Людмила Кузнецова
Авторская программа «Подари здоровье детям!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Авторская программа «Подари здоровье детям!»
За основу при составлении программы взяты:
1) Программа физического и валеологического развития детей дошкольного возраста «Азбука здоровья» Т. Э. Токаевой.
2) Программа «Здоровье» Л. Г. Татарниковой.
3) Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй» М. Л. Лазарев
4) Доронова Т. Н. «Из детства в отрочество», программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей.
Публикация «Авторская программа „Подари здоровье детям!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представлений ребенка о себе и о здоровом образе жизни, охране здоровья. Программа нацелена на объединение усилий родителей и педагогов для успешного оздоровления и развития детей.
Пояснительная записка.
Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. В дошкольном возрасте в ближайшем окружении, в частности в семье, закладываются основы личности, в сознании ребенка формируется модель семьи, взрослой жизни, которую ребенок подсознательно начинает реализовывать, едва достигнув самостоятельности. Чтобы ребенок рос здоровым, сознательное отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь у родителей. Роль родителей в сбережении здоровья ребенка при поддержке ДОУ состоит в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов ДОУ в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Здоровье ребенка должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма. Поэтому в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться семья, включая всех ее членов и условия проживания. ДОУ, т. е. «вторая семья», где ребенок проводит большую часть своего активного времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Цель: помочь родителям в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста организовать оздоровительную работу, связанную с формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
Задачи:
1) Повысить интерес родителей к участию в физических и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.
2) Сформировать положительное отношение к занятиям физкультурой и спортом, к здоровому образу жизни в семье.
3) Оказать адресную квалифицированную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей силами специалистов ДОУ.
4) Воспитание у детей потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.
Гипотеза эксперимента.
Эффективность внедрения в ДОУ программы валеологического образования «Здравствуй» может быть повышена за счет активного включения родителей в образовательный процесс. При этом система работы с семьей должна включать в себя следующее:
- изучение программы всеми участниками образовательного процесса ДОУ, включая родителей;
- формирование у родителей валеологического мировоззрения в процессе проведения теоретических и практических семинаров;
- разработка методов отслеживания домашней оздоровительной работы.
Участники программы.
Программа рассчитана на детей старшего и подготовительного возраста, родителей, педагогов.
Ожидаемый эффект.
• Снижение уровня заболеваемости детей.
• Повышение активности родителей в образовательном процессе, в оздоровлении детей.
• Овладение навыками самооздоровления.
Принципы создания программы.
1. Доступность
• учет возрастных особенностей
2. Систематичность и последовательность
• постепенная подача материала от простого к сложному;
• повторение усвоенных правил и норм в течение всего года;
• индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
3. Наглядность
• учет особенностей мышления
4. Динамичность
• интеграция программы в разные виды деятельности
5. Дифференциация
• учет возрастных особенностей
• создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни ребенка
Средства реализации программы.
Программа рассчитана на три этапа:
1 этап – подготовительный.
Задачи:
• изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме;
• разработать анкеты для родителей и диагностические методики;
• определить педагогические условия взаимодействия ДОУ и семьи;
• разработать перспективный план совместных мероприятий.
2 этап – основной.
Цель: формирование у всех участников процесса ответственных взглядов в деле сохранения здоровья.
Задачи:
• воспитание потребности в здоровом образе жизни;
• создание соответствующей предметной среды, стимулирующей двигательную активность детей;
• организация консультативной помощи родителям по вопросам физического воспитания и здоровья детей.
3 этап – контрольный (итоговый).
Цель: обобщение результатов работы.
Задачи:
• проанализировать результаты работы;
• разработать методические рекомендации по проблеме взаимодействия ДОУ с родителями.
Критерии эффективности программы.
1. Повышение активности родителей, проявляющейся в участии:
- физкультурно-оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, проводимых в ДОУ;
- различных формах работы по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей;
- развитии предметно-пространственной окружающей среды в группах и на участке ДОУ.
2. Положительная мотивация к здоровому образу жизни в семье:
- устойчивое желание отказаться от вредных привычек;
- посещение кружков, секций оздоровительной направленности;
- активный отдых вместе с детьми;
- проведение закаливающих процедур;
- использование рекомендаций, полученных в ходе педагогического и медицинского просвещения.
3. Повышение интереса у родителей к ежедневному посещению детьми детского сада. Снижение числа пропусков посещений детьми детского сада по болезни.
Приложение
Перспективный план работы с родителями и детьми.
Сентябрь
1. Анкетирование родителей
2. Оформление уголка здоровья
3. Консультация «Роль семьи и детского сада в воспитании здорового ребенка»
4. Диагностика состояния здоровья детей
5. День Здоровья «В гостях у осени»
Октябрь
1. Общее родительское собрание «Основные направления воспитательно-образовательной и оздоровительной работы с детьми»
2. Выставка овощных блюд, включающих лук, чеснок
3. Выставка литературы «Без лекарств и докторов»
4. Игры, которые лечат
5. Точечный массаж при ОРЗ
Ноябрь
1. Консультация «Изготовление чесночных бус для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей»
2. День открытых дверей «Роль оздоровительных упражнений для развития равновесия, гибкости»
3. Беседа «Закаливающие процедуры дома и в ДОУ»
4. Фотовыставка «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
5. Занятие «Добро пожаловать в страну здоровья»
Декабрь
1. Вечер вопросов и ответов «О здоровье всерьез»
2. Показ фрагментов физкультурных занятий с использованием нетрадиционного оборудования
3. Выступление родителей на тему «Физкультурное оборудование в домашних условиях»
4. Памятка «Что делать до прихода врача?»
Январь
1. День здоровья «Путешествие в страну здоровья»
2. Консультация «Как уберечь детей от простуды»
3. Фотостенд «Культура здоровья»
4. Рукописная книга «ЗОЖ»
Февраль
1. Развлечение «Папа и я – спортивная семья»
2. Консультация «Основы правильного питания»
3. «Лыжня зовет!» катание на лыжах
4. Фотогазета «Самые спортивные»
Март
1. Дегустация витаминного чая
2. Развлечение «Моя мама лучше всех!»
3. Консультация «Роль витаминов в детском питании»
4. Экспресс-игра «Оздоровление дошкольников по принципу Не навреди»
5. Проект «Подари здоровье детям»
Апрель
1. Спортивное развлечение «Веселые старты»
2. Выставка семейных поделок «Очумелые ручки»
3. Беседа «Здоровье ребенка в наших руках»
4. Занятие-Путешествие в Царство здоровья.
Май
1. Семинар-практикум «Здоровый ребенок – умный ребенок»
2. Диагностика состояния здоровья
3. Консультация «Контрастное, воздушное и водяное закаливание»
4. Фотомонтаж «Отдыхаем всей семьей»
5. Мини-походы в лес
Используемая литература
1. Журнал «Управление» 2004 - №1; 2006 -№1, №4, № 7;
2. Журнал «Дошкольная педагогика», 2006 -№.3
3. Оздоровительно- развивающая программа «Здравствуй» М. Е. Лазарев;
4. Доронова Т. Н. «Из детства в отрочество»;
5. Программа физического и валеологического развития детей дошкольного возраста «Азбука здоровья» Т. Э. Токаевой;
6. Программа «Здоровье» Л. Г. Татарниковой