Ирина Иевская
Организация совместной деятельности педагогов школы по профилактике школьной дезадаптации ребенка с речевым недоразвитием
▼ Скачать + Заказать документы
Организация совместной деятельности учителя- логопеда, педагога- психолога, и учителя начальных классов по профилактике школьной дезадаптации ребенка с речевым недоразвитием.Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Практический опыт психологического и логопедического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.
Публикация «Организация совместной деятельности педагогов школы по профилактике школьной дезадаптации ребенка с речевым недоразвитием» размещена в разделах
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Родители и учителя все чаще сталкиваются с тем, что многие дети оказываются не в состоянии освоить школьную программу. От 4% до 25% ребятишек не способны при традиционной организации учебного процесса адаптироваться к школьным требованиям. Это происходит потому, что дети, имеющие одинаковый календарный возраст, могут находиться на разных этапах созревания.
Ребенку, поступающему в первый класс, необходим запас знаний об окружающих предметах, их свойствах, явлениях живой и неживой природы, о моральных нормах поведения. Важен при этом не столько объем знаний, сколько их качество: четкость и обобщенность представлений. Существенной стороной психической готовности является достаточный уровень эмоционально – волевого развития ребенка, при котором он может достаточно полно контролировать свое поведение. У детей с речевыми нарушениями период адаптации нередко проходит болезненно: усиливаются неустойчивость, отвлекаемость внимания, снижается память.
Чтобы грамотно оказать помощь нуждающимся в ней детям, необходимо выяснить в каждом конкретном случае, что является причиной дезадаптации. Возможно, это индивидуальные особенности интеллектуального развития, педагогическая запущенность, особенности семейного воспитания или взаимоотношения в школе и т. д.
Выясняется все это при совместной деятельности психолога, логопеда, учителя. Собирается информация о ребенке, начиная с рождения, возникновения заболеваний. Затем проводится психологическая диагностика и речевое обследование.
Проводя диагностику, психолог в нашей школе применяет комплекс психодиагностических методик, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, полно определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам:
• психологическая готовность ребенка к школе;
• особенности познавательных процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения);
• произвольность поведения;
• особенности мотивации.
Речевое обследование учителя- логопеда включает в себя следующие направления:
• правильность произношения звуков;
• умение различать звуки речи на слух;
• звуковой анализ и синтез слов;
• особенности лексики;
• сформированность грамматического строя речи;
• владение связной речью;
• развитие мелкой моторики;
• особенности пространственных и временных представлений.
Учитель начальных классов дает информацию о сформированности навыков учебной деятельности, особенностях общения, межличностных отношениях в классе.
По результатам диагностического обследования психологом заводятся карты возможностей учащихся, где отражаются особенности внимания, памяти, мыслительных операций. Логопедом заполняются речевые карты. Учитель знакомится с результатами обследования и осуществляет индивидуальный подход на своих уроках. Коррекционная работа проводится каждым специалистом на индивидуально- коррекционных занятиях по подгруппам и группам. Содержание этих занятий исключает формальный механический подход и натаскивание в формировании отдельного навыка. Учитель стремится к созданию условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом.
Психологом проводятся занятия по коррекции психических процессов, снятию тревожности, адаптации к школьной жизни. Логопедом решаются проблемы речевого недоразвития, ведется работа по предупреждению нарушений чтения и письма, проводятся комплексные упражнения для развития артикуляционного аппарата.
Цель нашей совместной работы – создание условий для полноценного творческого развития речи детей, коррекции психических функций.
Сотрудничество в работе психолога, логопеда и учителя дает позитивные результаты. Но большое значение в коррекционной работе имеет работа педагога с родителями. Правильное взаимодействие между детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка, его адаптации к школьной жизни. Работа с родителями заключается в том, чтобы научить их поддерживать ребенка, обращать внимание на позитивные стороны поступков ребенка, поощрять то, что он делает, вместо того чтобы обращать внимание на ошибки и плохое поведение. Поддерживать ребенка – значит верить в него.