Карина Рамильевна Илиовски
Аспекты взаимодействия педагога дошкольного учреждения с семьей трудного ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Семья. Семья – это социальный институт, а значит общественный, а не частный. Для ребенка это источник социального опыта. В семье ребенок получает пример для подражания, здесь происходит первичная социализация, формирование его личности. Мы должны быть заинтересованы вырастить нравственно-здоровое поколение.
Укреплению семьи всегда уделялось большое внимание, и «вместе с тем все чаще звучит обоснованная тревога по поводу недостаточного участия родителей в жизни своих детей. И в связи с этим встает вопрос о необходимости поднять ответственность взрослых за воспитание детей начиная с самого раннего возраста. Обычно мы начинаем предъявлять определенные требования папам и мамам, когда дети посещают старшую или подготовительную группу. А к этому времени у многих родителей уже сформирована психология иждивенческого подхода к государственной системе воспитания». (1) То есть многие родители искренне уверены в том, что ребенок должен воспитываться, обучаться в детском саду и школе, а дома только отдыхать. Таким образом, родители с подобным мировоззрением полностью снимают с себя ответственность за воспитание ребенка. В итоге ребенком дома никто не занимается, и проводит время он преимущественно у телевизора или компьютера. Недостаточность внимания не проходит бесследно для ребенка : начинаются проблемы в эмоционально-волевой сфере, а точнее проблемы в поведении, во взаимоотношениях со сверстниками, папой и мамой, братьями и сестрами. Он начинает превращаться в этакого бунтаря или, если хотите, агрессора и становится изгоем в группе детского сада или школы, и, конечно же, огорчением для педагога и родителей.
Публикация «Аспекты взаимодействия педагога дошкольного учреждения с семьей трудного ребенка» размещена в разделах
Еще Т. П. Хризман писал, что трудных детей не бывает, что это мы делаем их трудными. Нельзя не согласиться. Известно, что агрессивное поведение есть ни что иное, как защитная реакция. Всему есть своя причина: страх, гипо- и гиперопека родителей, неприятие детей родителями, безразличие и враждебность со стороны родителей, агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями т. д.
Если раньше термин «трудный ребенок» был применим преимущественно к подросткам, то теперь все чаще и к детям дошкольного возраста. Общаться с родителями ребенка с девиантным поведением достаточно сложно. Во-первых, априори для каждого (или почти каждого) папы и мамы его ребенок «хороший», и увидеть и принять его другим зачастую родители и не хотят и не могут. Сразу хочу оговориться, что не бывает плохого или хорошего ребенка, есть плохое или хорошее поведение. Во-вторых, как правило, среднестатистический родитель имеет достаточно низкую психолого-педагогическую культуру и порой взрослый просто не в состоянии справиться с возрастающей агрессией своего ребенка. Такие родители не понимают в какое русло направить его энергию. На мой взгляд, в этом им могут и обязаны помочь педагог и психолог дошкольного учреждения.
На сегодняшний день одной из актуальнейших задач, и я бы даже сказала приоритетных, которые ставит перед собой воспитатель детского сада, является работа с родителями ребенка. Не будет преувеличением сказать, что полноценная работа педагога невозможна без активного сотрудничества с ними. Всякое сотрудничество всегда есть двустороннее, заинтересованное взаимодействие.
Сложившиеся формы работы с семьей (собрание, мастерклассы и т. д.) малопривлекательны. Сколько труда, выдумки требуется от воспитателя, чтобы собрать пап и мам даже на хорошо подготовленное собрание!
Как известно, воспитание дошкольника осуществляется в рамках личностно-ориентированного подхода. Работа с родителями должна, как мне кажется, осуществляться в том же ключе. На родительском собрании разговор о детях идет, увы, не с каждым в отдельности. Именно поэтому я считаю целесообразным использование частых индивидуальных консультаций. Говорить с родителями приходится не только о положительных моментах в семейном воспитании, но и об отрицательных. Как я уже сказала, что сделать это достаточно сложно, так как требует от педагога определенных эмоционально-волевых усилий. На что не каждый способен в силу своего характера. Не исключены споры, разногласия по тому или иному вопросу. Но именно в эти моменты открываются истинная позиция семьи, ее воспитательный потенциал. Я глубоко убеждена, что держать папу и маму в неведении абсолютно неверная позиция со стороны педагога, хотя бы потому, что дошкольный возраст – это тот возраст, когда еще не поздно провести коррекционно-воспитательную работу.
Итак, как сказать родителям об ошибке в их воспитании, неправильном поведении, чтобы не вызвать негативной реакции? Как сделать так, чтобы вызвать нужную реакцию, чтобы беседа происходила в спокойном, доброжелательном и деловом тоне?
Во-первых, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности, что основа отношения к нам человека закладывается в первые секунды. Учебной литературы по социальной психологии и психологии взаимоотношений достаточно много, но все ученые сходятся в одной парадигме: для того, чтобы собеседник захотел с вами общаться, необходимо продемонстрировать это. Как?
• Улыбка,
• имя собеседника (обращаться нужно по имени и отчеству, обращение по имени во время спора обычно снижает накал страстей,
• комплимент (используется так называемый косвенный комплимент – хвалим не самого человека, а то, что ему дорого. В нашем случае – ребенок).
Это три кита, на которых стоит все общение!
Приведу ниже шесть правил известного социального психолога Д. Карнеги:
Шесть способов располагать к себе людей:
1. Проявляйте искренний интерес к другим людям.
2. Улыбайтесь! Ведь это простейший способ произвести выгодное первое впечатление.
3. Помните, что для человека звук его имени - самый сладкий и самый важный звук человеческой речи.
4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать вам о себе - это легчайший способ стать хорошим собеседником.
5. Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника.
6. Давайте людям почувствовать их значительность и делайте это искренне. (2)
Думается, нет необходимости комментировать их.
Во-вторых, не следует садиться за «стол переговоров». Стол – это барьер. Как впрочем, и скрещенные руки и ноги, сжатая поза.
Ни в коем случае не нарушайте границу личностного пространства – это причинит дополнительный дискомфорт собеседнику. 1-1,5 метра – наиболее оптимальное расстояние.
В-третьих, педагог не имеет право давать оценку ребенку, оцениваем лишь его действия, поведение. Иначе навешенный ярлык драчуна лишь больше будет способствовать решать конфликты силой. Так же и в методах воспитания, нельзя акцентировать свое внимание на плохом поведении. Необходимо выработать мотивационную систему воспитания, направленную на закрепление «хорошего» поведения.
Не следует делать замечания родителям в присутствии детей, обсуждать их педагогическую несостоятельность. Таким образом, вы поставите себя в роль всесильного и непогрешимого, что, конечно, усложнит взаимопонимание. В психологии взаимоотношений такая ролевая конструкция называется «Взрослый-Ребенок». Позиция Взрослый – это позиция сверху. Позиция Ребенок – это позиция снизу. (3) Такая конструкция условно уже конфликтная. Объясняется это просто – никому не нравится, когда кто-то стоит в отношениях сверху. Таким образом, просить совета родителей в воспитании их ребенка и прислушиваться к ним это НОРМАЛЬНО. Никто не знает лучше своего ребенка, чем мама или папа, которые его родили.
Достигнув единства в понимании и придя к консенсусу, педагог и родители разрабатывают единый «стандарт», то есть целый ряд согласованных мер целенаправленного воздействия на ребенка; не ослабляют ни под каким предлогом единые требования к воспитанию. Воспитателю и родителям следует активно поддерживать достигнутое единство в воспитательных мерах и постоянно работать над укреплением педагогики сотрудничества, а также регулярно анализировать результаты проделанной работы по коррекции девиантного поведения.
Ниже мне хотелось бы привести «Памятку для родителей по профилактике детской агрессивности» представленной в книге Т. Н. Зениной «Родительские собрания в детском саду» (4)
1. Сделайте так, чтобы избавить ребенка от переживаний, стрессов, конфликтов, тревоги и неуверенности в своих силах в семье.
2. Будьте примером поведения для ребенка : не допускайте вспышек гнева, не говорите плохо о людях, не стройте при нем планов мести.
3. Обсуждайте с ребенком возможные варианты его поведения. Пусть он сам скажет, когда был не прав, и почему возникла ссора и драка.
4. Не забывайте лишний раз пожалеть, приласкать и похвалить ребенка.
5. Ребенок должен расти с уверенностью в том, что его любят, что он самый дорогой, что в трудную минуту жизни он может прийти к Вам за помощью и поддержкой.
6. Предложите ребенку игры и упражнения на снятие напряжения, эмоциональное расслабление, на расширение поведенческого репертуара:
• «Воздушный шарик». – Ты шарик. Вот ты сердишься, все больше и больше (надуваете шарик). Злости все больше, ты уже весь ею заполнен – вот как этот шарик, такой же надутый. Что произойдет? Еще немного злости, и шарик лопнет (продемонстрировать ребенку, как лопнет шарик). А если осторожно выпускать воздух, то он останется целым, не лопнет.
• «Брыкание». – Ребенок, лежа на ковре, брыкается как жеребеночек, как большая лошадка.
• Прыгать как кузнечик, козленок, лев, кенгуру, дождевые капельки.
• Посидеть как бабочка на цветке, бабушка в кресле, наседка на гнезде, цветок на клумбе.
• Походить как медведь по лесу, хитрая лиса, котенок, черепаха.
• Поплавать как золотая рыбка, злая акула, огромный кит, зубастый крокодил.
• Полетать как снежинки, гуси-лебеди, Баба-яга на метле, маленький воробей, большой орел, легкое облачко, пчелка над цветами.
Я бы добавила к этому еще пару пунктов:
• Исключение или хотя бы ограничение в просмотре разного рода боевиков, в компьютерных играх.
• Когда ребенок спокоен и ведет себя удовлетворительно, необходимо сделать акцент на том, что поведение его заметно улучшилось.
Список литературы:
1. З. Скачкова. Педагогика сотрудничества : детский сад – семья – общественность. / / Дошкольное воспитание. - №4.- 1990. – С. 28-30.
2. Д. Б. Карнеги. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. – М. :Прогресс, 1990.
3. Eric Berne. Games People Play : The Psychology of Human Relationships. - New York : Ballantine Books, 1964.
4. Т. Н. Зенина. Родительские собрания в детском саду. – Москва, 2008.