Ирина Баташан
Ассоциативное мышление дошкольников через интеллект-карты
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, Маамовцы! Предлагаю вашему вниманию одну из интересных методик, которую я применяю в своей работе с обучающимися, для развития ассоциативного мышления ИНТЕЛЕКТ-КАРТЫ" и всестороннего развития в соответствии с требованиями ФГОС. Данный метод был разработан британским психологом Тони Бьюзен. Автором методики запоминания, творчества и организации мышления «интеллект-карты» Автор и соавтор более 100 книг, переведенных на десятки языков и проданных многомиллионными тиражами.
Публикация «Ассоциативное мышление дошкольников через интеллект-карты» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Метафорические карты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Что такое интеллект-карты в детском саду? Это инструмент визуального отображения информации, позволяющий эффективного структурировать и обрабатывать эту информацию. Дословно переводится как «карта ума». Что должно быть в интеллект карте? Она представляет собой древовидную схему, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Ветви, имеющие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Принципы создания интеллект-карт 3 шага:
1. Главная тема располагается в центре листа (наклеивается картинка, рисуется символ).
2. Лист располагается горизонтально или вертикально.
3. От центральнои темы проводятся расходящиеся ответвления (в любом направлении, используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
4. Маленькими веточками и (или) столбиком размещается содержание подтемы. В процессе моделирования добавляются картинки, символы и иллюстрации.
Тони Бьюзен – автор методики интеллект-карт – дает следующие рекомендации по созданию ментальных карт на бумаге:
1. Ключевые слова помещаются не в прямоугольниках или всевозможных пузырях, висящих на ветках, идущих от основной идеи, а на самих ветках.
2. Ветки должны быть живые и гибкие, чтобы исключить создание монотонных объектов.
3. На каждой линии пишется только одно ключевое слово. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
4. Длина линии равняется длине слова.
5. Слова пишутся печатными буквами. Они должны быть четкие, легкие в прочтении.
6. Размеры и толщина букв и линий должны варьироваться в зависимости от важности. Это позволит внести разнообразие, поможет сосредоточиться на главном.
7. Используются разные цвета. Каждая ветвь может иметь свой цвет.
8. Должны использоваться рисунки и символы, особенно в центральной части.
9. Пространство должно быть заполнено, на карте не должно быть пустых мест, однако и перегружать её не стоит. Для создания небольших карт используется формат бумаги А4, для более крупных – А3.
10. Если ветви чересчур разрослись, их можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
11. Лист должен быть расположен горизонтально – тогда будет удобнее читать карту.
12. Когда создание карты закончено, следует визуально оценить её. Если какая-то ветвь покажется некрасивой, это означает, что вопрос требует доработки, в понимании этой части вопроса мало ясности.
Последовательность таких лексико-грамматических занятии должна быть выстроена в порядке возрастающеи сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания (теория поэтапного формирования умственных деи ствии, разработанная психологом П. Я. Гальпериным).
В результате можно обозначить такой порядок работы с применением интеллектуальных карт:
1. Выделение основных (ключевых) понятии по теме.
2. Называние картинок, изображенных на карте.
3. Составление предложении по каждои «ветке» дерева.
4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальнои карте.
5. Наглядность при данном виде работы максимально представлена в виде предметов, объектов, рисунков и порядка деи ствии с ними, наблюдаемых детьми на карте.
6. План рассказывания соответствует порядку картинок, последовательно выстроенных на каждои ветке дерева.
7. Наличие модели высказывания помогает успешно составить связное высказывание, а также создает предпосылки для работы над творческим рассказыванием.
Таким образом, наглядность и план высказывания, а также образец рассказа, данныи педагогом, обеспечивают составление рассказа детьми.