Скудаева Елена Васильевна
Аукцион педагогических идей «Путешествие в мир культурного наследия»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, я рада вас приветствовать на моем Аукционе педагогических идей на тему «Путешествие в мир культурного наследия».
Хочу напомнить, что аукцион –это публичная продажа товара с использованием торгов. Товар продается в присутствии многих желающих –покупателей. Цена товара определяется в процессе того, как покупатели торгуются между собой за право купить товар.
Ведущий аукциона – сегодня буду я воспитатель Скудаева Елена Васильевна.
Аукционеры – гости и сотрудники детского сада, то есть вы, уважаемые коллеги.
Темочки:
Вы аукционеры имеете право ознакомиться и оценив все увиденное и проведенное, вы должны сказать – какой материал возьмете с собой, над каким материалом можно подумать и поработать, а какой материал не возьмете, и считаете не нужным и не актуальным. Обратите внимание: величина цены определяется вескими аргументами в пользу того, что именно Вам необходима эта идея или наоборот, что эта идея никогда не пригодится. Аукционеры имеют право участвовать в торгах неоднократно.
Итак, внимание!
Первая моя педагогическая идея : Мини-музей «Русская изба»
Приобщать детей к истокам русской народной культуры необходимо с детства. Часто мы забываем о своих корнях, не знаем обычаев и народных праздников. С этой целью в детском саду был создан мини-музей «Русская изба».
Цели и задачи, которые я ставила, создавая мини-музей:
1. Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.
2. Развивать воображение детей.
3. Обогощать словарь детей названиями и выражениями русского словаря.
4. Вести работу по нравственному воспитанию детей.
В мини-музее есть и русская печь, и домашняя утварь: чугунки, коромысло, прялка, люлька с младенцем, самовар, и много разной утвари. Входя в мини-музей на переднем плане находится стол с самоваром, посуда глиняная и деревянная, а также деревянные ложки. В «красном» углу расположен образ-иконка девы Марии с младенцем. Этот образ выражает как бы защиту детей, покровительства святой Девы Марии детям. На скамейке сидит образ деда, в руках у него балалайка, а в углу стоит баян. Рядом с баяном стоит прялка, веретено, на которое сматывались спряженные нити. По другую сторону избы стоит русская печь (имитация, на которой стоят чугунные горшки.
Возле тёплого места в избе весит люлька (деревянная детская кровать). В люльке лежит младенец (кукла). Люльку можно качать, напевая колыбельные песни. Мы часто предлагаем детям различные игры, слушание русских народных сказок, загадываем загадки, общаемся с детьми с помощью потешек, прибауток, пословиц (Без печи хата – не хата; Не красна изба углами, а красна пирогами; Умей в гости звать, умей угощать) (. Много чего есть в русской избе: керосиновая лампа, коромысло, расписной рушник (полотенце из домотканого холста.) . На полу постелены домотканые половики. Вся обстановка избы показывает домашний уклад русского народа.
Предметы располагаются так, чтобы можно было к ним подойти, рассмотреть и понять, как они действуют. Экспонаты музея используются в театрализованной деятельности, развлечениях. В музее вся обстановка способствует тому, чтобы детям было интересно и созерцать, и познавать, и заниматься, и играть.
Мини-музей «Русская изба» используется для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать. На базе мини-музея проводим развивающие познавательные занятия и развлечения. Экспонаты музея постоянно используются воспитателями на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и ручного труда, также используем на наших праздниках (деревянные ложки, платки). Особый интерес у детей вызывает люлька с младенцом, которому можем спеть колыбельную песенку. Но самое главное, дети осваивают правило гостеприимства, которым славится русский народ: «Чем богаты - тем и рады», «Какова хозяйка - таков и стол».
Задача любой экспозиции не только показать детям старинный быт, но и донести до их понимания, что это - неотъемлемая часть нашей культуры.
Мини - музей «Русская изба» помогает разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить нравственное воспитание детей, расширить представление детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими ранее, живущими сейчас, рядом.
Мини-музей «Русская изба» организовывали специально для реализации общих задач программы образовательного учреждения по нравственному воспитанию дошкольников. Содержание нашего мини-музея позволяет педагогам познакомить детей с нашей историей, фольклором, природой, бытом и подлинными предметами старины
Музей содержит очень древние реликвии русского народа, такие как: русская печь, люлька (зыбка, прялка, веретено, самовар, и много всего прочего.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать точную экспозицию, соответствующую требованиям музейного дела. Поэтому мы и создали мини-музей. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых он предназначен и размеры числа предметов в музее невелики.
Главное – мы достигли цели: создали общеразвивающее пространство - мини-музей. Он помогает воспитателям вести большую работу по нравственному воспитанию. Он сплотил коллектив, дал возможность творческой деятельности каждому из нас.
Вторая моя педагогическая идея : Совместная выставка детей с родителями на тему «Красота дымки».
Слабым местом в формировании правильных нравственных представлений, является семья. Многие родители даже не подозревают, что уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться социальные нормы, моральные требования и различные образцы поведения в ходе подражания, чаще всего родителям. Поэтому главной задачей в нравственном воспитании стоит донесение до семьи, что именно в ней должны сохраняться и ею передаваться обычаи и семейные ценности, переданные издавна и новые, созданные ими. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.
Поэтому, я решила объявить совместный конкурс для детей и родителей на тему «Красота дымки». Где было заявлено 2 номинации : живопись (акварель, карандаши, гуашь, фломастеры) и игрушка (соленое тесто, глина, пластилин).
При организации этого конкурса мною были поставлен цели:
- Сформировать понятие о народной дымковской игрушке, ее видах, традициях формы и росписи;
- Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью;
- Вовлечь родителей в образовательную деятельность для совместного проведение выставок, конкурсов;
- Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений между родителями и детьми.
И вот посмотрите, пожалуйста, что получилось.
Закончить мой аукцион хочется словами : «По сути, хорошая идея - это та, что сработала. Поэтому никогда не скажешь, что хорошо, а что плохо, пока не попробуешь» Нельсон Сампаю.
Ну,вот, и все на этом мой аукцион педагогических идей закончился. И как полагается в конце каждого аукциона, вы должны определиться, что вы захотите забрать с собой, а что не будете «приобретать» и конечно же хотелось, чтоб аргументировали свой ответ. Мне очень хочется услышать ваше мнение.