Мусаева Айлин Магомедовна
Программа по художественно-эстетическому воспитанию «Поэзия мысли и красок»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт программы по художественно-эстетическому воспитанию
«Поэзия мысли и красок»
МБОУ «Гимназия №33» на 2018-2019 гг.
Наименование программы Программа «Художественно-эстетическое воспитание учащихся
на 2018-2019 г. г. «Поэзия мысли и красок»
(далее «Программа»)
Разработчики Программы Мусаева Айлин Магомедовна
Учитель русского языка и литературы
Публикация «Программа по художественно-эстетическому воспитанию „Поэзия мысли и красок“» размещена в разделах
Исполнители (участники) Программы Классный руководитель.
Учащиеся класса.
Родители учащихся.
Цель Программы Формировать у учащихся личностно-ценностное отношение к действительности, искусству, развивать эстетическое сознание, воспитать целостную гармонически развитую личность.
Задачи Программы 1 Создать условия для:
Воспитания эстетического отношения к действительности, искусству, понимания связей искусства с жизнедеятельностью человека, современной техникой и средствами массовой информации;
2 воспитания способности воспринимать и интерпретировать художественные произведения, высказывать собственное отношение к ним;
3 расширения и обогащения художественно-эстетического опыта, применения художественных навыков в практической деятельности; формирования системы знаний и представлений о сущности, видах и жанрах искусства;
4 воспитания художественных интересов, вкусов, морально-эстетических идеалов; формирования навыков художественного самообразования и самовоспитания;
5 развития творческих способностей; формирования коммуникативных навыков; воспитания зрительской культуры в театре и музее;
6 воспитания нравственных качеств личности: доброты, отзывчивости, способности к самопереживанию.
Основные направления Программы 1. Духовно-нравственное.
2. Культурно-историческое.
3. Гражданско-правовое.
4. Военно-патриотическое.
Координатор Программы МБОУ «Гимназия №33» г. Махачкала
Этапы реализации Программы Базовый этап : 2018 г. - начало преобразований
Основной этап: 2018-2019 гг.
Завершающий этап – 2019 г.
Ожидаемые конечные результаты Повышение интереса к чтению художественной литературы, проявление желания познавать, развиваться, творить, делиться радостью познания и творчества с окружающими;
обогащение опыта личности, зрительного восприятия и эмоционального мира;
способность воспринимать и понимать произведения искусства во взаимосвязи с окружающим миром;
желание проявлять такие нравственные качества личности как доброта, гуманность, отзывчивость, способность к сопереживанию.
Показатели для оценки хода реализации программы :
Словесные, наглядные, практические. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые. Стимулирования, определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями, навыками. Проведение классных часов, праздников, тематических вечеров, акций, встреч, экскурсий.
Контроль над исполнением Программы -администрация МБОУ «Гимназия №33» г. Махачкала;
-классным руководителем;
-МО классных руководителей МБОУ «Гимназия №33»;
-родителями класса.
Разделы Программы :
• введение
• пояснительная записка (раскрывает цели и задачи, содержит общую характеристику Программы, её принципы);
• планируемые результаты освоения обучающимися Программы (показатели освоения Программы);
• методическое обеспечение Программы;
• программа формирования универсальных учебных действий;
• тематическое планирование;
• система оценки достижения планируемых результатов;
• диагностический инструментарий;
• приложение.
Ресурсное обеспечение программы
Кадровое обсепечение
Классный руководитель
Материально-техническая поддержка программы
Для реализации программы используется школьная библиотека, мультимедийный комплекс, интерактивная доска, диски с презентациями и фильмами, школьный сайт.
Методическая поддержка программы
Для реализации программы :
Используется литература по истории края, республики, книги стихов местных поэтов, известных людей региона, книги детских писателей по данному направлению;
Используются «Технология развивающего обучения», «Игровая технология», «Личностно-ориентированная технология» и др.
Способы проверки ожидаемых результатов:
Педагогическое наблюдение, тестирование;
Выполнение творческих, проектных заданий
Анкетирование родителей и детей.
Наглядный метод используется во время
Чтения педагогом рассказов;
Экскурсий в картинную галерею;
Наблюдений;
Показа сказок (педагогом, детьми);
Проведения дидактических игр;
Моделирования сказок;
Посещения театров, музеев и выставок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным
в процессе чтения литературных произведений педагогом и воспитанниками;
чтения стихотворений детьми и преподавателями;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов;
разбора житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов;
выступление на литературных вечерах и в литературно-музыкальных композициях.
Практический метод используется в форме организации продуктивной деятельности:
Проведения игр и конкурсов,
организация постановок пьес, сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин.
Показатели результативности программы.
Учитывая, что искусство имеет эстетическую природу и основываетсяна эстетическом отношении человека к действительности, оптимальными показателями уровня эстетического воспитания считать :
Наличие определенного объема прочных и глубоких историко-теоретических, художественно-эстетических знаний;
Развитость умений и навыков восприятия эстетического, понимание единства формы и содержания.
Срок реализации программы : 1 год
Количество часов: 20
Введение
Программа по художественно-эстетическому воспитанию
Данная программа с инновационным компонентом, разработанная на основе авторской дополнительной образовательной программы.
Программа по художественно-эстетическому воспитанию обучающихся составлена с учетом новых требований ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы общего образования.
Пояснительная записка
«Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научимся, а втом, какими мы, благодаря ему, становимся.»
Уайльд Оскар.
В современных условиях духовно-нравственного возрождения общества важная роль в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения, развитии творчески активной личности принадлежит школе, в частности, предметам художественно-эстетического цикла : литература, искусство.
Когда школьник становится старшеклассником, мир, который ему знаком, с которым он прочно связан, уже достаточно велик. Он многое понимает, во многом разбирается, имеет определенный запас знаний и умений, собственное мнение, свои симпатии и антипатии. И среди всего, с чем ему приходится встречаться в жизни, обязательно оказываются явления, определяемые словами «эстетическое», «эстетика». У многих старшеклассников уже развит эстетический вкус, существует представление об эстетическом идеале. И в последующие годы жизни эти втсречи с областью эстетического станут шире и многообразней.
Программа «Поэзия мысли и краслок» это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей художественно-эстетического восприятия.
Разрабатывая эту программу, я исходила из конкретных возможностей школы, проанализировала психологическую готовность учащихся к работе, индивидуальные особенности учащихся, материальное и методическое обеспечение.
Особенности реализации программы :
Программа предназначена для реализации в разновозрастной группе, поэтому материал подобран в соответствии с интересами и возрастными особенностями учащихся.
Особое место в программе занимает ознакомление учащихся с художественной литературой, способствующей развитию эстетических и нравственных качеств, речи, интеллекта, закладывающей позитивное отношение к миру.
Активная воспитательная сила литературного произведения заключается в том, что оно не оставляет равнодушным человека, затрагивает в нем самые сокровенные мысли и чаяния, побуждает его к нравственному самовоспитанию, духовным размышлениям. А стихи собственного сочинения способны пробудить в душах подростков «прекрасные порывы» и «чувства добрые», любовь к книге, чтению.
Программа отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Может быть использована в работе любого классного руководителя.
Цель программы состоит в том, чтобы в процессе восприятия, интерпретации произведений искусства формировать у учащихся личностно-ценностное отношение к действительности и искусству.
Реализация программы способствует решению следующих педагогических задач по воспитанию учащихся, создать условия для:
1) воспитания эстетического отношения к действительности, искусству;
2) воспитания способности воспринимать и интерпретировать художественные произведения, высказывать собственное отношение к ним;
3) расширения и обогащения художественно-эстетического опыта, применения художественных навыков в практической деятельности;
4) воспитания художественных интересов, вкусов. Морально-эстетических идеалов.
Программа составлена в соответствии с социальным запросом семьи и общества. Художественно-эстетическое образование, основанное на искусстве, представляет особую значимость для школьников.
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое образование – важнейшая сторона развития ребенка. Она способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной стороны действительности, повышает познавательную активность.
Тематический план
№ Дата проведения Тема Кол-во часов
1 сентябрь Диспут на тему «Что такое красота в моде, жизни, в искусстве?» 1
2 сентябрь Литературно-музыкальная гостиная по творчеству Расула Гамзатова «Журавли» 1
3 октябрь Час искусства по творчеству дагестанского художника Саида Тихилого (к 55-летию со дня рождения) 1
4 октябрь Литературно-музыкальный час «Два крыла» по творчеству Фазу Алиевой 1
5 ноябрь Занятие ко Дню матери «Самая прекрасная из женщин» 1
6 ноябрь Посещение мюзикла (спектакль «Пелагея и Алька» по произведению Ф. Абрамова) 3
7 декабрь Посещение драмтеатра (спектакль «Чиполлино») 1
8 январь Вечер-портрет «Живописное мастерство И. Шишкина» (к 185 –летию со дня рождения) 1
9 февраль Поэзия 2 пол. 20 века 1
10 февраль Посещение дома музея Расула Гамзатова 1
11 март Встреча с поэтом переводчиком Сергеем Соколкиным 1
12 март Литературно-музыкальный вечер памяти Сулеймана Рабаданова «Весенний пейзаж» 1
13 апрель Час поэзии «Стихи собственного сочинения» 1
14 апрель Познавательный час «Гений Леонардо да Винчи» (к 565-летию со дня рождения) 1
15 май Литературный вечер «Женские судьбы в годы ВОВ». 1
16 май Эссе на тему «Внутренняя красота и внешняя» 1
Итого: 20