Воронкова Наталья
Дидактическая игра с использованием пуговиц «Веселая дымка»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Авторская дидактическая игра «Веселая Дымка»
(для детей 4-6 лет)
Актуальность
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности, а также именно это время, когда можно сформировать у детей необходимые ему навыки и умения. Любовь к Родине, к семье, родным людям, родным местам… С чего начинается эта любовь? А с того, что видит и слышит ребенок в детстве, что находит в его душе отклик и вызывает восхищение.
Публикация «Дидактическая игра с использованием пуговиц „Веселая дымка“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Народные промыслы. Игры, дидактические пособия
- Пуговицы, пуговки
- Пуговицы. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Немало важно в этом возрасте сформировать у ребенка правильное отношение к окружающему миру, к сопричастности традициям и духовным ценностям Родины. Огромную роль в приобщении дошкольников к истокам русской народной культуры играет знакомство с декоративно-прикладным искусством и народными промыслами. Это позволяет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
В данной игре дети знакомятся с промыслом вятских мастеров - дымковской игрушкой. Глиняная фигурка из Дымково – самый популярный русский сувенир. Она отражает быт и творчество наших предков. Очень интересна дымковская игрушка и ее история для детей. Им доставляет радость ее яркость, выразительность, простые формы. Знакомить детей с дымковской игрушкой можно начиная с 4-5 лет. Простые и веселые образы понятны и близки для детского восприятия. Они помогают лучше узнать о богатстве фантазии своего народа, его мастерстве и трудолюбии. Роспись представляет собой броский, контрастный орнамент. Несмотря на кажущуюся сложность, он состоит из простых элементов: кружков, полосок, точек, клетки.
Ребенку данного возраста еще трудно изобразить прямые линии, ровные кружки на листе бумаги с помощью кисти и краски. Но эту проблему решает использование в игре разноцветных лент разной ширины и пуговиц разной величины. Технология коллекционирования, в данном случае пуговиц, позволяет создать интересные игры с использованием данного материала. Также игры с пуговицами развивают у детей усидчивость, воображение, творческие способности, мышление, происходит развитие всех психических функций, снимается тревожность и решаются многие другие педагогические задачи.
Цель: формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами – дымковской игрушкой, росписью.
Задачи:
• приобщать детей к декоративно-прикладному творчеству русского народа, способствовать овладению композиционными умениями;
• знакомить детей с элементами дымковской росписи;
• способствовать накоплению сенсорного опыта, уточнению знаний детей о форме, размере, цвете;
• формировать умение экспериментировать с накопленным бросовым материалом, находя новые пути воплощения замысла (рисование пуговицами на полотне бархатной бумаги);
• формировать коммуникативные навыки, расширять словарный запас детей;
• развитие мелкой моторики рук, воображения, пространственного мышления.
Предварительная работа: беседа с детьми об истории возникновения дымковской игрушки, о традиционных узорах дымковской росписи, о трудолюбии и мастерстве народных умельцев. Знакомство детей с русским фольклором. Виртуальная экскурсия на производство современной дымковской игрушки.
Комплектность игры:
• Листы бархатной бумаги разных цветов – 8 шт.
• Шаблоны дымковских игрушек – 6 шт.
• Набор пуговиц разных по цвету, величине, форме
• Набор разноцветных лент разной ширины – 1шт.
• Демонстрационные образцы - 10 шт.
• Инструкция по игре
Варианты игры
Вариант 1 «Дымковская игрушка»
Количество игроков:1-6.
Цель: закреплять умение при составлении декоративной композиции использовать, xapaктерные ей, элементы узора и цветовую гамму.
Игровой материал: шаблоны дымковских игрушек, разноцветные пуговицы и ленты, разноцветная бархатная бумага.
Ход игры:
В начале игры побеседовать с детьми. Предложить им создать игрушки. Загадать загадку:
Вес лая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я?
(дымковские игрушки)
Рассмотреть образцы дымковских игрушек. Отметить элементы дымковской росписи: кружки, точки, полоски, волнистые линии, решетки. Обратить внимание на цвет элементов: красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, голубой. По величине кружки разные.
Предложить детям самостоятельно придумать узор для игрушки. Рассмотреть игровой материал: пуговицы разные по цвету и размеру, полоски цветные из ткани прямые и волнистые. Обратить внимание на цвет фона для игрушек. Какой цвет лучше использовать в работе, чтобы он не слился с фоном, а игрушка была яркой.
Дети выбирают по желанию силуэт дымковской игрушки, выкладывают узор по своему замыслу или образцу пуговицами на листе бархатной бумаги.
Вариант 2 "Декоративный узор"
Количество игроков:1-6.
Цель: Развивать чувство формы, цвета, пропорций.
Игровой материал: листы бархатной бумаги, разноцветные пуговицы и тесьма, образцы дымковской росписи.
Ход игры: На листах бархатной бумаги дети составляют различные узоры, придумывают орнаменты из разноцветных пуговиц и лент. Предложить детям, глядя на образец росписи, выложить его с помощью лент и пуговиц. Обратить внимание как чередуются элементы, какие цвета сочетаются между собой. Данный вариант игры помогает детям представить, что такое ритм, симметрия, цвет, без чего декоративное искусство не может существовать.