Папки-передвижки

Автоматизация звука Щ

ЕЛЕНА ХОЛОДНЯК
Автоматизация звука Щ
▼ Скачать +Заказ

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Щ

1.Произнесите несколько раз слоги со звуком [щ]

ща-ща-ща-ща

Що-що-що-що

Щу-щу-щу-щу

Щи-щи-щи-щи

Ащ-ащ-ащ-ащ

Ощ-ощ-ощ-ощ

Ущ-ущ-ущ-ущ

Ыщ-ыщ-ыщ-ыщ

2. Произнесите столько раз слог –ща -, сколько услышите хлопков.

3. Произнесите столько раз слог –щи -, сколько фишек (палочек) на столе.

4. Произнесите ряд слогов вслед за взрослым, соблюдая ударение.

Ща-ща-ща

Ща-ща-ща

ща-ща-ща

Ащ-ащ-ащ

Ащ-ащ-ащ

Ащ-ащ-ащ

5. Выделите ударением слог-щи-,-ыщ-:

Ща-щи-що-щу

Щу-ща-щи-що

Публикация «Автоматизация звука Щ» размещена в разделах

Що-щу-ща-щи

щи-ща-що-щу

ащ-ыщ-ощ-ущ

Ущ-ащ-ыщ-ощ

Ощ-ущ-ащ-ыщ

Ыщ-ащ-ощ-ущ

6. Повторите:

ща-ща-ща, ща-ща-ща щи-щи-щи, щи-щи-щи

Дождь идёт–я без плаща. Ты иди, меня ищи!

Ще-ще-ще, ще-ще-ще щу-щу-щу, щу-щу-щу

Нет дождя, а я в плаще. Вот теперь-то отыщу.

Щу-щу-щу, щу-щу-щу

Я тебя не отыщу.

7. Повторите слова. Определите количество слогов в слове.

Щавель, щебень, щегол, щепка, щека, щенок, щётка, щука, щель, щи, овощи, хищник, клещи.

Что здесь может само двигаться и что не может?

Пища, роща, хвощ, немощь, гуща, чаща, вещи, клещи, чудовище, волчище, тараканище, жилище, убежище, удилище, медведище, овощи, помещение, освещение.

Какие из этих слов обозначают жилище, а какие–животных?

Щит, щипцы, клещик, ящик, пильщик, точильщик, носильщик, каменщик, трещотка, плащик, часовщик, сыщик, ленщик, выдумщик, ямщик, гонщик, хрящик, ныряльщик.

Какие из этих слов обозначают профессии, а какие нет?

Плащ, лещ, клещ, овощ, борщ, хвощ, вещь, хрящ, помощь, товарищ, плющ.

Какие из этих слов отвечают на вопрос кто? И какие на вопрос что?

8. Прямой о обратный счет 1-10

Овощ, ущелье, лещ, щенок, щепка, щётка, хищник, удилище, плащ, хрящ, товарищ, щетка, площадка.

9. Отгадайте загадки и определите место звука «щ» в слове.

Глазищи, усищи, когтищи, хвостищи, а моется всех чище. (кот)

Летит, пищит, ножки длинные тащит.

Случай не упустит–сядет и укусит. (комар)

Хвостом виляет,. зубаста, а не лает. (щука)

–Рученька-ручище, что в земле ты ищешь?

–Ничего я не ищу, землю рою и тащу. (экскаватор)

Я, как зонт, не промокаю, от дождя вас защищаю

И от ветра вас укрою. Ну так что же я такое? (плащ)

Дом из жести, а жильцы в нем–вести. (почтовый ящик).

Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет.

Хвост оборвёт–другой наживёт. (ящерица)

Хвостик из кости, а на спинке–щетинка. (зубная щетка)

10.Повторите словосочетания и составьте с ними предложения:

Угощать чаем, обещать кубики, тихо пищать, щёлкать орешки, щипать травку, щедрый подарок, ищи щенка, мощёная улица, поющая птичка, кипящая вода, считать на счетах, мощный тягач.

11. Повторите (прочтите) предложения:

Недалеко от рощи было много щавеля. Щенок утащил в свой ящик Лешин тапок. Вова вытащил из-под вешалки ящик. У Миши жили щеглы. Мама готовит на обед щи и жареную щуку. Щенок пищит в ущелье. Дети ищут щенка в ущелье.

12. Выучите пословицы и поговорки (на выбор). Объясните, как вы их понимаете.

Щи да каша–еда наша.

Щиплет Федосья чужие колосья, а прибыли нет.

Щука хвостом лёд разбивает.

Щука умерла, да зубы целы.

Сытый голодному не товарищ.

Слово не стрела, а пуще стрелы.

Каждому овощу свое время.

Друга ищи, а найдёшь–береги.

13. Измени слова по образцу:

Я ищу клещи (тащу щётку, чищу вещи, восхищаться щебетанием птиц, искать защиты от хищников.)

Ты ищешь….

Он ищет….

Мы ищем…

Вы ищете….

Они ищут….

14. Словоборазование существительных, обозначающих лиц по их занятиям:

Пилить-пильщик

Стеклить, фехтовать, точить, чистить, носить, камень, часы, уголь, барабан, сварка, экскаватор.

15.Образование отглагольных существительных:

Освещать-освещение

Извещать, посещать, посвящать, восхищать, угощать, обещать, смущать, вещать, похищать, совещаться, возмущаться, прощать, просвещать, обобщать, прекращать.

16.Словообразование существительных с увеличительно-пренебрежительным значением по образцу:

Нос-носище, сила- силище, ботинок, кот, зубы, глаза, ступа (ступище, сапог, нога, голова, пиджак, медведь, усы, кулак, туфля (туфлища, дом, волк, губы, рука.

17.Прочтите стихи. Выучите стихи, указанные логопедом.

Мой щенок Почтовый ящик

Щенок такой тщедушный был. На скамейку я встаю,

Его я щами всё кормил, еле ящик достаю.

От злющей стужи защищал. Открываю ящик,

Щенок от радости пищал. Голубой, блестящий.

Ещё бы! Он счастливым рос! Посыпались из ящика

Теперь мой щен не щен,а пёс письма настоящие

–настоящий.

Клюет

Что в речке? Река Клюёт!

Щука, струится Кто?

Лещ, не спеша. Щука?

Судак. Челнок Лещ?

А в челноке качает Судак?

Сидит рыбак. Рыбака. Не лещ,

Но не леща, А что рыбак? Не щука–

Ни судака сидит сам

Ещё не выловил и ждёт. Рыбак

Пока. А рыба? Носом клюёт…

И нет ни щуки, Рыба не клюёт

Ни ерша…

Лейся, дождик

Дождик, дождик, хочешь–в пуще,

Что ты ждёшь, хочешь–в чаще,

Отчего хочешь в поле

Едва идёшь? На ячмень,

Лейся пуще, хоть всё утро,

Лейся чаще, хоть весь день!

Щенок

Щенка кормили молоком, Учили мальчики щенка,

Чтоб он здоровым рос. Возились с ним в саду.

Вставали ночью и тайком А он, расстроенный слегка

К нему бежали босиком– шагал на поводу.

Ему пощупать нос.

Считалка Встреча

Щуку тощую с реки Я шёл по улице пешком

Притащили рыбаки. И повстречался со щенком.

Щука хищная страшней, И неизвестно почему,

Чем страшилище Кощей. Я вдруг понравился ему.

Мы ей дали овощей И не смотря на летний зной,

И погуще жирных щей. Щенок все время шёл за мной

Щука шлёпнула хвостом, Дошли мы вместе до ворот,

Словно щелкнула хлыстом, и вдруг щенок пошёл вперёд.

И таким ударом крепким Я закричал, позвал щенка,

Расщепила стол на щепки. Он зарычал издалека.

Он не хотел со мной идти.

Нам просто было по пути.

Муравей

В поле и чаще

Малыш работящий.

Тащит хвоинки,

Щепочки тащит.

Где что найдет,

Домой несет.

Ночь

На город брошен плащ

И темен, и блестящ.

Со звездами блестящими,

С луною настоящею.

Там вчера родная ночь

На землю опустилась ночь.

Волчище

В роще волчище -

Серый хвостище

Слушает щегла.

Как песенка мила!

Щавель

Я ищу щавель для щей

для весенних вкусных щей.

В чаще, в роще у болот.

Но щавель там не растет,

Есть щавель невдалеке -

На чудесном бугорке.

Волшебный хвощ

Говорят, волшебный хвощ

В глубине чудесных рощ

Отгонял чудовищ

От лесных сокроыищ,

От сказочных гномиков,

Их сундучков и домиков.

Борщ лучше тот, что гуще,

Каша лучше та, что слаще.

Больше съешь -

Не будешь тощий -

Значит, лучше

Есть почаще!

Лещ и щука

Лещ и щука возмущались:

— В речку к нам карась заплыл.

Он щурятам и лещатам

Запрещает прыгать в ил.

Пищу он отнял у рака!

Настоящий забияка!

Зубная щетка

Каждое утро зубы я чищу,

Щёткой зубной удаляю с них пищу.

Тщательно чищу я зубы не зря,

Будет красивой улыбка моя.

Щеголь

Щеголь щётку уважает,

Щеголь щёткой пыль счищает.

Если вещь не вычищать,

Не в чем будет щеголять!

Щука

Щука щётку за щетину

Отщипнула половину,

Расшвыряла часть вещей,

Пролила кастрюлю щей,

А потом как даст «леща»!

Мы помчались трепеща,

На щеколду дверь закрыли,

Щели щебнем завалили,

Удивляясь сообща:

Сколько слов на букву Щ.

18. Перед вами слова. Составьте из букв каждого слова как можно больше слов

Пример: Щеколда–щека, кол, код, лад, дол, дело, лещ, лак, клад.

Площадка, помещение, корневище, щипчики, каменщик.

19. Подберите к каждому звуку заданного слова новые слова.

Пример:

ЧАЩА

ЧАС АРКА ЩУКА АБАЖУР

ЧУШЬ АКУЛА ЩАВЕЛЬ АРМАДА

ЧИПСЫ АНОНС ЩЁТКА АРЫК

ПИЩА, РОЩА, ГУЩА, ОВОЩ, ЛЕЩ, КЛЕЩ.

20.Прочтите и выучите скороговорки указанные логопедом.

Волки рыщут–пищу ищут.

Щипцы да клещи–вот наши вещи.

Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще.

Жалобно щенок пищит, тащит он тяжёлый щит.

Два щенка щека к щеке щука проглотила щётку,

Щиплют щетку в уголке. Щётка ей щекочет глотку.

Да у щётки половой «Удивительное дело!

Палка есть над головой. Что же я за рыбку съела?»

Палка щёлк щенков с плеча!

Два щенка ушли ворча.

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

Щучке плыть вокруг леща, плавниками трепеща.

Щуку и леща в роще не сыщешь.

Ты нас, мама, не ищи, щиплем мы щавель да щи.

21. Прочтите и четко произносите звук Щ

Воробей

Я возвращался с охоты и шёл по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться. Впереди сидел молодой воробышек. Он беспомощно растопырил крылышки.

Вдруг сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал свое детище. Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака. Он пищал и дрожал от страха. И всё-таки не усидел на ветке. Я поспешил отозвать смущённого пса и ушёл. Я восхищался героизмом маленькой птички.

Щи не для щенка

Саша тащит щенка на кухню. «Я тебя щами угощу. Таких щей ты, Щенок, ещё не пробовал». Подтащил он щенка и ткнул носом в плошку со щами.

Но не хочет щей щенок.

Тявкнул он и–наутёк!

Видно, хочет молока.

Видно, щи не для щенка.

Посчитай сам

Как интересно самому посчитать на счетах! Но пятилетний Миша считать не умеет и только старшему брату мешает

.–Вова, а где щуки живут?

–Вова, а откуда у тебя счеты?

–Вова, а до скольких ты умеешь считать?

–Не мешай мне, пожалуйста, а то ведь со счета собьюсь!

–А я тоже хочу на счётах считать!–захныкал Миша.

–Почему обязательно на счетах? Можно и без них. Вот тебе ящичек, сбитый из дощечек. Посчитай-ка, сколько в нем дощек.

Товарищи

У меня есть несколько товарищей. Все они - настоящие мужчины. У них сложные профессии. Мой первый товарищ – пильщик. Он работает в роще. Мой второй товарищ – каменщик. Он работает в пещерах и ущельях. Мой третий товарищ – сварщик. Он сваривает металлические белки на строительных площадках. Мой четвертый товарищ – регулировщик, а пятый товарищ – ныряльщик, он плавает среди щук и лещей. А я – веселый барабанщик.

Котище

Наш кот Котище - настоящий хищник. У него острые когтищи, длинные усищи и зеленые глазищи. Мышки в ужасе пищат, когда видят нашего Котищу. Мышки для него – любимая пища. Недавно Котище украл у ныряльщиков лещей прямо из ведра. Все луговые ящерицы боятся нашего Котищу. И только один враг есть у Котищи – лесной клещ. Клещи больно кусают его за пушистые щеки и длинный хвостище. Но есть у нашего Котище и товарищ – соседский щенок деда Щукаря. Только он не боится нашего Котищу и весело играет с ним в чехарду.

Посылка

В почтовый ящик нам положили извещение, что на почте нас ожидает посылка. Мы сели на велосипеды и помчались через рощу, как настоящие гонщики. Почта стояла на городской площади. В посылке нас ждало настоящее угощение: свежий щавель для щавелевых щей и овощи для настоящего борща. Это бабушка нам прислала такой щедрый подарок.

Щенок

У Васи жил щенок Сенька. Щенок всегда боялся щетки. С ним однажды приключилось следующее. Однажды щенок грыз щепку около ящика с овощами. А за овощным ящиком стояла щетка. Щенок, играя, подкинул щепку и сдвинул ящик, а ящик - щетку. Щетка упала, отвесила щенку затрещину да еще и щелкнула по носу. С тех пор щенок Сенька и боится щетки.

Профессии

Существует много разных профессий. Продавщица продаёт вещи, каменщик строит дома, часовщик чинит часы, а вот дрессировщик дрессирует зверей, и перед ним трепещут даже злые хищники. Чаще всего в цирке выступают дрессированные львы и тигры. Их выступление — очень волнующее зрелище. На арене цирка строят специальную площадку, на которой будут выступать хищные звери. Весь зал с восхищением смотрит на арену, где, угрожающе открыв пасть и подняв голову, сидят на специальных дощечках необычные артисты, пугающие одним своим видом. Дрессировщик щёлкает хлыстом — и дикие хищники, один за другим, прыгают в горящий обруч. В конце представления дрессировщик угощает своих питомцев и говорит им ободряющие слова. Ощущения от увиденного зрелища надолго останутся со зрителями.

22. Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь.

Петя и Миша задавали друг другу трудные вопросы. Петя назвал такие слова: пильщик, каменщик, ныряльщик, стекольщик, дрессировщик, барабанщик, купальщик, часовщик–и спросил: «Какие из них обозначают, а какие не обозначают профессии?»

Миша ответил на вопрос и спросил у Пети: «А почему эти люди так называются?»

Расскажи о том, как мальчики отвечали на вопросы.

Жили-были два щенка. Мамой их была большая, умная, длинношерстная собака. Жили они у доброго лесника.

Продолжи рассказ

Публикации по теме:

«Автоматизация звука [л]» Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены.

Презентация на тему: «Автоматизация звука Р» Слайд 1 Автоматизация звука Р Слайд 2 Послушайте загадку: Проживает во дворе, в личном доме-конуре, И на всех, кого не знает, то рычит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Автоматизация звука Щ
Опубликовано: 29 января 2013 в 17:39
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Автоматизация звука Щ» (включая файлы) размещена пользователем ЕЛЕНА ХОЛОДНЯК в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД