Елена Колесник
Музейно-педагогическая образовательная программа для дошкольников «Волшебный мир искусств»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы. Программа «Волшебный мир искусств» является музейно-педагогической и решает вопросы подготовки детей к восприятию различных видов изобразительного искусства : живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Публикация «Музейно-педагогическая образовательная программа для дошкольников „Волшебный мир искусств“» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. В последнее десятилетие в области дошкольной педагогики появилось много различных программ воспитания и обучения, где большим блоком представлен раздел ознакомления с искусством. Ради справедливости надо отметить, что предыдущая образовательная программа воспитания и обучения под редакцией М. А. Васильевой (1985) тоже включала в себя данный раздел, однако он был представлен в очень незначительном объеме. В современных условиях к педагогике как практической науке предъявляются все больше требования в плане обобщения и наполнении е новым содержанием процессов воспитания и образования. В связи с этим и возникает потребность привлечения музея к воспитательно-образовательному процессу, так как музей любого профиля, в том числе и художественный, является уникальным образовательным учреждением. В своем пространстве он совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности, разнообразный опыт и знания. Неподготовленному зрителю «входить» в мир образовательного искусства очень сложно. Следовательно, вводить зрителя в мир искусства необходимо постепенно, этап за этапом, раскрывая тайны мироздания и красоты. Как показывает практический опыт, чем раньше начинается работа по приобщению ребенка к музею, тем эффективнее будет педагогический результат.
Данная программа «Волшебный мир искусств» посвящена вопросам взаимодействия музея и изостудии при детском дошкольном учреждении. Она позволяет изыскивать новые пути адаптации ребенка к музейной среде.
Применяя на занятиях в качестве иллюстративного материала слайды и репродукции, следует не забывать про ограниченность возможностей этих средств. Они не могут полностью передать масштаб, фактуру, уникальность произведения. Поэтому, только работая с подлинником, созданным рукой и прошедшим через сердце художника, можно раскрыть глубину произведения, его неповторимость и установить связь между произведением и ребенком. Необходимо сказать и о роле музейной среды, помогающей создать творческую атмосферу, особый настрой у детей, способность к наслаждению прекрасным.
Целью программы является развитие творческих способностей и познавательного интереса детей, которое включает в себя развитие собственной изобразительной деятельности и развитие универсального эстетического восприятия, дающего ключ к художественному восприятию не только отдельных видов искусства, но и искусства в целом.
Задачи программы :
1. Расширение представлений о тематике и богатстве содержания различных видов искусства и об образных средствах выразительности каждого из них.
2. Развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами, запечатленными в произведениях искусства.
3. Развитие визуальной грамотности: формирование навыков смотрения, детального рассматривания, выделение главного в изображении, обобщение увиденного и навыков эмоционально-образного восприятия.
4. Развитие креативных способностей и ассоциативного мышления.
Отличительной особенностью данной программы являются сохранение и развитие у ребенка способностей целостного впечатления от встреч с искусством. Занятия построены на синтезе изобразительного искусства с музыкой, литературой, искусством театра, помогающий более полному раскрытию художественного образа.
Возраст детей: воспитанники детского сада с 3 до 7 лет.
Срок реализации: программа разработана на 4 года обучения.
Формы и режим занятий: занятия проводятся в изостудии 2 раза в неделю, продолжительность 15 – 30 минут и 1 раз в месяц на экспозиции в музее.
Программа разработана на два года обучения детей старшего и подготовительного возраста. Работа с детьми младшего и среднего дошкольного возраста является подготовительным этапом перед освоением программы «Волшебный мир искусств». Дети в увлекательной игровой форме путешествуют по Волшебной стране красок с клоуном Мазилкой, знакомятся с жителями сказочной страны (красками) и получают необходимые навыки в изобразительном творчестве.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Формы занятий: - Беседа об искусстве, природе, рассматривание репродукций и слайдов; прослушивание музыкального или литературного произведения. – Детская продуктивная деятельность, реализация полученных впечатлений в творческой практике детей. – Музейное занятие, проводимое автором на экскурсии в Русском музее и в городской среде.
Методика проведения занятий. Анализируя работу по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством, необходимо помнить, что методика данных занятий имеет ряд особенностей.
1. Все занятия подразумевают направленность на развитие эмоциональной сферы ребенка и социальной адаптации.
2. Принцип свободы: свободное общение детей с педагогом и друг с другом, когда в процессе работы можно свободно, не поднимая руки, высказать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласится с мнением других, в том числе взрослых.
3. Поступательная динамика подачи материала от простого к сложному.
4. Вопросно-ответный метод ведения занятий: речь детей совершенно свободная, без специально озвученных фраз. На первых этапах работы использование педагогом приема подсказок – вопросов и несколько вариантов ответа.
5. Наличие «проводника в искусство», пользующегося любовью и доверием детей. Свое мнение педагог высказывает только после детей, ни в коем случае не давая его как единственно верное.
6. Широкое использование невербальных методов – дидактического материала, развивающих игр упражнений и т. д.
7. Индивидуальный подход к детям: учет знаний, интересов и способностей каждого ребенка.
8. Задача данной программы, а следовательно, и каждого занятия, - не ускорять искусственным путем психическое развитие ребенка, заложив в него определенный набор знаний, а расширить его путем зрительного восприятия, развития органов чувств, обогащение эмоционального мира ребенка.