Ирина Румянцева
Авторские дидактические игры математического содержания
▼ Скачать + Заказать документы
Автор дидактических игр : воспитатель ГБДОУ №103 Калининского района
г. Санкт – Петербурга
Румянцева Ирина Леонидовна.
Авторские дидактические игры математического содержания предназначены для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возрастов по формированию у детей пространственных представлений.
Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений.
Пояснительная записка.
Публикация «Авторские дидактические игры математического содержания» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2014
Ориентирование в пространстве занимает значительное место в математической подготовке детей младшего и среднего дошкольного возрастов. Навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе. Обучение Правилам дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве. К сожалению, родители недопонимают важность формирования у детей пространственных представлений.
Цели: Развивать у детей пространственные представления о расположении
объекта: перед, между, лицом друг к другу, а также дать представление о нап-
равлениях право, лево. Побуждать детей давать полный ответ. Развивать
мышление и внимание.
В комплект игры входит : фланелеграфы, фигурки трёх медведей из извест- ной сказки, вырезанные грибы – белый, подосиновик и лисичка для детей: большой ковролин, фигурки трёх медведей и грибы – белый, подосиновик и лисичка для воспитателя.
Для второго варианта: фланелеграфы для детей, фигурки трёх медведей, ёлки
по числу детей, ковролин, фигурки трёх медведей, ель для воспитателя.
Для третьего варианта: ковролин, стрелка, детские фланелеграфы, фигурки
цыплят по числу детей в группе.
Игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста:
Дидактическая игра : «Найди, чей гриб».
Воспитатель рассказывает историю о том как три медведя пошли в лес за грибами и нашли; Михаил Иванович – белый гриб, Настасья Петровна –подосиновик, а Мишутка – лисичку. Ставит медведя на ковролин в линейной последовательности на некотором расстоянии друг от друга. Просит расположить на их фланелеграфах медведей «точно также», затем расставить грибы – белый гриб перед Михаилом Ивановичем, - перед Настасьей Петровной, лисичку- перед Мишуткой.
Воспитатель ставит медведей на свой ковролин после того как это делают дети, ( Комментарий воспитателя для ошибающихся детей: «Разве Михаил Иванович нашёл подосиновик, а не белый? Почему же он стоит перед подосиновиком, а не перед белым грибом?») Дети исправляют ошибки.
Затем воспитатель говорит: «Мишутка отдал лисичку Настасье Петровне, Настасья Петровна отдала подосиновик Михаилу Ивановичу, а Михаил Иванович отдал белый Мишутке» и расставляет грибы в перечисленной последовательности. Просит детей расположить на их фланелеграфах грибы «точно также», затем поставить каждого медведя так, чтобы у Настасьи Петровны была лисичка, у Михаила Ивановича – подосиновик, а у Мишутки – белый гриб. После выполнения задания детьми воспитатель ставит на ковролин медведей. Ошибавшиеся дети исправляют свои ошибки. В эту игру можно играть до тех пор пока дети практически и словесно не научатся использовать предлог «перед».
Дидактическая игра «Найди Мишку».
Воспитатель рассказывает историю о том, как Мишутка, Михаил Иванович и Настасья Петровна пошли в лес. Мишутка спрятался за ёлку (ставит объекты на свой ковралин, а затем просит детей сделать то же самое. Михаил Иванович и Настасья Петровна пошли его искать. Шли-шли и подошли к ё лочке: «вот он» (ставит больших медведей). Говорит детям, чтобы они поставили медведей точно также.
Контроль проводится как и в первой игре. Рядом с ковролином воспитателя, ставится фланелеграф ребёнка. Внимание детей обращается на то, кто неверно выполнил задание. Например «Даня, посмотри, Лена правильно поставила медведей или не правильно?»
Снимает объекты с ковролина, дети делают то же самое, говорит: «Взял папа Михаил Иванович Мишутку за руку и мама Настасья Петровна взяла Мишутку за руку, идёт он между ними домой (предлог «между» выделяется интона- ционно) – дети поставьте медведей на своих фланелеграфах так, чтобы Мишутка шёл домой между папой и мамой. Контроль проводится следующим образом – воспитатель ставит объекты на свой ковролин и обращает внимание детей на тех, кто верно выполнил задание. К тем, кто неверно выполнил задание, воспитатель обращается с вопросами: «Где идёт Мишутка, он рядом с мамой, а как же папа? Он рядом папой, а как же мама? Как его поставить, чтобы он был и с мамой, и с папой, между мамой и папой?» В конце игры попросите детей встать в ряд перед воспитателем и провести опрос. «Юля, скажи между кем из детей ты стоишь?» Опрошены должны быть все дети. А теперь, Саша скажи между кем из детей ты стоишь, кто справа от тебя, кто слева. Опрошены должны быть все дети.
Дидактическая игра : «Узнай где право, а где лево».
Воспитатель говорит: «Дети, у вас есть мишки, а у меня нет. Я сейчас покажу вам стрелочкой, в какую сторону пойдут ваши мишки. Ваши мишки пойдут направо (ставит стрелочку на своём ковролине налево). Смотрите сюда (указание на стрелку) и положите ваших мишек так, чтобы они шли направо.
Контроль. Вызывается несколько детей с фланелеграфами, и воспитатель ставит детский фланелеграф рядом с большим ковролином так, чтобы детям было видно совпадают или нет направление стрелки и движения мишек.
Второй вариант аналогичен первому: дети выполняют задание, в кото- ром мишки «идут налево». Контроль обязателен. В конце игры вызвать трёх детей, каждого с фигуркой одного из трёх медведей, Поставить их лицом к воспитателю, спиной к детям и разыграть ситуацию: Ты будешь Михаил Иванович, ты – Настасья Петровна, а ты – Мишутка. Вы все сейчас пойдёте направо. Затем налево. В случае необходимости помочь, обращаясь к группе: «правильно дети пошли налево (направо) или нет?» Все дети поочерёдно (по 3 человека) ходят направо и налево. Фигурки медведей, находятся в руках у детей, служат указателями направления право и левостороннего движения детей. В этой связи важно, чтобы дети до начала и хождения налево (направо) профильное изображение медведей самостоятельно расположили в соответствии с инструкцией воспитателя.