Анна Филиппова
Автодидактичность центров по познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Автодидактичность центров по познавательно-исследовательской деятельности.
Как все мы знаем, детям свойственно быть любопытными и интересоваться происходящим вокруг. То, что взрослым кажется привычным и обыденным, ново и незнакомо ребенку. Ответы на детские вопросы можно искать с помощью увлекательных экспериментов. Возможность свободных практических
действий с разнообразными материалами, участие в элементарных опытах и экспериментах имеют большое значение для умственного и эмоционально-волевого развития ребенка, способствуют построению целостной картины мира, оказывают стойкий, долговременный эффект.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Принцип автодидактичности является наиболее подходящей формой
обучения и развития дошкольников. Он позволяет реализовать основную идею ФГОС ДО – ориентацию на личность ребенка, поддержку инициативы и индивидуализацию образовательного процесса, предоставление возможности быть самостоятельным.
Что же такое «Автодидактичная среда»? Вс просто- это среда, в которой ребенок самообучается, самообразовывается, саморазвивается.
Конкретный собственный опыт, а не объяснения и демонстрация волшебства, скорее приведет к тому, что дети захотят учиться. Поэтому особенно важно, чтобы каждый ребенок мог сам проводить все эксперименты. Преимущества автодидактического материала в познавательно-исследовательскойдеятельности в том, что он не требует постоянного присутствия взрослого. Он является стимулом для внутреннего самостоятельного развития ребенка, т. к. сориентирован на возраст ребенка и его психологические нужды. Знания сами «рождаются» в ребенке под воздействием данного материала. Только в ходе самостоятельной работы ребенок может развить свой интерес, экспериментировать, размышлять.
Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он
настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Поэтому исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Чаще всего самым любимым центром в познавательно-исследовательской деятельности, стоновится центр экспериментирования.
Для самостоятельной экспериментальной деятельности детей обязательным условием является наличие карточек- схем проведения опытов. Причем данные карточки составляются педагогами непосредственно под оборудование в данном центре. Все материалы и оборудование, которое необходимо для проведения опытов, можно сфотографировать и поместить на карточку-схему. Реб нок не увидит противоречий между фотографией на его карточке и тем, что находится в среде. Материалы и картотека опытов должны быть едины, чтобы дети самостоятельно могли работать в центре экспериментирования. Такие автодидактичные карточки помогут привить детям интерес к изучению науки, позволят проводить увлекательные и несложные исследования и опыты.
А как же фиксировать полученные результаты? Для этого необходимы карточки- фиксации результатов опытов. На таких карточках ход эксперимента фиксируется с помощью рисунков и записи комментариев детей. Карточки результатов опыта индивидуальны: ребята на них подписывают дату проведения опыта и свое имя.
Так же дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно изготавливать карточки-схемы опытов и экспериментов. Для удобства мы распечатали маленькие фотографии материалов для экспериментирования, имеющихся в нашей группе. Приклеивая их на картон и дорисовывая всевозможные знаки, отображающие последовательность действий, дети получают картотеку, изготовленную самостоятельно. Так же такие карточки-схемы дети просто рисуют, не используя фотографии.
Центр познания оборудован следующим образом: в центре находятся контейнеры и папки с разными заданиями по математике, пазлы, мозаика, настольный конструктор, настольно-печатные игры. Рядом с игровым набором или в самом контейнере размещаются карточки, на которых изображена условная система обозначения задания. Карточки можно придумывать и изготавливать самостоятельно. Рядом с центром расположены столы, за которыми можно работать.
В центре конструирования, как и в других центрах, все контейнеры визуализированы надписями и рисунками, обозначающими разный конструктор. В контейнерах так же имеются картчки-схемы с различными заданиями.
Родители так же внесли свой вклад в развитие предметно-пространственной среды. Находили в интернете готовые карточки к констркуторам, распечатывали, вырезали и ламинировали их.
Работая над созданием автодидактичной среды в группе, мы сделали вывод, что проводя собственные исследования, опыты и эксперименты, делая выводы и умозаключения, дети гораздо легче и естественнее постигают новое, чем когда получают знания в готовом виде. А для реализации подобной деятельности педагогу необходимо всего лишь предоставить в распоряжение детей заботливо созданную, богатую стимулами образовательную среду и разрешить детям самим проводить исследования и эксперименты.