Наталия Шаманская
Артикуляционная моторика дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В век информационных технологий, всё больше детей дошкольного возраста имеют различные речевые нарушения. Дефекты звукопроизношения – наиболее распространенный вариант речевых нарушений у дошкольников. Нарушение звукопроизношения имеют разный характер, у некоторых детей нарушается одна группа звуков, чаще всего сонорные, у других же детей нарушаются одновременно разные группы звуков – шипящие, сонорные, заднеязычные и др. Причиной дефектного звукопроизношения обычно – недостаточная сформированность и подвижность артикуляционной моторики.
Публикация «Артикуляционная моторика дошкольников» размещена в разделах
Артикуляционная моторика – это фундамент правильного речевого развития, от правильных двигательных функций зависит четкость дикции, слаженность, ритм и если ребенок не может артикулировать правильно, то и речь будет не внятная, не правильная.
Становление артикуляционной моторики, при нормальном развитии, обычно завершается в старшем дошкольном возрасте – к 5 - 6 годам.
Артикуляционный аппарат начинает свое развитие с самого рождения ребенка, но находится на уровне рефлексов – движения которые ребенок выполняет при сосании: так, например, мы можем отнести к артикуляционным движениям – вытягивание губ, прижимание передней части языка к твердому небу и напряжение круговой мышцы рта, а так же мышцы щек и губ.
Ребенок рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции, но прежде чем он сможет произносить членораздельные звуки ему необходимо пройти длительный подготовительный период - доречевой.
Доречевой период – период подготовки к собственной речевой деятельности. Ребенок не осознанно упражняется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, происходит координация слуховых и речедвигательных образов, отрабатывается интонационная структура родного языка, формируются предпосылки для развития фонематического слуха, без которого невозможно произнесение самого простого слова. Огромное значение имеет гармоничное развитие фонематической стороны речи, двигательной сферы, в совершенствовании работы периферического речевого аппарата.
Недостатки артикуляционной моторики чаще всего проявляются в виде неправильного звукопроизношения, так, например, при недостаточной подвижности губ, произношение гласных и согласных звуков будет затруднено, особенно таких звуков, как [о и у], если малоподвижный язык, то большинство звуков ребенку будет недоступно для произношения. При аномалии в строении или недостаточной подвижности челюсти, чаще всего нарушается звукопроизношение шипящих и свистящих звуков.
Как известно и на это указывают многие авторы, главным органом артикуляции, является язык. Язык — массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Сложно переплетенная система мышц языка, разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и степень напряжения языка. Это имеет очень большое значение, так как язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных).
Одна из главных ролей в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому нёбу, альвеолам. Артикуляция состоит в том, что перечисленные органы образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к нёбу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам. Так, например губы могут: вытягиваться в трубочку или слегка выдвигаться вперед как рупор при образовании звуков [у, ш, ж], округляться, если это звук [о], обнажать передние верхние и нижние зубы [с, з, ц, л]. Более подвижной считается нижняя губа, она смыкается с верхней губой при произношении губно - губных звуков [п, б, м], либо образовывая щель, приближаясь к верхним передним зубам для образования губно - зубных звуков [в, ф].
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, что особенно важно при образовании гласных звуков.
Взаиморасположение верхнего и нижнего зубных рядов при сомкнутых челюстях называют прикусом. При нормальном строении челюстей и зубной системы верхняя зубная дуга несколько больше нижней, так что при смыкании челюстей нижние передние зубы слегка прикрываются верхними, причем все зубы верхнего ряда соприкасаются со всеми зубами нижнего ряда. Такой прикус считается нормальным.
Когда мягкое небо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки [м], [м’], [н], [н’]. Если мягкое небо поднять, то оно прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос, тогда выдыхаемая струя воздуха идет только через рот, и образует ротовые звуки.
Таким образом, формирование звукопроизношения в онтогенезе человека осуществляется последовательно, со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Становление артикуляционной моторики в норме завершается к 5 - 6 годам, но начинает свое развитие с самого рождения. При произнесении различных звуков речевые органы занимают строго определенное положение. Звукопроизношение не будет четким и понятным, если какой либо орган артикуляции – язык, губы или челюсть, не достаточно подвижен. Так как в речи звуки произносятся не изолированно, а слитно, плавно следуя один за другим, то и органы артикуляционного аппарата быстро переходят из одного положения в другое. Четкое произношение звуков, слов, фраз возможно только при условии достаточной подвижности органов речевого аппарата, их способности быстро перестраиваться и работать четко, строго координировано, дифференцировано.