицировать разные виды транспорта;
- закрепить знания детей о частях транспорта.
Развивающие задачи:
- развивать умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос; - развивать познавательный интерес;
- развивать мышление, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь. Воспитательные задачи:
- воспитывать умение слушать друг друга. Пособие предназначено для детей 3-7 лет. Данное пособие может быть использовано как в работе со всей группой детей, так и индивидуально. Применение пособия позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка-дошкольника. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении являются стимулом познавательной активности детей. Игра приучает дошкольника к самостоятельности, развивает навыки самоконтроля.
В пособии предлагаются различные игры и задания, направленные на развитие умения пользоваться полученными знаниями при решении различных задач, которые требуют логического мышления, сосредоточения, классификации, сравнения и анализа.
Цель: закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт». Задачи:
Образовательные задачи:
- закрепить знания детей о транспорте, его видах и его предназначении; - закрепить умение различать и находить нужный транспорт;
- закрепить умения детей классифицировать разные виды транспорта;
- закрепить знания детей о частях транспорта.
Развивающие задачи:
- развивать умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос;
- развивать познавательный интерес; - развивать мышление, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь.
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение слушать друг друга.
Дидактические игры по теме «Транспорт»:
1. «Какой вид транспорта?»
Цели: упражнять в умении классифицировать транспорт по видам; обогащать речь детей словами-названиями транспортных средств; развивать любознательность, мышление.
Ход игры:
Воспитатель предлагает ребёнку назвать транспорт, к какому виду транспорта он относится, какого он цвета, его назначение, из каких частей состоит транспортное средство.
2. «Угадай транспорт» Цели: систематизировать и расширить знания детей о разнообразии и видах транспорта; по описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
3. «По воде, по земле, по воздуху» Цели: уточнять уже имеющиеся знания детей о транспорте; формировать умение классифицировать объекты; обогащать речь детей словами-названиями транспортных средств; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
Третья сторона «Безопасность на дороге»
Учить с ребёнком дорожные знаки необходимо с раннего детства, с тех самых пор, как малыш переходит дорогу или едет на авто. Очень быстро ребёнок будет знать, и различать самые часто встречающиеся знаки. Одна из главных задач педагогов и родителей, научить детей понимать значение того или иного знака. Изучать дорожные знаки проще, если использовать стихи, картинки, раскраски, книги. Дети не умеют читать, а вот на яркие картинки обязательно обратят внимание. Чем раньше ребёнок будет знать правила движения и значение дорожных знаков, тем безопасней и уверенней он будет чувствовать себя на дороге.
Пособие нужно для того, чтобы улица могла «разговаривать» с водителями и пешеходами понятным им языком.
Цель: знакомство детей с правилами дорожного движения и безопасного поведения на улице и в транспорте.
Задачи познавательного развития:
1. Познакомить детей с правилами безопасного поведения на улице и транспорте;
2. Дать представление об обязательном соблюдении ПДД водителям автотранспорта и пешеходами;
3. Учить соблюдать ПДД в жизни.
В младшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить: Кто является участником дорожного движения; Элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходный переход, перекрёсток); Транспортные средства (трамвай, автобус, троллейбус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, мотоцикл, велосипед); Средства регулирования дорожного движения; Красный, жёлтый и зелёный сигналы светофора; Правила движения по обочинам и тротуарам; Правила перехода проезжей части; Без взрослых выходить на дорогу нельзя; Правила посадки, поведения и высадки в общественном транспорте Своими словами, систематически и ненавязчиво знакомить с правилами только в объёме, необходимом для усвоения; Для ознакомления использовать дорожные ситуации при прогулках во дворе, на дороге; Объяснять, что происходит на дороге, какие транспортные средства он видит; Когда и где можно переходить проезжую часть, когда и где нельзя; Указывать на нарушителей правил, как пешеходов, так и водителей;
Закреплять зрительную память (где транспортное средство, элементы дороги, магазины, школы, детские сады, аптеки, пешеходные переходы, светофоры, пути безопасного и опасного движения в детский сад); Развивать пространственное представление (близко, далеко, слева, справа, по ходу движения, сзади);
Развивать представление о скорости движения транспортных средств пешеходов (быстро едет, медленно, поворачивает); Не запугивать ребёнка улицей: страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность; Читать ребёнку стихи, загадки, детские книжки на тему безопасности движения.
Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости движения — одна из причин дорожно-транспортных происшествий. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Происходит это потому, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое зачастую ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Правила дорожного движения едины для всех, хотя написаны "взрослым" языком без расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. Проблема дорожно-транспортных происшествий с участием детей в стране направила педагогов нашего детского сада на поиск новых, более совершенных подходов к ее решению. Коллективом ДОУ был составлен план обучения всех участников воспитательно-образовательного процесса (приложение 1) и разработана система обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях детского сада.
Четвертая сторона «Полезные и вредные продукты»
Дидактическое пособие «Полезные и вредные продукты» Одним из направлений развития детей в ДОУ является образовательная область «Физическое развитие». Содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей среднего дошкольного возраста включает в себя становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. В том числе представления об элементарных правилах здорового образа жизни, важности их соблюдения для здоровья человека; о вредных привычках, приводящих к болезням; об опасных и безопасных ситуациях для здоровья, а также как их предупредить. Основные умения и навыки личной гигиены (умывание, одевание, купание, навыки еды, уборки помещения и др., содействующие поддержанию, укреплению и сохранению здоровья, элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью. Основные алгоритмы выполнения культурно-гигиенических процедур. Поэтому возникла проблема – как формировать понятие у детей о здоровом образе жизни.
Одним из методов решения проблемы может стать игровое дидактическое пособие «Полезные и вредные продукты». Игра способствует развитию у дошкольников представлений о здоровой и вредной пище, как одной из составляющих ЗОЖ. Это дидактическое пособие способствует развитию познавательного интереса детей, формированию представлений о пользе натуральных продуктов, о вреде газированных напитков, чипсов, конфет для здоровья человека, воспитанию потребности в употреблении свежих фруктов и овощей, закреплению классификации овощей и фруктов, развитию связной речи и мышления дошкольников, обучению детей отвечать полным предложением, обосновывая свой ответ.
Дидактическое пособие «Полезные и вредные продукты» помогает ребенку не только в физическом, познавательном развитии, но и в речевой деятельности. При проведении игр с ним происходит понимание полезности и вредности продуктов питания, развиваются память, логическое мышление. Дети совершенствуют навыки обоснования своего ответа.
Цель: Формирование у дошкольников представлений о здоровой и вредной пище.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с полезными и вредными продуктами.
2. Формировать представления о пользе натуральных продуктов, о вреде газированных напитков, чипсов, конфет для здоровья человека.
3. Воспитывать потребность в употреблении свежих фруктов и овощей.
4. Закреплять классификацию овощей и фруктов.
5. Развивать речь и мышление дошкольников, учить отвечать полным предложением, обосновывать свой ответ. Пособие предназначено для детей 3-7 лет. Пособие может использоваться: В совместной деятельности детей, в ходе режимных моментов, индивидуально и подгруппами, в занятиях по здоровьюсбережению, в занятиях по развитию речи, в занятиях познавательного цикла при изучении темы «Овощи и фрукты».
Варианты заданий: 1. «Найди вредный продукт» Воспитатель предлагает детям найти вредный продукт и обобщить оставшиеся продукты (полезные потому, что).
Цель: Формировать представление о полезности натуральных продуктов. Развивать связную речь детей.
2. «Найди полезный продукт» Воспитатель предлагает детям найти полезный продукт и обобщить оставшиеся продукты (вредные потому, что). Цель: Формировать представление о вреде чипсов, сладостях, газированных напитков. Развивать связную речь детей.
3. «Загадки» Воспитатель загадывает детям загадки в заданной последовательности. Цель: развивать логическое мышление, память. Формировать представление о полезных овощах и фруктах для здоровья человека.
4. «Собери фрукты» Воспитатель предлагает детям сложить все фрукты в нужную сторону. 5. «Собери в свою корзинку». Играет один ребенок или трое детей, по очереди перемещая по 1 предмету в нужную корзинку. В каждую корзинку собираются продукты одного вида. Тематику корзинок (овощи, фрукты, вредные продукты) может задать воспитатель, а могут сами дети. После разбора продуктов дети называют обобщающие слова и мотивируют свой выбор. Остальные участники (при групповой форме игры) проверяют и помогают игрокам.
Дидактическая игра «Вредно и полезно»
Цель: Расширять представления и закреплять знания детей о вреде и пользе продуктов питания, формировать основы здорового образа жизни и валеологической культуры, расширять словарь дошкольников, развивать коммуникативные навыки, внимание, память, слух, быстроту реакции.
Предварительная работа: В НОД и режимных моментах проводятся беседы на тему: «Вредные и полезные продукты», «Наше здоровье», «Что помогает нам расти здоровыми» и т. п. Также дети рассматривают и вместе с педагогом обсуждают иллюстрации и сюжетные картинки по указанным темам, а также участвуют в просмотре мультфильмов и программ о здоровом образе жизни. Перед началом игры в средней группе детям обязательно напоминаются правила игры. В старших и подготовительных достаточно 1-2 раз для того, чтобы ребята запомнили правила. Поэтому можно просто назвать игру, в которую вы собираетесь с ними поиграть. В конце игры -похвалить детей за внимание и правильные ответы, пожелать им и себе крепкого здоровья.
Пятая сторона «Жизнь села» Тема: «Город и деревня»
Цель: Уточнить и углубить знания о жизни в деревне и городе
Задачи: Помочь детям запомнить основные отличия между городом и деревней. Формировать умение составлять небольшой описательный рассказ по схеме.
Упражнять в согласовании числительного с существительным. Воспитывать уважительное отношение к деревенским жителям и жителям города
Воспитатель: Ребята, а где мы живем (в городе или деревне) Чем отличается город от деревни? Ребята, давайте напишем письмо в детский сад деревни. «Здравствуйте, мы дети из городского детского сада, сегодня мы узнали, что жизнь в городе и в деревне совсем разная, наш воспитатель предложила нам написать письмо ребятам из деревни. Мы просим вас рассказать нам о том, как вы живете в деревне. Ребята из городского детского сада»
Воспитатель: Дети, скажите, а что значит «дети из городского детского сада?»
Дети: Значит, что ребята ходят в детский сад, который находится в городе Беседа: Чем отличается жизнь в городе от деревни?
Воспитатель: Скажите, а чем же отличается жизнь в городе и в деревне?
Дети: Домами
Воспитатель: Какие дома бывают в городе, какие в деревне?
Дети: ответы детей (многоэтажные – частные)
Воспитатель: чем еще отличается город и деревня?
Дети: Транспортом (разные виды транспорта)
Воспитатель: Верно, еще город и деревня отличается протяженностью Дети: Город большой, а деревня маленькая
Воспитатель: Молодцы! Рассказ воспитателя о деревне-городе: Для того, чтобы добраться из дома на работу или в школу (детский сад, не всегда можно дойти пешком, чаще всего городские жители пользуются общественным транспортом, стоя на остановке, ждут нужный маршрут. В деревне или селе чаще жители ходят пешком, так как протяженность ее небольшая. В городе очень много театров, кинотеатров, музеев, галерей, ресторанов и кафе, гостиниц и т. д.
А в селе или деревне таких мест очень мало. В деревне можно держать крупных домашних животных: коров, свиней, коз, овец, лошадей, гусей, кур, уток, кошек, собак, кроликов.
А можно ли в городе держать таких домашних животных?
Дети: Нет
Воспитатель: Почему?
Дети: В городской квартире содержать можно только собаку или кошку (мелких животных, потому, что коровы, овцы и свиньи должны жить в сарае Воспитатель: Верно.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Где это бывает?»
Игра «Где это бывает?» Детям задаются вопросы, они быстро отвечают на них.
Например: Строят много многоэтажных домов. Ездят троллейбусы Доят коров Есть метро Рядом лес и др.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что изображено на картинке?
Дети: Деревенский дворик
Воспитатель: Кто живет на деревенском дворике?
Дети перечисляют
Воспитатель предлагает посчитать.
Дидактическая игра «Посчитай» Одна корова, две коровы, три коровы, четыре коровы, пять коров Один гусь, два гуся, три гуся, четыре гуся, пять гусей и т. д.
Воспитатель: А давайте опишем животных, чтобы городские дети знали, как они выглядят. Составление описательного рассказа по схеме 2-3 ребенка. Воспитатель: Ребята, мы знаем, что город и деревня очень отличаются. Давайте еще раз вспомним, чем, поиграем в игру.
Игра «Скажи наоборот» с мячом. В городе улицы широкие, а в деревне (узкие) В деревне дома низкие, а в городе… (высокие) В городе шумно, а в деревне … (тихо) В деревне людей мало, а в городе … (много) и т. д.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Я думаю, что все, о чем мы сегодня говорили, должны узнать дети из городского детского сада, а как это можно сделать?
Дети: Мы тоже можем написать им письмо
Воспитатель: Я с вами согласна, тогда, я буду писать, а вы мне диктуйте, чем отличается жизнь в деревне и в городе
Дети диктуют то, что запомнили.
Воспитатель: Какие вы молодцы!
Используя игровое пособие «Азбука безопасности» мы можем помочь детям более эффективно запомнить последовательность действий в различных сложных ситуациях. Учит детей противопожарной безопасности, безопасности на дороге, на улице и транспорте. Помогает закрепить знание о полезных и вредных продуктах. Дети могут познакомиться с жизнью в сельской местности. Развивает внимание, логическое мышление, пространственные представления, связную речь.