Тиунова Елена
Театрально-игровая деятельность с использованием кукол–марионеток с целью развития коммуникативных навыков у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с федеральными государственными требованиями и образовательными стандартами дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен иметь такие социальные и психологические характеристики как:
проявление инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
Публикация «Театрально-игровая деятельность с использованием кукол–марионеток с целью развития коммуникативных навыков у дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы марионетки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
в уверенности в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
в обладании развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
развитие творческих способностей проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п. ;
ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
Проблеме развития вышеперечисленных социальных и психологических характеристик у детей старшего дошкольного возраста всегда уделялось особое внимание.
Неоценимую помощь в этом оказывает включение детей в театрально-игровую деятельность, разнообразие которой обогащает процесс воспитания и обучения. Обращение к внутреннему миру с помощью театрализованных игр, сказочных историй, способствует усвоению детьми новых образцов творческого поведения и перенесению их в естественные жизненные ситуации.
Поэтому перед взрослыми стоит серьезная задача довести до ребенка необходимую коммуникативную информацию, определенные чувства и эмоции, нравственные и этические понятия.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения эффективности работы по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста и недостаточного предоставления методической рекомендации, технологической проработкой этого процесса в условиях современного дошкольного учреждения.
Одним из путей развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста мы видим в организации театрально-игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в организации театрально-игровой деятельности с использованием кукол– марионеток с целью развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Применение возможно в условиях ДОУ, учреждениях дополнительного образования, в повседневной жизни, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребенком, так как коммуникативная направленность этих занятий активизирует формирование всех видов речевой деятельности : умение слушать и говорить, свободно пользоваться языком, выразительными средствами речи и своими эмоциями в различных речевых ситуациях.
Проблема межличностного общения достаточно широко освещена в психолого-педагогической литературе. Значительные работы в этой области имеются у Алифановой Е. М. [2], В. С. Мухиной [10] и другие.
Вопросами деятельности и общения занимались Зимняя И. А. [4], Мудрик А. В. [8] и Мясищев В. Н. [9] и др. Перед педагогами детского сада стоит проблема как можно более качественно и своевременно подготовить ребенка к общению - это серьезная и сложная проблема.
Коммуникация (от латинского слова «делаю общим, связываю, т. е. процесс передачи информации от источника к получателю с целью изменить его знания, установки или явное поведение. [17]
В процессе общения складываются субъектно-субъектные отношения, поскольку каждый его участник выступает субъектом, проявляет активность, адресующуюся к личности другого человека. Потребность в общении состоит в стремлении к познанию себя и других как личностей, которое неотделимо от отношения, т. е. от стремления к оценке и самооценке. Продуктом общения выступает образ другого человека и самого себя, на основе чего совершается регуляция деятельности.
Коммуникативные навыки у дошкольников включают в себя [6] :
• Желание вступать в контакт, которое связано с потребностью и мотивами общения.
• Умение организовать общение, которое у младших дошкольников проявляется в охотном включении в совместную деятельность, умении выслушать сверстника, согласовывать с ним свои предложения, уступить, не ссориться, умении поддержать простой диалог с взрослыми и сверстниками, умении понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и так далее).
• Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении со сверстниками и взрослыми, знакомство с которыми возможно уже во второй младшей группе.
Перечисленные критерии могут развиваться у дошкольников при наличии совместной деятельности. Совместная деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения слушать собеседника, умения эмоционально сопереживать, умения решать конфликтные ситуации. Одним из основных видов такой деятельности выступает театрально-игровая деятельность, в данном случае с использованием кукол-марионеток.
Т. И. Петрова отмечает, что, театрализованная деятельность - это форма изживания впечатлений жизни, лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой [14].
Опираясь на работы Г. В. Комяковой, можно выделить формы и средства театрализованной деятельности для дошкольников [5]. Слово «театр» в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова определяется как 1) искусство представления драматических произведений на сцене; само такое представление; 2) зрелищное предприятие, помещение, где представляются на сцене такие произведения подготовки самого праздника.
Марионетки — куклы с подвижными членами, приводимые в движение особым механизмом или скрытым за ширмами человеком; названы по имени изобретателя их, итальянца Мариони. [12].
В корпус куклы, в кисти рук и в ступни ног вставляются свинцовые шарики. Они придают фигуре устойчивость, помогают создать более точные жесты и позы. В костюмах кукол также соблюдается китайская театральная символика, позволяющая по деталям одежды или по орнаменту определить характеристику персонажа.
Сцена не сильно изменилась за время существования театра кукол на нитках. Только теперь вместо живого оркестра включается запись с музыкой и диалогами, что даже актерам не надо знать свои слова, только управлять куклами.
Таким образом, в основе успешной коммуникации дошкольников лежит их деятельность - либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность продуктивной деятельности. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству.
Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении позволяет успешно развивать воображение, творческие способности детей, закладывает фундамент для дальнейшей работы по развитию эстетического вкуса дошкольников и подготовке их к учёбе в школе.
Новизна заключается в создании организационных условий, нацеленных на развитие коммуникационных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость опыта заключается в организации театрально-игровой деятельности с систематическим использованием кукол-марионеток.