Марина Александрова
Статья «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у ребёнка психологической готовности к школе»
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у ребёнка
психологической готовности к школе.
Показатели психологической готовности детей к школе складываются из
усвоения системы знаний, накопления их фонда, зрелости психических
процессов, опыта ребёнка.
Психологическая готовность имеет под собой стремление ребенка к
Публикация «Статья „Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у ребёнка психологической готовности к школе“» размещена в разделах
новой социальной позиции школьника.
К концу дошкольного детства стремление ребенка идти в школу побуждается широкими социальными мотивами.
Психологическая готовность к школе - это сложное комплексное
образование, которое является итогом полноценно прожитого дошкольного
детства. В составе психологической готовности выделяются компоненты
активности ребенка, его внутренней позиции. При этом расширяется
временная перспектива ребенка, возникает стремление включиться в
общественную жизнь, занять определенную социальную позицию. Это
стремление реализуется при поступлении в школу.
Целенаправленная воспитательная работа с детьми может способствовать
психологической готовности к школьному обучению.
Целесообразно при подготовке к школе использовать адекватные
возрасту методы и приёмы воспитания и обучения.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре.
Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и многое другое.
Психологическая сфера личности является одним из важнейших
факторов, определяющих внутреннее состояние и внешнее поведение
человека. Мотивация всегда является побудительным процессом,
реализацией в действии и поведении тех или иных потребностей, влечений.
Исследователи определяют ее и как один конкретный мотив, и как единую
систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя мотивы, цели,
интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.
Необходимым условием организации занятий с дошкольниками,
является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их
эмоциональное благополучие.
Очень важно создать для детей атмосферу доброжелательности, увлекательную и актуальную игровую ситуацию, веру в силы ребенка, индивидуальный подход, создать для каждого ситуацию успеха. Это необходимо не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
Понимание специфики сюжетно-ролевых игр состоит в том, что ребенок
по-особому самостоятелен в ней: он свободен в выборе темы игры, сюжета,
роли; в определенном изменении содержания, направления игры (конечно,
при согласовании с партнерами); в выборе товарищей по игре, игровых
материалов, определении начала и завершения игры ("как будто" не
нарушает логики развития игры, логики жизни).
В своих исследованиях Д. В. Менджерицкая определила в качестве предмета
исследования сюжет игры, ее этическое содержание, позволяющее ребенку
наиболее ярко выразить ролевое поведение (и помогающие ему в этом). Игра, по ее данным, возникающая на основе нравственного ценного сюжета,
воспитывающим образом влияет на детей, их взаимоотношения не только в
ходе игры, но и (в значительной мере) в повседневной жизни. Дети по
собственному побуждению ориентируются на привлекательный для них
игровой образ. Он вызывает у них положительные эмоции, повышает
интеллектуальную активность и желание действовать в игре как герой, т. е.
дети выражают свое отношение к нему; комбинируют имеющиеся
представления, искренне переживают изображаемые события.
Подготовить ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе : вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать.
Во многих играх старших дошкольников по-прежнему присутствуют
куклы: они могут быть «партнерами» по игре или используются при
создании игровых образов, в частности учеников и учителей. Говорят за них
дети. Интересно, что в таких играх на первых порах большое значение
придается внешнему оформлению. Например, кукол в школьных формах и с
портфелями сажают за маленькие парты, ставят к доске и т. д. В дальнейшем оформлению уделяется все меньше внимания, и играющий ребенок или группа детей, увлекаясь содержанием игры, создают лишь в своем воображении для учеников-кукол спортивную площадку, мастерскую, стадион. Игры в школу с куклами наблюдаются в течение всего года у детей подготовительной группы. Иногда они соединяются с играми, где основные роли выполняют дети. Например, куклы приходят в гости в детский сад или как младшие сестры и братья «школьников» присутствуют на праздниках.
Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем,
насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в
частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к
учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к
тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно
принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные
возможности именно в подготовке детей к школе. Через игру и в игре
постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий
жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества
личности, необходимые будущему школьнику. Играя, ребенок приучается
действовать в коллективе сверстников, подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять установленные правила, прилагать определенные усилия для преодоления встречающихся трудностей.
В игре формируются такие качества, как самостоятельность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.
Воспитанию, развитию и закреплению качеств личности, необходимых
будущему школьнику, способствуют такие игры, как «Школа», «Библиотека»
и т. п В них отражаются имеющиеся у детей представления о школе,
правилах школьного поведения, требованиях учителя, а также их мечты и
желания. Однако, интересной по содержанию, творческому замыслу, с
большим количеством ролей игра будет тогда, когда у детей имеются
достаточно четкие представления о том, что они собираются изображать.
Разрозненные впечатления о школе не всегда отражаются в играх, а если и
отражаются, то, как правило, эти игры носят однообразный характер,
неглубокий по содержанию. Возникают они в основном по совету воспитателя или по инициативе отдельных наиболее активных ребят. Остальные дети, не имея достаточных представлений о школе, в начале игры поддерживают инициативу организатора, потом интерес угасает, и они переключаются на другие игры.
Однако не всё, что дети узнают о школе, приводит к возникновению у них замыслов, перерастающих в творческую игру. Чтобы вызвать ее, особое
внимание при ознакомлении ребят со школьной жизнью следует уделять
таким явлениям, которые воздействовали бы на их чувства. Надо не только
сообщать детям, что такое школа, но и обращать их внимание на
деятельность учеников, на их отношения между собой и с учителем,
рассказывать о лучших учениках, возбуждая желание подражать им. Хорошо, если кто-либо из таких учеников выступит перед детьми подготовительной к школе группы и расскажет об интересных школьных делах, о любимом уроке, о том, как ребята помогают отстающим, как проводят субботники, помогают в труде взрослых, как отдыхают.
Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со
школой, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с
трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсий,
наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им
произведения художественной литературы, рассказывая им.
Наблюдения за играми позволяют педагогу определить, какие события
школьной жизни более всего волнуют детей, насколько полно отображают
ребята знакомые им явления и факты, что еще требует уточнения, как
проявляется творчество и инициатива детей при подготовке к игре и по ходу
создания игрового образа. Такие наблюдения помогут воспитателю намечать задачи своей дальнейшей работы.
Поддерживая интерес к играм на школьные темы, важно по ходу игры
напоминать детям о том, чем занимаются ученики в школе, с помощью
наводящих вопросов восстанавливать в их памяти известные им факты и
случаи, вносить предложения, советовать. Например, воспитатель может
напомнить, что в школе ребята не только учатся, но и трудятся, занимаются
спортом, и тогда при «школе» устраивается спортивный зал и мастерская,
«ученики» отправляются в туристический поход или собирают растения для
гербария.
В основе изменения игры при переходе от периода дошкольного
детства к школьной жизни лежит расширение круга человеческих
возможностей, овладение которыми встает теперь перед ребёнком как
задача и мир которых осознается им в ходе его дальнейшего развития.
Следует добавить еще одну особенность ролевой игры, которая
недостаточно оценивалась. Ведь ребенок, сколь эмоционально ни входил
бы в роль взрослого, все же чувствует себя ребенком. Он смотрит на себя
через роль, которую он на себя взял, т. е. через взрослого человека,
эмоционально сопоставляет себя со взрослым и обнаруживает, что он еще
не взрослый. Сознание того, что он еще ребенок, происходит через игру, а
отсюда и возникает новый мотив - стать взрослым и реально осуществлять
его функции.
Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по
своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи.
Существенно важным является то, что в игре возникает новая
психологическая форма мотивов. Конечно, и другие виды деятельности
влияют на формирование новых потребностей, но ни в какой другой
деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь
взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла
человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение
ролевой игры для развития ребенка.
Процесс перехода от уровня мышления, характерного для дошкольного
периода развития, к более высоким формам очень сложен. Нам
представляется, что выделение взрослого как образца действия,
возникающее на границе раннего и дошкольного периодов развития, уже
содержит в себе возможности такого перехода. Ролевая игра приводит к
изменению позиции ребенка - со своей индивидуальной и специфически
детской - на новую позицию взрослого. Само принятие ребенком роли и
связанное с этим изменение значений вещей, вовлекаемых в игру,
представляет собой непрерывную смену одной позиции на другую.
Игра имеет важное значение в формирование умственных способностей.
Анализ развития умственных способностей в игре показывает, что опора
на предметы-заместители и действия с ними все более и более сокращается.
Если на начальных этапах развития требуется предмет-заместитель и
относительно развернутое действие с ним, то на более поздних этапах
развития игры предмет выступает через слово-название уже как знак вещи,
а действия - как сокращенные и обобщенные жесты, сопровождающиеся
речью. Интересно отметить, что и слова, произносимые ребенком по ходу
игры, носят уже обобщенный характер. А. В. Запорожец первым обратил
внимание на то, что характер движений, выполняемых ребенком в условиях
игры и в условиях прямого задания, существенно различен. А. В. Запорожец
установил, что в ходе развития меняется структура и организация
движений. В них явно вычленяются фаза подготовки и фаза выполнения.
Есть основания полагать, что при выполнении роли образец поведения,
содержащийся в роли, становится одновременно эталоном, с которым
ребенок сам сравнивает свое поведение, контролирует его. Ребенок в игре
выполняет одновременно как бы две функции: с одной стороны, он
выполняет свою роль, а с другой - контролирует свое поведение.
Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива,
и для формирования самостоятельности, и для формирования
положительного отношения к труду, и для исправления некоторых
отклонений в поведении отдельных детей, и еще для многого другого.
Все эти воспитательные эффекты оказывают влияние на психическое развитие ребёнка, а точнее, на те стороны психического развития, в отношении которых было показано определяющее влияние игры, и являются самыми существенными, так как их развитие подготавливает переход на новую, более высокую ступень психического развития, переход в новый период развития.
Таким образом, психологическая готовность дошкольника значительно повышается при использовании сюжетно-ролевых игр в процессе подготовки ребёнка к школе.